рекомендации

четверг, 11 марта 2010 г.

Межконтинентальная баллистическая ракета DongFeng 5 (CSS-4)

DongFeng 5 ( обозначение NATO: CSS-4) - жидкотопливная двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета, разработанная в  China Academy of Launch Vehicle в Пекине. На сегодняшний день на вооружении НОАК находятся 20 - 30 усовершенствованных ракет DongFeng 5А, которые являются основным инструментом политики ядерного сдерживания. Кроме того, на основе DongFeng 5 были разработаны космические ракеты-носители FengBao 1 (FB-1) и ChangZheng 2 (CZ-2 или Long March 2), которые являются основой китайской космической программы. DongFeng 5 - это двухступенчатая ракета с двухкомпонентным жидким топливом - несимметричный диметилгидразин (UDMH) и тетроксид азота (N2H4) в качестве окислителя. Она несет моноблочную термоядерную боевую часть массой 3200 кг и мощностью 3 Мт, и имеет максимальный радиус действия 10000 - 12000 км. DongFeng 5 - это первая настоящая МБР китайской армии, способная достичь целей в западной части США и на большей части Европы.
DongFeng 5 производилась на базе 062 (также известной как Sichuan Aerospace Industry Corporation, Sichuan Space Bureau, Sichuan Academy of Space Technology, или 7th Space Academy), расположенной в Chengdu, провинция Sichuan, а также на фабрике 211 (также известной как Capital Machinery Factory, Capital Astronautic Corporation, или Beijing Wanyuan Industry Corporation) в Пекине. Фабрика 211 производила также ракеты-носители на базе DongFeng 5.
В 1986 году была представлена улучшенная модификация DongFeng 5А. Была повышена надежность, точность, радиус действия увеличен до 13000 км. Теперь ракета могла достичь целей на большей части территории США. К 1992 году выпущенные в 80-х годах ракеты DongFeng 5 были модернизированы до уровня DongFeng 5А. В 1994 - 1995 годах было выпущено еще 8 ракет DongFeng 5А.

Конструкция

DongFeng 5 унаследовала от более ранних проектов двухступенчатую конструкцию. Первая ступень состояла из четырех двигателей YF-20 тягой по 75 тонн с качающимися соплами. Вторая ступень имела один двигатель YF-22 с тягой 75 т и фиксированным соплом, а также поворачивающийся управляющий двигатель с четырьмя камерами тягой по 4,8 т, который предназначен для корректировки траектории и продолжает работать в течение 190 с после выключения основного двигателя. Он обеспечивает широкий диапазон доступных для боеголовки траекторий в верхних слоях атмосферы. Обе ступени работают на комбинации топлива UDMH/N2O4. Топливные баки изготовлены из высокопрочного и легкого алюминиево-медного сплава, а боеголовка покрыта углеродно-кремниевым теплозащитным покрытием.
Ракета использует инерциальную систему наведения с бортовым компьютером. КВО составляет 1000 м. Максимальная нагрузка составляет 3200 кг, мощность моноблочной термоядерной боевой части - 3 Мт. DongFeng 5 может нести одну или несколько ложных целей. В 1999 году сообщалось, что DongFeng 5А может быть доработана для установки 4 - 6 легких боеголовок индивидуального наведения от DF-31, но, насколько известно, такой модернизации не проводилось.
Большинство испытательных пусков DongFeng 5 проводились со стационарных пусковых установок на базе 20  (Shuang Cheng Tzu) или из шахтных пусковых установок на базе 25 (Wuzhai). Ранние варианты DongFeng 5 требовали около 5 часов для подготовки к пуску, однако это время может быть уменьшено до 1 - 2 часов при использовании компьютеризированных пусковых систем.
DongFeng 5, стоящие на вооружении, используют два метода старта: стационарный и мобильный. Большинство ракет размещены в шахтно-пусковых установках и поддерживаются готовыми к пуску. Остальные хранятся в горизонтальном положении в туннелях под высокими горами и могут быть запущены непосредственно от выхода из туннеля. Последний вариант предназначен для повышения живучести ракет в условиях превентивного ядерного удара.
Для повышения живучести этих ракет китайской армией было построено большое количество ложных шахтно-пусковых установок. Применение современных технологий и внедрение компьютеризированных систем управления позволило значительно сократить время подготовки к пуску.

Служба

Количество ракет, находящихся на боевом дежурстве, по разным данным составляет от 10 до 30. Согласно некоторым докладам в 2008 году в составе НОАК было три бригады, вооруженные ракетами DongFeng 5. Каждая бригада имела 6 - 10 ракет. С 2000 года все бригады были оснащены модернизированными ракетами DongFeng 5A. 
Первая из них, 801-я бригада (индекс 96261) - самое старое ракетное подразделение во 2-м артиллерийском корпусе НОАК, подчинена базе 54. Она базируется в городе Lingbao, провинция Henan в центральном Китае. В начале 1995 года было объявлено, что проект "Великая стена" для стратегических ракетных сил был завершен после 10 лет строительства в горном хребте Tai-Hang на границе провинций Hebei и Shanxi. Согласно сообщениям в новостях, десятки тысяч китайских инженеров в течение 10 лет прокладывали туннели в этих горах. По некоторым данным, данный комплекс позволяет хранить, транспортировать по туннелям и готовить к пуску ракеты DongFeng4 и DongFeng5. Исходя из места базирования, 801-я бригада скорее всего обслуживает данный комплекс.
804-я бригада (индекс 96263) также подчинена базе 54. Штаб бригады находится в округе Luanchan города Luoyang, провинция Henan. Бригада оснащена предположительно 6 - 10 ракетами DongFeng 5A в шахтных пусковых установках вблизи горы Funiu.
Третья бригада, 803-я (индекс 96311), по имеющимся данным была сформирована в 1996 году и подчинена базе 55. Штаб бригады находится в округе Jingzhou города Huaihua, позиции находятся в горном массиве провинции Hunan. Бригада находится в боевой готовности с конца 90-х годов.

История разработки

В процессе разработки ракет средней дальности DongFeng 3 (CSS-2) и DongFeng 4 (CSS-3) китайские лидеры приняли решение о начале разработки первой настоящей МБР, способной достичь территории США. Техническое задание на разработку МБР DongFeng 5 было выдано в мае 1965 года. Два приехавших из США специалиста-ракетчика: Tu Shou’e (заместитель начальника 1-й космической академии) и Ren Xinmin, были назначены руководителями работ по разработке ракеты и жидкотопливного двигателя для нее. Планировалось произвести первый испытательный пуск в 1971 году, а в 1973 году закончить разработку.
Несмотря на опыт, полученный при разработке и производстве ракет DF-3 и DF-4, МБР DongFeng 5 оказалась весьма сложной для КНР. Ракета послужила полигоном для отработки многих технологий, таких как жидкостный ракетный двигатель, инерциальная навигационная система, система управления полетом, бортовой компьютер, нагнетание топлива, система теплозащиты боеголовки и т.д.
Для того, чтобы гарантировать заданную точность на такой длинной дистанции, была разработана новая инерциальная навигационная система с бортовым компьютером. Ракеты были впервые в КНР интегрированы в объединенную компьютерную сеть. Для баков требовались новые легкие и высокопрочные алюминиево-медные сплавы, а для теплозащиты боеголовок - углеродно-кварцевые материалы.
Для того, чтобы принять ракету на вооружение, были проведены мероприятия по выбору оптимального диаметра ракеты, аэродинамического пакета, соотношения между длинами ступеней, испытаниям теплозащитного покрытия и метода отделения первой ступени.
Разработка ракеты началась в 1966 году. После замедления работ, вызванного культурной революцией, программа была активизирована в 1969 году. Разработка двигателя первой ступени была завершена 14 июня 1969 года. Проектирование ракеты было завершено в июне 1970 года. Наземные испытания двигателя были успешно проведены в ноябре 1970 года. Первый испытательный запуск ракеты "Batch-01-Y1" был выполнен в июне 1971 года.
Первый испытательный запуск DongFeng 5 в сентябре 1971 года с базы 20 (Shuang Cheng Tzu) оказался только частично успешным. Из-за ошибки в программном обеспечении бортового компьютера произошло слишком ранее выключение двигателя второй ступени, в результате чего ракета отклонилась от цели на 565 км. Вторая ракета была запущена в ноябре 1972 года, но два из четырех двигателей не заработали, в результате ракета упала. При следующем запуске, в апреле 1973 года, ракета взорвалась в воздухе.
После двух подряд неудачных пусков программа была приостановлена. Оставшиеся четыре ракеты были переоборудованы в космические ракеты-носители CZ-2 для поддержания китайской космической программы. В ноябре 1974 года первая ракета CZ-2 была запущена  с космодрома Jiuquan c возвращаемым спутником FSW на борту. Через короткое время после пуска управление ракетой было потеряно и она самоликвидировалась.
В мае 1975 года командование НОАК отдало приказ о возобновлении работ над DongFeng 5. В сентябре 1977 года китайское руководство санкционировало проведение испытательного пуска на полную дальность. Для повышения надежности 1-я космическая академия усовершенствовала конструкцию первой ступени. С ноября 1975 года по январь 1978 года было выполнено три успешных запуска ракеты-носителя CZ-2.
Первый испытательный пуск DongFeng 5 по настильной траектории состоялся в октябре 1978 года и был полностью успешным. С января по октябрь 1979 года были проведены еще шесть успешных пусков. При этом  часть пусков производилась из шахтных пусковых установок, что подтвердило высокую степень готовности ракеты к постановке на боевое дежурство. В ноябре 1979 года команда разработчиков DongFeng 5 совершила прорыв в области разработки тепловой защиты боеголовок.
12 февраля 1980 года китайское правительство официально одобрило испытательный пуск ракеты DongFeng 5 на максимальный радиус (дальность стрельбы 9000 км, апогей 1000 км). В марте началась подготовка к пуску.
18 мая 1980 года в 10:00:23 по местному времени с полигона Shuang Cheng Tzu была запущена ракета DongFeng 5 (кодовое название 580А). Через 29 минут 57 секунд отделяющаяся боеголовка поразила условную цель на расстоянии 9070 км в южной части Тихого океана (7° 42' 23'' S, 172° 15' 36'' E) и была подобрана китайскими военными кораблями.
21 мая 1980 года в 11:19:32 по местному времени была запущена вторая ракета (кодовое название 580В). Однако двигатель второй ступени проработал на 6,4 секунды меньше, чем планировалось, из-за боеголовка не долетела до цели 1400 км.
Последний перед постановкой на боевое дежурство испытательный запуск состоялся 7 декабря 1981 года. Ракета стартовала из шахтно-пусковой установки. В 1981-82 гг. 2-м артиллерийским корпусом были приняты две ракеты DongFeng 5. В 1983 году был сертифицирован двигатель первой ступени YF-20. 1 октября 1984 года три ракеты DongFeng 5 были показаны на военном параде в Пекине.
С 1978 по 1981 год фабрикой 211 и базой 062 было произведено 16 ракет DongFeng 5, из которых 8 было запущено в процессе испытаний, а две были поставлены на боевое дежурство. Оставшиеся были переоборудованы в ракеты-носители CZ-2C SLV для запуска спутников FSW. В июле 1986 года была сертифицирована термоядерная боеголовка для DongFeng 5. 16 декабря 1986 года была сертифицирована вся ракета. С 1987 по 1989 годв базой 092 было произведено 5 серийных ракет. Одна из них была запущена осенью 1989 года. Это был последний известный пуск DongFeng 5. Оставшиеся в строю ракеты в начале 90-х годов были модернизированы до уровня DongFeng 5A. Еще восемь ракет были произведены на базе 062 в 1994 - 1995 годах, возможно это были ракеты модификации DongFeng 5A.

Тактико-технические характеристики


DF-5DF-5A
Длина, м3333
Диаметр, м3,43,4
Стартовая масса, т183183
Дальность стрельбы, км1200013000
Забрасываемый вес, кг30003000
Боевая частьмоноблочная термоядерная
3 Мт
моноблочная термоядерная
3 Мт
КВО, м10001000

Комментариев нет:

Отправить комментарий