рекомендации

вторник, 10 августа 2010 г.

Крылатая ракета DongHai 10

Известно, что китайская армия с начала 90-х годов предпринимала усилия для освоения технологии крылатых ракет «земля-земля» большой дальности. Несмотря на большое количество известных ракетных программ, до сих пор не опубликовано детальной информации о разработке этой ракеты. Разработка китайских крылатых ракет большой дальности может вестись с привлечением российских и украинских технологий. Некоторые источники сообщают, что первые китайские крылатые ракеты класса «земля-земля» заступили на боевое дежурство в 2004 — 2005 гг. Во 2-м артиллерийском корпусе была сформирована ракетная бригада, оснащенная ракетами DongHai 10 (DH-10) и базирующаяся в Jianshui, провинция Yunnan в южной части Китая.
Во время войны в Персидском Заливе в 1991 году 80% крылатых ракет Tomahawk поразили свои цели, обеспечив точность наведения 3 метра при дальности стрельбы 1600 км. Руководство китайской армии обратило внимание на прекрасную эффективность этого вида оружия и приложило все усилия, чтобы получить крылатые ракеты и сопутствующие технологии. Китай интенсивно разрабатывает собственные крылатые ракеты большой дальности как с обычными, так и со специальными боевыми частями. Это очень трудоемкая, дорогая и технически сложная программа, однако ее осуществление позволит Китаю значительно повысить возможности промышленности и ее технологический уровень, а также может стать предметом национальной гордости.
Китайская программа разработки крылатых ракет сопровождается настойчивыми попытками приобретения соответствующих ракетных технологий за рубежом, в основном в России и на Украине. Кроме того, Китай пытается закупать технологии двойного назначения в США и других западных странах. Согласно последним данным, в 1999 — 2001 гг Украина продала Китаю и Ирану по крайней мере 18 стратегических крылатых ракет Х-55 (обозначение НАТО AS-15 Kent), имеющих дальность полета 3000 км и способных нести ядерные боевые части. Кроме того, Китай мог получить доступ к конструкции X-65CE — российской модификации X-55 с уменьшенным радиусом действия.
Система наведения представляет собой самую важную часть программы разработки крылатых ракет большой дальности. Китайскую крылатую ракету скорее всего собираются оснастить комбинированной системой наведения, включающей инерциальную навигационную систему (INS), спутниковую (GPS) и радиолокационную с коррекцией по рельефу местности (TERCOM).
Для обеспечения работы системы наведения TERCOM Китаю потребуется большая база точных топографических данных. Но такая система вероятно будет не слишком эффективна в таких регионах, как Южно-Китайское море, где имеется малое количество точек, которые можно использовать для коррекции траектории. Опубликованные данные показывают, что основной системой наведения является GPS, которая в дальнейшем может быть дополнена TERCOM.
Потенциальное использование американской системы GPS может повысить уязвимость системы наведения, так как гражданский сигнал может быть заглушен в пределах территории Китая, или локально в районе цели. Китайские крылатые ракеты могут достичь цели и с использованием инерциальную навигационную систему, но без использования GPS точность будет существенно ниже.
Вероятно, даже если США отключат сигнал GPS в Китае, крылатые ракеты смогут выполнять свои функции, используя российскую систему ГЛОНАСС, или, в будущем, европейскую систему GALILEO. Кроме того, Китай также разрабатывает собственную спутниковую навигационную систему, которая в окончательном виде должна включать 5 спутников на геостационарных орбитах и 30 на средних орбитах для обеспечения глобального покрытия.

Двигатель
Китай имеет некоторый опыт в разработке малогабаритных турбовентиляторных двигателей. Был разработан ряд малогабаритных турбореактивных двигателей для противокорабельных крылатых ракет HY-4 (C-401) и YJ-82 (C-802). Кроме того, активно создаются более совершенные двигатели для следующего поколения военных самолетов. В Китае разрабатывается турбовентиляторный двигатель WS-11 тягой 16,87 кН для учебно-тренировочного самолета JL-8/K-8. Эти технологии могут использоваться для разработки турбовентиляторного двигателя для крылатой ракеты.

Боевая часть
Кроме термоядерной и обычной фугасной боеголовок, в будущем китайские крылатые ракеты могут быть оснащены специальными боевыми частями, например электромагнитными (EMP).


Комментариев нет:

Отправить комментарий