рекомендации

суббота, 5 октября 2013 г.

Тактический ракетный комплекс "Вихрь"

Тактический ракетный комплекс "Вихрь" - подвижная полевая реактивная система с неуправляемой ракетой с СПВРД предназначается для поражения целей в тактической и ближней оперативной глубине. Основными целями являются резервы противника, живая сила, боевая техника в районах сосредоточения, подразделения и части ракетной артиллерии на стартово-технических и выжидательных позициях, полевые базы сборки атомного оружия, важные объекты армейского тыла противника, крупные штабы и узлы связи, аэродромы, ж/д станции.

Разработка и испытания

Разработка комплекса задана постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 13 февраля 1958 года № 189-89, ТТЗ было выдано ГАУ 14 апреля 1958 года за № 007589.
Головным разработчиком системы в целом, ракеты и прямоточного двигателя было определено ОКБ-670. Хорошо известно, что при высоком энергетическом совершенстве прямоточный двигатель обладает немаловажным и принципиально неустранимым недостатком — он работоспособен только на относительно больших скоростях и не способен самостоятельно обеспечить старт летательного аппарата. Поэтому для ракеты «Вихрь» предусматривалась комбинированная двигательная установка. Создание стартового двигателя поручалось основному для авиационной промышленности разработчику подобных систем — коллективу КБ-2 московского завода № 81 во главе с И.И. Картуковым, твердотопливного заряда для этого двигателя — конструкторам люберецкого НИИ-125 во главе с Б.П. Жуковым. Боевая часть разрабатывалась НИИ-24, взрыватели — НИИ-22. Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина конструировались в ОКБ сталинградского завода №221, более известного как завод «Баррикады».
Задание на разработку системы было конкретизировано утвержденными 14 апреля 1958 г. тактико-техническими требованиями № Т-007589. В частности, длина ракеты была ограничена величиной 6,5 м, диаметр — 0,36 м. Важным требованием, связанным с обеспечением безопасности своих войск при применении относительно массовой системы вооружения, было отсутствие отделяемых в полете частей ракеты.

Именно оно в значительной мере определило компоновку ракеты. Как и большинство летательных аппаратов с прямоточными двигателями, примененная в комплексе «Вихрь» ракета «036» была выполнена по схеме с лобовым воздухозаборником, с коническим центральным телом, обеспечивающим образование системы косых скачков уплотнения при сверхзвуковом полете. За центральным телом последовательно размещались осколочно-фугасная боевая часть с 45 кг взрывчатого вещества «ПС», бензобак маршевого двигателя, устройства, обеспечивающие подачу этого топлива, и корпус стартового двигателя. Продукты сгорания твердого топлива истекали через камеру прямоточного двигателя. В хвостовой части на корпусе размещался стабилизатор с четырьмя плоскостями трапециевидной формы. Как и на большинстве оперенных реактивных снарядов, плоскости стабилизатора устанавливались под небольшим углом к оси ракеты, что обеспечивало поддержание проворота для осреднения действия возмущений. Длина ракеты составляла 6056 мм, диаметр — 364 мм.


Для ракет «Вихрь» разрабатывалась боевая машина с двумя направляющими на шасси ЯАЗ-214, по основным характеристикам близкая к созданной для системы «Коршун».


Эскизный проект был выпущен в заданный срок, но летные испытания начались с некоторым опозданием и проходили с 1959 г. во Владимировке, в целом успешно. Разработали и испытали усовершенствованный вариант ракеты — «036А», оснащенный маршевым РД-36А с тягой, увеличенной до 1,1-1,2 т. Было проведено около 30 пусков, но в 1960 г. работы по созданию системы «Вихрь» прекратились.

Порядок применения - перед стартом, в зависимости от дальности до цели и других условий, вручную устанавливался часовой механизм отсечки топлива СПВРД. Угол стрельбы постоянный. С помощью РДТТ осуществлялся старт и разгон ракеты. Под давлением набегающего потока воздуха происходил взвод взрывателя ударного действия. С выработкой топлива ускорителя давление пороховых газов резко падало и открывался клапан подачи топлива, начинал поступать воздух в камеру сгорания СПВРД. Происходил запуск СПВРД, с помощью которого снаряд достигал скорости 970-1000 м/с (2,9-3М) с одновременным набором высоты до 12000 м. Далее, в зависимости от настройки механизма управления дальностью полета, отсекалась подача бензина Б-70 в камеру, и начинался пассивный участок полета снаряда по баллистической траектории.

Модификации:

Ракета "036" - базовый вариант, разработанный на основе прототипов "025" и "034"
Ракета "036А" - модифицированный вариант

Тактико-технические характеристики:

Пусковая установка БР-215
Снаряженная масса, т
18
Длина, м
8,6
Ширина, м
2,7
Высота, м
3,0
Двигатель
дизельный ЯАЗ-206Б, 205 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч
55
Запас хода по шоссе, км
830
Количество направляющих
6

Ракета “036” (“036А”)

Стартовая масса, кг
450
Длина, мм
6056
Диаметр корпуса, мм
364
Размах оперения, мм
800
Двигатели:

стартовый
РДТТ ПРД-61, тяга 6,57 тс
маршевый
СПВРД РД-036, тяга 0,932 - 1,118 тс
Дальность стрельбы, км
20 - 70км (“036А” - до 75 км)
Максимальная высота полета, м
16900
КВО, м
700 - 750
Скорость ракеты:

Максимальная, м/с
970 - 1000
Маршевая, М
1,62 - 1,82
При встрече с землей, м/с
340
Система наведения
Нет. Наведение осуществлялось пусковой установкой, стабилизация ракеты в полете осуществлялась стабилизаторами и медленным вращением ракеты. Для управления дальностью действия использовался часовой механизм отсечки СПВРД.
Боевая часть
Осколочно-фугасная, взрывчатое вещество "ПС", разработана НИИ-24 ГКОТ, взрыватели - разработаны НИИ-22 ГКОТ.

Источники:

1. Широкорад А.Б., Атомный таран ХХ века. М., Вече, 2005 г.
2. Military Russia
3. Russianarm.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий