рекомендации

вторник, 29 апреля 2014 г.

Ракета-носитель Mercury-Redstone

Назначение - ракета носитель для беспилотных и пилотируемых суборбитальных полетов
Производитель Chrysler Corporation
Длина 25,41 м
Диаметр 1,78 м
Масса 30000 кг
Количество ступеней - 1
Полезная нагрузка для суборбитальной траектории - 1800 кг
Всего пусков - 6
Успешных - 5
Неудачных - 1
Первый полет - 21 ноября 1960 года
Последний полет - 21 июля 1961 года
Стандартная нагрузка - космический корабль Mercury
Двигатель: Rocketdyne A-7
Тяга 350 кН
Удельный импульс 215 с
Время работы 143,5 м
Топливо/окислитель - этиловый спирт/жидкий кислород



Mercury-Redstone, разработанная для проекта НАСА Mercury, была первым американским носителем, предназначенным для пилотируемых полетов. Она использовалась для шести суборбитальных полетов Mercury в 1960 - 1961 гг, кульминацией которых стал запуск первого и, 11 недель спустя, второго, американцев в космос. Для пилотируемых полетов ракета была доработана с целью повышения надежности и безопасности.

Следующие четыре пилотируемых полета Mercury осуществлялись с помощью более мощной ракеты-носителя Atlas, которая позволяла выводить корабль на низкие околоземные орбиты.
НАСА выбрало для суборбитальных полетов армейскую жидкотопливную баллистическую ракету Redstone, так как в то время она была самой надежной баллистической ракетой США, имевшей наибольшее количество успешных пусков.
Тяги двигателя стандартной военной ракеты Redstone было недостаточно для вывода капсулы Mercury на баллистическую суборбитальную траекторию, однако первая ступень ракеты Jupiter-C, которая также представляла собой модификацию Redstone с удлиненными топливными баками, могла нести количество топлива, достаточное для достижения требуемой траектории. Поэтому она была использована в качестве отправной точки при проектировании Mercury-Redstone. Однако для избежания потенциальных проблем с запасными частями и мелкими доработками, проектировкщики Mercury-Redstone выбрали для нее двигатель Rocketdyne A-7, использовавшийся в военной ракете Redstone.
В серийных ракетах Redstone в качестве топлива использовался 75%-й водный раствор этилового спирта, а в первой ступени Jupiter-C - топливо hydyne, представлявшее собой смесь 60% несимметричного диметилгидразина (UDMH) и 40% диэтилентриамина (DETA). Оно обеспечивало большую мощность, но было намного более токсичным, что повышало опасность для астронавта в случае возникновения чрезвычайной ситуации на стартовой площадке. Далее hydyne больше никогда не использовался с двигателем A-7. Разработчики Mercury-Redstone отказались от него и вернулись к стандартному топливу на базе этилового спирта.



Самое важное изменение изменение конструкции Mercury-Redstone, сделанное для повышения безопасности пилотируемых полетов - добавление автоматического режима работы в систему прерывания полета. В чрезвычайной ситуации, при угрозе катастрофы, активируется аварийная система, которая отстреливает капсулу Mercury от носителя. И астронавт и наземные контролеры могут задействовать эту систему вручную, но в некоторых случаях сбои могут произойти слишком быстро, и они могут не успеть среагировать. Для таких случаев и была предназначена автоматика. Если она обнаруживала отклонения, которые могли угрожать жизни астронавта, например потерю управления, колебания тяги двигателя, сбои в электропитании, то автоматически отключала двигатель и активировала систему отстрела капсулы (чтобы предотвратить падение ракеты на населенные районы, или постройки в районе пусковой установки, автоматическое отключение двигателя заблокировано в первые 30 секунд после старта).



Как и многие другие ракеты, Mercury-Redstone была оснащена системой самоликвидации, поэтому наземные контролеры могли при необходимости уничтожить ракету. Однако в случае Mercury-Redstone требовалось, чтобы капсула с астронавтом успела после отстрела удалиться на безопасное расстояние, поэтому система самоликвидации имела задержку три секунды.
Наиболее заметное отличие первой ступени Jupiter-C и Mercury-Redstone в секции, расположенной между топливными баками и капсулой Mercury, которая называлась кормовой. Здесь располагались системы управления и электроника, а также адаптер для капсулы Mercury.
Стандартная инерциальная навигационная система Redstone ST-80 была заменена на более простой автопилот LEV-3, созданный на базе автопилота немецкой ракеты V-2.



Конструкторы Mercury-Redstone изначально планировали возвращение ракеты-носителя на парашюте после отделения капсулы Mercury. Это была первая попытка создания многоразового носителя, и первая, которая вошла в стадию испытаний. Планировалось использовать два парашюта: первый, диаметром 5,2 м, стабилизировал падение ракеты и замедлял его. Второй парашют, имевший три купола диаметром по 20 м, позволял ракете штатно приводниться в Атлантическом океане, после чего ее подбирал корабль. Проведенные тесты показали работоспособность этой системы, однако дальнейшее ее развитие было прекращено из-за отсутствия финансирования.

Пуски

Обозначение пусков Mercury-Redstone имело префикс "MR-". По каким-то причинам носители Mercury-Redstone, использовавшиеся для этих пусков, имели то же обозначение, только с другими номерами (на фотографиях иногда можно видеть эти обозначения, нанесенные на хвостовую часть ракеты). Две ракеты, MR-4 и MR-6, так и не были запущены.

Обозначение полета
Обозначение ракеты
Дата
Примечание
MR-1
MR-1
21.11.1960
Пустая капсула, неудачный пуск, ракета осталась на стартовом столе
MR-1A
MR-3
19.12.1960
Пустая капсула
MR-2
MR-2
31.01.1961
Шимпанзе Хэм
MR-BD
MR-5
24.03.1961
Макет капсулы
MR-3
MR-7
05.05.1961
Астронавт Alan Shepard
MR-4
MR-8
21.07.1961
Астронавт Gus Grissom


Комментариев нет:

Отправить комментарий