рекомендации

пятница, 12 февраля 2010 г.

Крылатая ракета Martin MGM-1 Matador

Martin MGM-1 Matador была первой развернутой американской крылатой ракетой класса "земля-земля", концепция которой была заимствована у немецкой Фау-1. Компания Martin Co. получила контракт на разработку околозвуковой крылатой ракеты класса "воздух-воздух" малого радиуса действия в рамках проекта военно-воздушных сил MX-771. Ракета получила обозначение SSM-A-1, которое редко использовалось.
После первых бросковых испытаний деревянных макетов 20 января 1949 года состоялся первый пуск реальной ракеты (названной XSSM-A-1) на ракетном полигоне White Sands. Для испытания системы управления был проведен пуск ракеты YSSM-A-1. Хотя программа Matador была свернута в 1949 году, с началом Корейской войны она была снова запущена с высшим приоритетом.
В 1951 году военно-воздушные силы приняли свою систему обозначения для, соответствующую обозначениям самолетов, чтобы подчеркнуть свою точку зрения, что крылатые ракеты являются ничем иным как беспилотные летательные аппараты. Ракеты Matador были классифицированы как беспилотные бомбардировщики и получили название XB-61 и YB-61 вместо XSSM-A-1 и YSSM-A-1 соответственно.
Ракет B-61A было произведено немного больше, чем XB/YB-61, они имели переработанный планер и высокорасположенные крылья вместо среднерасположенных. Первый дивизион, оснащенный ракетами Matador, был развернут в конце 1953 года. В-61А была оснащена ядерной боеголовкой W-5 мощностью до 50 кт. Ракета управлялась по радио с помощью установленного на ней радиомаяка AN/APQ-11 оператором, который осуществлял контроль с помощью сети наземных радаров AN/MSQ-1. Эта система управления с линией визирования ограничивала радиус действия ракеты 400 км. Кроме того, она имела низкую помехоустойчивость.
В 1955 году ВВС посетила новая идея относительно обозначений ракетной техники, в результате В-61А была переименована в тактическую ракету TM-61A.
ТМ-61В была значительно улучшенной ракетой. В связи с большим количеством изменений, внесенных в конструкцию, ее решили переименовать в TM-76 Mace.
Разаработка TM-61B/TM-76 заняла больше времени, чем ожидалось, поэтому в 1954 году ВВС начали разрабатывать промежуточный вариант TM-61C. Она имела новую систему управления Shanicle (Short Range Navigation Vechicle). Shanicle использует наземные микроволновые излучатели для генерации гиперболической сетки по дальности и азимуту, которая использовалась для наведения ракеты на цель. С этой новой системой радиус управления увеличился до максимальной дальности полета ракеты, около 1000 км. TM-61C начала поступать на вооружение в 1957 году и скоро полностью заменила TM-61A.
В 1963 году ТМ-61С была переименована в MGM-1C, хотя последний Matador был выведен из боевого состава еще в 1962 году. Обозначения MGM-1A/B не использовались, поскольку ракет TM-61A к этому времени уже не существовало, а TM-61B/TM-76 Mace была переименована в MGM/CGM-13. Всего было произведено около 1200 ракет TM-61A/C.

Служба

Подразделения, вооруженные ракетами Matador, базировались на авиабазе Bitburg в Западной Германии, в г. Тайнань на Тайване и в нескольких местах в Южной Корее. Специальные учебные центры были созданы на заводе Glenn L. Martin и авиабазе Lowry, оба в Денвере, штат Колорадо. Учебные полигоны были расположены на авиабазе Orlando   и на мысе Канаверел, штат Флорида. После снятия с вооружения ракеты, находившиеся на Тайване, были разрезаны и проданы на металлолом. Машины обеспечения, представлявшие собой 2,5 и 5-тонные грузовики, были реализованы на местном рынке. Предположительно и в других местах ракеты были ликвидированы таким образом.

Комплектация

Расчет пусковой установки Matador состоял из 11 человек: один пусковой офицер, обычно 1-й лейтенант (О-2) или молодой капитан (О-3), один командир расчета, обычно техник-сержант (Е-6), два техника по боеголовкам, два техника по системам управления полетом, два техника по системе наведения, два техника по планеру и двигателям, один из которых выполняет также обязанности оператора крана, и один техник по ракетному ускорителю. Так как система, по крайней мере теоретически, являлась мобильной, все пусковое оборудование было смонтировано на грузовиках и трейлерах. В результате большинство членов расчета кроме своих основных обязанностей, являлись водителями. 
Для одной ракеты Matador требовалось много транспортных средств для ее перевозки и соответствующего оборудования. Сюда входила транспортная машина, которая представляла собой полуприцеп с короткой базой. На ней осуществлялась перевозка ракеты с отсоединенными крыльями, которые также перевозились на этом полуприцепе. Кроме того, имелась пусковая установка, представлявшая собой полуприцеп длиной более 12 м и весом 13,5 т. Помимо этого, расчет включал фургон для системы наведения, фургон для перевозки боеголовки, дизельный генератор мощностью 60 кВт, тягач, гидравлическую секцию, мобильный блокгауз и смонтированный на грузовике гидравлический кран. Имелось несколько грузовиков грузоподъемностью 2,5 и 5 т для буксировки и перевозки оборудования. В некоторых дивизионах каждый расчет имел большой трейлер, в котором хранилось оружие, амуниция и запчасти.
Обычно на ракетной базе имелся активный или "горячий" пусковой стол, на котором находилась готовая к пуску ракета. Этот стол обслуживался дежурным расчетом. По нормам время подготовки ракеты к пуску составляло 15 мин, но некоторые расчеты укладывались в 6 минут. На базе имелся обычно запасной пусковой стол, на котором находилась ракета в пониженной степени боеготовности. Этот пусковой стол обслуживался запасным расчетом и время подготовки к пуску составляло 20 - 30 мин. 
Часто тренировки расчетов сопровождались полетами самолетов T-33, на которых была установлена система наведения MSQ-1. Истребители F-100 Super Sabre из 36-го и 50-го тактических истребительных авиакрыльев обычно использовались для имитации пусков ракет во время тренировок. Самолет пролетал над пусковой установкой на очень малой высоте и имитировал профиль полета ракеты, управляемой системой наведения. Это давало расчетам практику управления ракетой в полете, а летчикам-истебителям - тренировки в полетах на малой высоте.
Профиль полета ракеты был очень простым и предсказуемым. При запуске срабатывал ракетный ускоритель, который за 2,5 с разгонял ракету до 460 км/ч, при этом Matador пролетал около 500 м. После этого ускоритель отделялся и ракета продолжала лететь в заданном направлении, набирая высоту, управляемая оператором наведения. Средств управления скоростью и высотой полета не имелось, ракета просто летела с максимальной скоростью, пока не выходила на свой потолок по высоте. Когда до цели оставалось около 10 км, по команде оператора ракета переводилась в режим пикирования на цель под углом, близким к вертикали. При достижении заданной высоты, измеряемой радиовысотомером, срабатывал взрыватель. Если радиовысотомер отказывал, использовался резервный барометрический взрыватель. Если и он не срабатывал, подрыв производился контактным взрывателем.  
Как и у всех ракет того времени, точность наведения была низкой. Попадание в круг радиусом 1,8 км считалось успешным. Хотя ракета классифицировалась как тактическая, она не имела технической возможности поражать отдельные цели.

Тактико-технические характеристики


Длина, м12,1
Диаметр фюзеляжа, м1,2
Размах крыльев, м8,7
Стартовая масса, т5,4
Тип двигателяТРД Allison J33-A-37
Тяга двигателя, кН20
Тяга твердотопливного ускорителя, кН240
крейсерская скорость, км/ч1040
высота полета, м11000
Максимальная дальность стрельбы, км1000
Тип боевой частиядерная W-5, 55 кт


Комментариев нет:

Отправить комментарий