Р-36 (индекс 8К67, по классификации НАТО — SS-9 «Scarp») — стратегический ракетный комплекс с ракетой тяжёлого класса, способной нести термоядерный заряд и преодолевать мощную систему ПРО.
Проектирование начато 16 апреля 1962 года. Первый пуск с наземного старта па полигоне Байконур проведен 28 сентября 1963 года (аварийный пуск). Первый успешный испытательный пуск о наземного старта состоялся 3 декабря 1963 года. Первый пуск из групповой ШПУ проведен 14 января 1965 года. Первый пуск из ШПУ ОС - 27 апреля 1965 года. Испытания завершены в мае 1966 года. Комплекс поставлен на боевое дежурство 5 поября 1966 года, принят на вооружение 21 июля 1967 года.
В 1964 году МБР Р-36 вместе с другой техникой демонстрировалась высшему руководству страны. Ракета Р-36 впервые открыто показана на военном параде в Москве 7 ноября 1967 года, но без рулевых двигателей второй ступени и с нестандартной головной частью.
МБР Р-36 - первая отечественная ракета тяжелого класса. Р-36 и 8К84 являются первыми ампулизированными ракетами, оснащенными комплексами средств преодоления ПРО и размещенными в ШПУ ОС.
Первая ступень оснащена маршевым двигателем РД-251 (8Д723), состоящим из трех двухкамерных модулей РД-250, а также рулевым двигателсм РД-68М с четырьмя поворотными камерами сгорания. Вторая ступень оснащена двухкамерным маршевым двигателем РД-252 и четырех камерным рулевым ЖРД РД-69М. Маршевые двигатели разработаны в КБ Энергомаш под руководством В. Глушко. Компоненты топлива -горючее НДМГ и окислитель - азотный тетраоксид.
Автономная инициальная СУ с гиростабилизированиой платформой спроектирована под руководством В.Т. Сергеева. Гироскопические командные приборы созданы в НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова. Комплекс бортового электрооборудования разработан под руководством Н. Лидоренко. Система прицеливания разработана под руководством главного конструктора Киевского завода «Арсенал» С.П. Марнякова. Прицеливание осуществлялось с помощью наземных оптических приборов.
Комплекс средств преодоления ПРО разработан в КБ «Южное» и в НИИ-108 под руководством Н. Пономарева. Ракета имела моноблочную ядерную отделяемую в полете головную часть (8Ф675 тяжелая, термоядерная) или легкую со средствами преодоления ПРО.
ШПУ ОС разработана в ЦКБ-34 под руководством EX. Рудяка. Способ старта - газодинамический. Наземный стартовый комплекс создан в КБТМ под руководством В. Петрова и В. Соловьева Стационарный установщик разработан в ЦКБ тяжелого машиностроения под руководством НА. Кривошеина.
Серийное производство ракет и двигателей развернуто на Государственном союзном заводе № 586 в Днепропетровске в декабре 1965 года.
Двухступенчатая 8К67 выполнена по схеме «тандем» с последовательным разделением ступеней. Первая ступень обеспечивает разгон ракеты. Она состояла из переходника, бака окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека. В хвостовом отсеке установлены четыре тормозных пороховых ракетных двигателя, срабатывающих при отделении второй ступени.
Вторая ступень обеспечивала разгон до скорости, соответствующей заданной дальности стрельбы и состояла из приборного, топливного и хвостового отсеков. Топливные баки имели совмещенное днище и выполнялись по несущей схеме. Двигатели второй ступени имели высокую степень унификации с двигателями первой ступени. Наддув всех баков в полете осуществлялся продуктами сгорания основных компонентов топлива. Отделение головной части происходило за счет тормозных пороховых ракетных двигателей, установленных на 2-й ступени.
Ракета разрабатывалась с двумя типами системы управления: комбинированной с каналом радиокоррекции и чисто инерциальной. Однако в ходе летных испытаний от комбинированной системы управления отказались, поскольку иперциальная СУ вполне обеспечивала заданную точность стрельбы. Это позволило значительно снизить затраты на производство и развертывание БРК. Элементы системы управления размещались в приборных отсеках на первой и второй ступенях.
Ракета стартовала с пускового стола, установленного в ШНУ. Старт ракеты из шахтной ПУ - газодинамический с запуском ДУ 1-й ступени непосредственно в пусковой установке. Безударный выход ракеты из ПУ обеспечивался движением ракеты по направляющим в одной диаметральной плоскости пускового стакана. Скольжение ракеты по направляющим обеспечивались бугелями, закрепленными на 1-й ступени ракеты. После выхода ракеты из ШПУ бугели сбрасывались. Пусковой стол- неповоротный, не имел устройств и механизмов азимутального наведения.
Газовый поток от работающей ДУ 1-й ступени отводился с помощью рассекателя газовых потоков, установленного в нижней части ПУ, в газоотводяшие устройства, размещенные вдоль ствола пускового стакана и в оголовке шахты в одной диаметральной плоскости.
В состав БРК входило шесть рассредоточенных боевых стартовых позиций, на каждой из которых размешались одиночные шахтные ПУ. Расстояние между соседними ШПУ - 8-10 км.
Вблизи одной из них размешался командный пункт БРК, связанный линиями системы боевого управления и связи со всеми стартовыми позициями. Уровень защищенности БРК от ударной волны ЯВ составлял: ШПУ - 2 кгс/см2, КП - 10 кгс/см2. ШПУ состояла из оголовка и вертикального ствола с нижней частью шахты. ПУ перекрывалась специальным защитным устройством (крышей) сдвижного типа, обеспечивающим герметизацию ствола шахты и защиту ракеты от поражающих факторов ЯВ. В оголовке размешались источники электропитания, аппаратура и оборудование технологических и технических систем. Состав оборудования обеспечивал длительное хранение ракеты в заправленном состоянии, а также дистанционное с КН БРК или автономное - с каждой стартовой позиции из оголовка ПУ - проведение операций по подготовке к пуску и пуск ракеты Боевое оснащение ракеты 8К67:
- моноблочная ГЧ с БЧ «тяжелого» класса с зарядом мощностью 20 Мт;
- моноблочная ГЧ с БЧ «легкого» класса с зарядом мощностью 8 Мт.
- система радиотехнической защиты ГЧ (система «Лист»).
Боевое применение в любых метеоусловиях при температурах воздуха от - 40 до + 50°С и скорости ветра у поверхности земли до 25 м/с, до и после ядерного воздействия по БРК.
Для строительства ШПУ ОС МБР Р-36 было выбрано шесть новых позиционных районов. По данным РВСН, 5 ноября 1966 года неподалеку от города Ужур Красноярского края первые ракетные комплексы Р-36 поставлены на боевое дежурство. 21 июля 1967 года новый боевой ракетный комплекс был принят на вооружение в ШПУ одиночного старта. По западным данным развертывание ракет Р-36 началось в 1965 году, последние ракеты сняты с боевого дежурства в 1979 году. Максимальное число развернутых ШПУ с МБР Р-36 - около 260, было в 1971 году.
В 1967 году под руководством М.К. Янгеля на основе МБР Р-36 была разработана двухступенчатая космическая ракета-носитель «Циклон-2А» 11К67. С 1967 года по 1969 год было произведено 8 пусков.
Комплекс Р-36 с ракетой 8К67 был снят с вооружения а 1978 г.
Тактико-технические
характеристики
Максимальная дальность
стрельбы, км
- ГЧ «тяжелого» класса
- ГЧ «легкого» класса
|
10200
15200 - 15500
|
Точность стрельбы (КВО), м
|
1300 - 1900
|
Мощность заряда, Мт
- легкого боевого блока
- тяжелого боевого блока
|
8
20
|
Масса головной части, кг
- ГЧ «тяжелого» класса
- ГЧ «легкого» класса
|
5825
3950
|
Масса боевого блока, кг
- ГЧ «тяжелого» класса
- ГЧ «легкого» класса
|
4560
2852
|
Масса средств преодоления
ПРО, кг
|
272
|
Стартовая масса ракеты, т
|
179 — 183,9
|
Масса незаправленной ракеты,
т
|
17,737
|
Масса топлива, т
- окислителя
- горючего
|
121,7
48,5
|
Длина ракеты, м
- с тяжелой ГЧ
- с легкой ГЧ
|
31,7 — 32,2
34,5
|
Максимальный диаметр
корпуса, м
|
3,05
|
Первая ступень
|
|
Длина, м
|
18,9
|
Диаметр, м
|
3,0
|
Масса сухая, т
|
6,4
|
Масса стартовая, т
|
122,3
|
Двигатель 6-ти камерный с
ТНА
(3 блока по 2 камеры)
|
РД-251
(8Д723)
|
Характеристики ДУ 1-й ступени:
- тяга (на земле/в пустоте),
тс
- удельный импульс (на земле/в
пустоте), с
- давление в камере сгорания,
кгс/см2
|
270,3/303,2
267,8/300,3
85
|
Время работы маршевого
двигателя, с
|
120
|
Рулевой двигатель с 4 рулевыми
камерами
|
РД-68М
|
Время работы двигателя, с
|
120
|
Тяга, кН
|
285
|
Вторая ступень
|
|
Длина, м
|
9,4
|
Диаметр, м
|
3,0
|
Масса сухая, т
|
3,7
|
Масса стартовая, т
|
49,3
|
Двигатель ЖРД 2-х камерный
|
РД-252
|
Характеристики ДУ II-й
ступени:
- тяга (на земле/в пустоте),
тс
- удельный импульс (на земле/в
пустоте), с
- давление в камере сгорания,
кгс/см2
|
92 — 120
315,3
91
|
Время работы маршевого
двигателя, с
|
125 - 160
|
Рулевой двигатель с 4 рулевыми
камерами
|
РД-69М
|
Время работы двигателя, с
|
163
|
Тяга, кН
|
54,3
|
Время пуска из полной боевой
готовности, мин
|
5
|
Гарантийный срок нахождения
на боевом дежурстве в заправленном
состоянии при регламенте 1 раз в 2 года,
лет
|
7,5
|
Источники:
1. А.В. Карпенко, А.Д. Попов, А.Ф. Уткин. Отечественные стратегические ракетные комплексы. Санкт-Петербург, 1999
2. Ракетные системы РВСН. От Р-1 - к "Тополю-М" 1946-2006 гг. Сборник материалов о развитии ракетного оружия в СССР и РФ. Смоленск, 2006 г.
3. Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. Москва, "Военный Парад", 2007.
Комментариев нет:
Отправить комментарий