рекомендации

воскресенье, 6 июля 2014 г.

Сверхзвуковой дальний беспилотный самолёт-снаряд Ту-121


Ту-121 (изделие «С») — сверхзвуковой дальний беспилотный самолёт-снаряд безаэродромного старта, разработки ОКБ-156 Туполева (1957—1960). Предназначался для поражения целей ядерным зарядом на дальности до 4000 км.



Разработка изделия «С» задана Постановлением СМ от 23 сентября 1957 года. В июне 1958 года заканчивалась сборка первого опытного образца. Испытания предполагалось начать в декабре 1958 года, для чего изготавливалось 5 образцов ракеты.
Для самолёта «121» в ОКБ-300 С. К. Туманского был создан малоресурсный турбореактивный двигатель с форсажной камерой КР-15-300. Оригинальная конструкция включала в себя подвижное центральное тело для регулирования подфюзеляжного воздухозаборника и эжекторное сопло с кольцевой щелью, которое повысило эффективность двигателя на начальном участке полёта. Впервые в СССР для беспилотного самолёта разрабатывались мощные твёрдотопливные стартовые ускорители, в ОКБ-156 Туполева была предложена оригинальная система пассивной отцепки ускорителей от самолёта.

Предприятия Министерства среднего машиностроения выполняли разработку специализированной ядерной боевой части, которая для уменьшения массогабаритных характеристик была интегрирована с элементами конструкции самолёта. НИИ-1011 разработал специальный боевой заряд типа «205».



Система астронавигации создавалась филиалом НИИ-1 МАП под руководством Р. Г. Чачикяна на базе подобной аппаратуры для МКР «Буря». Астрокоррекция обеспечивалась визированием двух звезд через два иллюминатора у основания киля. Стартовая установка СТ-10 создавалась на базе полуприцепа, который должен был буксироваться колесным тягачом. При транспортировке с ракеты снимались крылья и оперение. Устанавливали их при подготовке изделия к пуску. Старт ракеты происходил за счет пороховых ускорителей с направляющей (первоначально ее длина была 20 м), после чего они сбрасывались. На удалении 200-300 км от места старта ракета набирала маршевую высоту полета. Установленная на самолете-снаряде система астрокоррекции включалась через пять минут после старта. Система захватывала две определенные звезды на небосводе и выводила ракету в заданную плоскость стрельбы. При достижении расчетной точки система астрокоррекции выдавала сигнал на пикирование под углом 50 град. На высоте около 2 км должен был происходить подрыв ядерной боевой части. При отклонении от заданных курса и высоты полета, при отсутствии бортового электропитания срабатывала система самоликвидации. Во второй половине 1958 года в цехах опытного завода ОКБ на Яузе были готовы первые экземпляры изделия «121». Зимой 1958-1959 годах начались огневые испытания и первые отстрелы имитаторов ракеты на полигоне НИИАС в Фаустово под Москвой.



31 декабря 1958 года был произведен первый пуск имитатора ракеты (с неполной комплектацией бортовой аппаратуры). По результатам испытаний дорабатывались некоторые элементы пусковой установки и летательного аппарата. К лету 1959 года первый опытный летный экземпляр ракеты был переведен на испытательную базу ОКБ-156 во Владимировке. Первый пуск состоялся 25 августа 1959 года и он был успешным. В дальнейшем было выполнено еще 4 испытательных пуска изделия «121». Началась подготовка к серийному производству. Однако, Постановлением СМ   от 5 февраля 1960 год работы по стратегической крылатой ракете были прекращены.

Стоит отметить, что в конце 1959 года на вооружение поступила баллистическая ракета Р-12, которая при дальности до 2000 км имела вдвое большую точность по сравнению с Ту-121. За три десятилетия боевого дежурства ракет этого типа в поражаемых районах не существовало средств перехвата их головных частей, в то время как в Европе развёртывались зенитно-ракетные комплексы «Найк-Геркулес», принятые на вооружение в 1958 году и способные поражать цели на высотах до 30 км. Новая ракета Р-14, принятая на вооружение в 1961 году, свела на нет преимущество Ту-121 по дальности.

В дальнейшем на базе изделия «121» был создан дальний беспилотный разведчик ДРБ-1 «Ястреб» (изделие «123» или Ту-123) с дальностью действия 3800 км.


Тактико-технические характеристики:
Дальность стрельбы, км:
3880 - 4000
Маршевая высота полета, м
19900 - 24100
Скорость полета, км/ч
2775
Масса БЧ, кг
3000
Тип БЧ
термоядерная типа   "205"
Система наведения
инерциальная с астрокоррекцией
КВО, км
10,0
Длина, м
24,77
Размах крыльев, м
8,4
Максимальный диаметр корпуса, м
1,7
Масса стартовая, кг
32600
Масса пустого, кг
7215
Масса топлива, кг
16000
Маршевый двигатель
ТРДФ КР-15-30
Тяга двигателя, тс
10

Источники:
1. А.В. Карпенко, А.Ф. Уткин, А.Д. Попов. Отечественные стратегические ракетные комплексы. Спб., Невский бастион, 1999 г.
2. А.Б. Широкорад. Атомный таран XX века. — «Вече». — М., 2005.

Комментариев нет:

Отправить комментарий