рекомендации

понедельник, 6 июля 2015 г.

Межконтинентальная баллистическая ракета SM-65 Atlas

Atlas была первой межконтинентальной баллистической ракетой, принятой на вооружение в США. В 1959 году она являлась символом американского ядерного превосходства, однако она была сложным оружием, которое требовало больших усилий для поддержания в рабочем состоянии.
После окончания войны американские ученые и инженеры начали интенсивное изучение захваченных немецких ракет V-2 и документации. Эти исследования и и информация от немецких ученых  открыли для них проекты и расчеты по ракете А-9/А-10 - первой действительно межконтинентальной ракете. Хотя многие военные сомневались в возможности создания такой ракеты, она была подтверждена расчетами. Поэтому в 1946 году была проведена серия тестов по изучению возможностей ракет большой дальности. Одной из таких программ был проект Consolidated Vultcc MX-774, стартовавший 19 апреля 1946 года.
Изначально проект MX-774 предполагал исследование двух типов ракет: дозвуковой крылатой ракеты и сверхзвуковой баллистической ракеты. Преимущество крылатой ракеты заключалось в том, что при ее создании использовались бы уже проверенные технологии, а баллистической - в том, что она была неуязвима для существующих систем ПВО. Эти соображения заставили Consolidated Vultce принять решение сконцентрировать усилия на разработке баллистической ракеты, как имеющей больший потенциал. Правильность этого решения подтвердилась год спустя, когда ВВС отменили исследования по разработке крылатой ракеты а пользу проекта Northrop Snark (MX-775).

Главной целью исследований Consolidated было снижение массы ракеты. Применяя новые конструкционные материалы и технологии, инженеры компании рассчитывали создать ракету в габаритах V-2, но в два раза легче. Имея при этом такой же запас топлива, как и V-2, дальность полета ракеты также должна была возрасти вдвое. Для подтверждения этих выводов было начато строительство десяти исследовательских ракет. Несмотря на внешнюю схожесть с V-2, ракеты имели совершенно новую конструкцию. Вместо внутренних топливных баков V-2 Consolidated применила интегрированные баки, частью которых являлся корпус ракеты. Чтобы избавиться от тяжелых управляющих поверхностей, был установлен ракетный двигатель с поворотным соплом, который позволял корректировать траекторию путем изменения вектора тяги. Кроме того, ракета имела отделяемую головную часть, в результате чего не требовалось покрывать всю ракету тяжелым теплозащитным покрытием.
Еще одним концептуальным новшеством, примененным в программе MX-774 являлось поддержание жесткости корпуса за счет давления. Вместо применения прочной и тяжелой конструкции корпуса внутри него поддерживалось давление больше атмосферного, которое предотвращало смятие обшивки под воздействием нагрузок во время полета. За счет применения такой технологии толщина наружной обшивки была меньше толщины десятицентовой монеты. Недостаток этой концепции заключался в том, что появление даже крошечного отверстия в обшивке во время полета приводило к стравливанию давления и смятию ракеты под действием собственного веса. Кроме того, ракета была уязвима для пуль и осколков.
Сразу после окончания Второй мировой войны Конгресс начал быстро сокращать военные расходы. К 1947 году ВВС больше не могли финансировать все свои ракетные программы. Поэтому их начали закрывать, в первую очередь те, которые частично дублировали друг друга, а также те, результаты которых были под вопросом. Поскольку в то время многие считали достижение межконтинентальной дальности полета ракеты в принципе недостижимым, программа MX-774 в июне 1947 года была закрыта.
Несмотря на это Consolidated получила разрешение потратить еще неиспользованные средства для испытания трех ракет MX-774. Первая была запущена 1 июля 1948 года и отлично проработала в течение 1 минуты, после чего произошло аварийное выключение главного двигателя. Второй пуск, 27 сентября, можно было считать еще более успешным, так как ракета достигла высоты 64 км, после чего взорвалась. Третий пуск, 2 декабря, закончился аналогично. Однако эти пуски можно считать успехом, учитывая что в то время большинству ракет не удавалось оторваться от стартового стола.


Первый пуск MX-774 с мыса Канаверал

В течение трех лет после закрытия программы Consolidated Vultce (позже переименованная в Convair) продолжала собственные ограниченные исследования в области разработки баллистических ракет большой дальности. Под руководством главного инженера Карла Дж. Боссарта в мае 1949 года была разработана ракета полутораступенчатой конструкции (под маркой Atlas). Похожая по концепции на современные двигательные установки шаттлов, она позволяла при наборе высоты использовать одновременно как ускорители, так и маршевые двигатели. Через две минуты ускорители и их обтекатели сбрасывались, а маршевый двигатель выводил ракету в космос. Такая система была использована, так как не было уверенности, что маршевый двигатель сможет запуститься на большой высоте.
Работа, проделанная главным инженером Convair, позволила этой фирме стать бесспорным лидером в разработке баллистических ракет. Затем, когда после испытания первой советской ядерной бомбы 19 августа 1949 года снова увеличилось финансирование разработки новых систем оружия, Convair смогла сделать впечатляющее предложение. С началом Корейской войны процесс еще больше ускорился, и 23 января 1951 года Convair получила контракт на разработку ракеты большой дальности MX-1593. В сентябре программа официально получила название Atlas.
Почти через два года после старта программы Atlas, 1 ноября 1952 года США испытали первое в мире термоядерное взрывное устройство мегатонного класса. Это событие, важное само по себе, было очень важным для программы Atlas. В то время  главной проблемой МБР была недостаточная точность, в результате чего с боеголовкой килотонного класса ракеты имели слишком низкую эффективность. При снаряжении Atlas термоядерной боеголовкой даже при промахе в милю он обеспечивал требуемое поражающее воздействие. Единственной проблемой оставалось создание ракеты, способной нести полезную нагрузку 65 тонн - именно столько весило первое американское термоядерное устройство. 
Ожидая разработки более компактных боевых частей, в 1953 году Convair завершила предварительное проектирование Atlas. Кульминацией восьмилетней работы стали тонкие, поддерживаемые внутренним давлением интегрированные топливные баки, полутораступенчатая конструкция, карданные ракетные двигатели. Ракета получилась огромной - 12 м длиной и 3,6 м в диаметре, а ее пять двигателей развивали тягу 271,8 т. Она была слишком громоздкой, чтобы стать эффективным оружием.
10 февраля 1954 года стало известно о прорыве в разработке компактных и мощных термоядерных боеприпасов. 1 марта 1954 года во время серии испытаний Operation Castle была испытана такая бомба (Bravo), причем успех превзошел ожидания - вместо проектной мощности 7 Мт было получено энерговыделение 15 Мт. Этот тест показал, что боеголовку Atlas можно будет сделать даже меньшей, чем планировалось. Конструкция ракеты была заморожена в декабре 1954 года, после чего 14 января 1955 года Convair получила контракт на разработку и испытания ракеты Atlas. 
В это же время по ЦРУ получило информацию о том, что в СССР также идут работы над МБР. Вместе с данными о пусках БРСД в СССР это позволило американскому правительству сделать вывод о том, что Советский Союз опережает США в развитии ракетных технологий. В результате были даны указания ускорить программу Atlas, и приступить к летным испытаниям предварительного прототипа ракеты под обозначением "Atlas A". Он не был оснащен маршевым двигателем, а вместо боевой части использовался ее макет. Целью этих испытаний было выявление критичных недостатков конструкции ракеты. 


Ракета Atlas B на стартовой площадке

Первый пуск Atlas A состоялся 11 июня 1957 года. В течение примерно минуты все системы работали нормально, затем в двигатель ускорителя начал давать сбои, в результате чего ракету пришлось уничтожить.Два месяца спустя Советский Союз объявил об успешном пуске межконтинентальной баллистической ракеты. Поскольку подтверждений этому сообщению не было, в США оно было расценено как пропаганда. Второй пуск Atlas A состоялся 25 сентября 1957 года. На это раз ракета нормально проработала три минуты, после чего ее пришлось уничтожить. Девять дней спустя Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли. Это событие оказало большее влияние на программу Atlas, чем что бы то ни было еще. Уже 5 октября 1957 года министр обороны дал разрешение на осуществление первой в США программы развертывания МБР. Согласно этой программе, к концу 1962 года должны были быть развернуты по четыре эскадрильи ракет Atlas и Titan. Далее, 17 ноября ВВС назначили авиабазу Vandenbеrg в качестве испытательного полигона для МБР и БРСД. 12 декабря количество эскадрилий, которые должны были быть развернуты до конца 1962 года, было увеличено до девяти. Первый успешный пуск Atlas A был выполнен 17 декабря 1957 года, при этом ракета пролетела 960 км.
3 июня 1958 года был выполнен восьмой пуск Atlas A, на этом первый этап испытаний был завершен: половина пусков была успешной. Затем, 9 июля 1958 года начались испытания Atlas B с тремя двигателями. Первый успешный пуск был осуществлен 2 августа на дальность 4000 км, после чего последовали еще два успешных пуска. Наконец, 28 ноября был выполнен пуск (в общем седьмой по счету) на полную дальность. Фактически ракета пролетела 10120 км. 23 декабря начались испытания предсерийной модификации Atlas C (всего до начала испытаний Atlas D было выполнено 25 пусков).

ATLAS D

После успеха Atlas В и C 29 июля 1959 года начались испытания первой серийной модификации Atlas D. Два месяца спустя (9 сентября) был произведен ее первый успешный пуск с авиабазы Vandenberg. Таким образом, достигла боевой готовности первая американская база МБР. Первая ракета с ядерной боевой частью заступила на боевое дежурство 31 октября 1959 года на стартовой площадке  576A-1.
Первая эскадрилья Atlas D (авиабаза Vandenberg) включала две базы, в состав каждой из которых входили центр управления пусками и три открытых стартовых площадки. Однако еще в 1957 году было признано, что такая схема слишком уязвима, и была издана директива о разработке нового стартового комплекса. Он получил название Coffin и мог выдерживать избыточное давление взрывной волны до 172 кПа.
Внешне Coffin напоминал большой ангар из бетона и стали с большими створчатыми воротами на каждом конце. Atlas просто закатывался внутрь в горизонтальном положении через одни из ворот. При получении приказа на пуск крыша ангара сдвигалась вбок и ракета поднималась в вертикальное положение, после чего начиналась ее заправка. Через 15 минут ракета была готова к пуску.
Строительство первого ангара на авиабазе Warren началось в июне 1958 года. Первый успешный пуск Atlas D из Coffin произвели 22 апреля 1960 года. Далее, 8 августа 1960 года первый полностью готовый комплекс Coffin на авиабазе Warren (564 A) был передан Стратегическому Авиационному Командованию (SAC).


Пуск МБР Atlas из комплекса Coffin

564-я эскадрилья стратегических ракет (вторая по счету эскадрилья, вооруженная ракетами Atlas D) была признана боеготовой 2 сентября 1960 года. Она также включала две базы, каждая из которых состояла из центра управления и трех стартовых комплексов Coffin. 7 марта 1961 года достигла боеготовности 565-я эскадрилья на авиабазе  Warren, а 30 мартя - 549-я эскадрилья на авиабазе Offutt. Две последние эскадрильи включали по три базы.
Даже с использованием новых стартовых комплексов Coffin, эффективность Atlas D ограничивалась применением радиокомандной системы управления. Вследствие ее уязвимости к помехам, ракеты приходилось размещать компактными группами на небольшом расстоянии друг от друга. Кроме того, она лимитировала минимальное время между пусками с одной базы, которое составляло 5 минут, помимо 15 минут, требовавшихся на заправку ракет.

ATLAS E

24 апреля 1958 года министр обороны приказал расширить программу развертывания Atlas до девяти эскадрилий. Для пяти новых эскадрилий должны были быть разработаны улучшенные пусковые комплексы Coffin, а ракеты должны были получить инерциальную систему наведения. Эта директива министра обороны послужила отправной точкой для начала программы Atlas E.

Эффективность Atlas E по сравнению с Atlas D возросла не только за счет использования инерциальной системы наведения Bosch Arma от ракеты Titan 1, но и за счет улучшенной двигательной установки MA-3 и более точной головной части Mk-4. Первой испытательный пуск Atlas D с инерциальной навигационной системой Bosch Arma состоялся 8 марта 1960 года, с двигательной установкой MA-3 - 11 октября, а с головной частью Mk4 - 15 ноября. Первая ракета Atlas E была доставлена на авиабазу Fairchild 3 декабря 1960 года, а ее первый успешный пуск был выполнен 24 февраля 1961 года. Однако при первом запуске Atlas E из комплекса Coffin 7 июня 1961 года ракета взорвалась на старте, что, однако, не привело к затягиванию сроков развертывания новых ракет.  Первая эскадрилья (567-я на авиабазе Fairchild), оснащенная ракетами Atlas E, была объявлена боеготовой 11 ноября 1961 года, а последняя (566-я на авиабазе Warren) - 20 ноября. Первый успешный пуск Atlas E из комплекса Coffin был выполнен 28 февраля 1962 года.
В отличие от Atlas D, для Atlas E использовалась новая система базирования. Каждая эскадрилья включала девять пусковых комплексов Coffin, распределенных на обширной площади. Каждый пусковой комплекс имел свой центр управления пуском и жилые помещения для экипажа. В конце концов, для повышения защищенности, пусковые комплексы были углублены в грунт, на поверхности были оставлены только крыши и ворота.

ATLAS F

Еще во время реализации программы Atlas E в ВВС пришли к выводу, что шахтные пусковые установки МБР Titan намного более живучи, чем комплексы Atlas. В результате менее чем через четыре месяца после начала строительства первого комплекса coffin, 4 ноября 1959 года началось строительство первой шахты для МБР Atlas. Пять месяцев спустя было принято решение о развертывании еще пяти эскадрилий Atlas в составе 12 шахт и центра управления  в каждой из них. Так стартовала программа Atlas F.
Сама по себе ракета Atlas F практически не отличалась от Atlas E, за исключением небольших изменений топливной системы для адаптации ее к шахтной пусковой установке. Первый пуск данной модели состоялся 6 августа 1961 года, а первый успешный пуск из шахты - 1 августа 1962 года. Уже 9 сентября первая эскадрилья на авиабазе Schilling была признана боеготовой. В течение следующих двух месяцев были приведены в боевую готовность подразделения, вооруженные Atlas F, на авиабазах Plattsburg, Walker, Lincoln, Altus и Dyess. Последняя по счету эскадрилья (579-я на авиабазе Walker) была объявлена боеготовой 30 ноября 1962 года.
Размещение ракет Atlas в шахтных пусковых установках значительно повысило их защищенность. Внутри такого сооружения глубиной 53 м уничтожить ракету можно было только прямым или очень близким попаданием ядерной боеголовки. Защищенность во время пуска также повысилась, так как заправка ракеты производилась в шахте. Ракета оставалась незащищенной только в течение двух минут перед пуском, когда е поднимали на поверхность. Шахтная пусковая установка также имела режим ускоренного запуска, при котором во время возникновения кризисных ситуаций ракету можно было в течение длительного времени держать в заправленном состоянии. В таком режиме все ракеты Atlas могли быть запущены в течение пяти минут после получения приказа.


Схема шахтной пусковой установки МБР Atlas


Схема центра управления пусками МБР Atlas

Система ускоренного запуска возможно использовалась в 1962 году во время кубинского кризиса. В конце октября на  авиабазах Schilling, Dyess, Lincoln, Plattsburg и Altus была объявлена тревога.
Хотя Atlas F являлась наиболее совершенной модификацией Atlas, у нее были свои недостатки. К концу 1963 года серьезной проблемой стали утечки углеводородов в ракетных шахтах, в результате чего была инициирована программа по их устранению, названная "HYCARB". Позже она была переименована в "Tiger Cat", однако 1 декабря 1964 года программа была закрыта в связи с началом снятия Atlas F с вооружения. Утечки были не единственной проблемой, связанной с ракетами Atlas F. Также была осуществлена программа по улучшению систем кондиционирования воздуха в ШПУ.
1 июня 1963 года ракета Atlas F на авиабазе Walker взорвалась во время заправки, разрушив шахтную пусковую установку. В течение следующих трех лет взорвались еще три ракеты, причем также во время заправки. Две из них - на авиабазе Walker, и последняя - на авиабазе Altus 14 мая 1964 года.
Уже после развертывания Atlas все модели ракеты были переименованы. Обозначение Atlas Ds на авиабазе Vandenberg с SM-65D изменилось на PGM-16D: P обозначало открытый старт (soft pad), G - "земля-земля", M - ракета (missile). Atlas D и E в убежищах Coffin сменили обозначение на CGM-16D и CGM-16E (где С обозначает Coffin), а Atlas F стали HGM-16F (где H обозначает шахтное базирование ракеты - Hardened silo). Это делалось в рамках глобальной программы унификации обозначений армии, военно-воздушных сил и флота.

Общая статистика развернутых ракет

год
SM-65D
SM-65E
SM-65F
1959
6
0
0
1960
12
0
0
1961
32
32
1
1962
32
32
80
1963
28
32
79
1964
13
30
75


Схема развертывания МБР Atlas

Снятие с вооружения

ATLAS D/E

28 февраля 1963 года была сформирована первая эскадрилья ракет Minuteman, и Atlas сразу стали устаревшими. 24 мая 1963 года было приказано вывести из боевого состава все  ракеты Atlas D к 1965 году, Atlas E - к 1968 году. 
Снятие с вооружения началось на авиабазе Vandenberg, где 1 мая 1964 года были сняты с боевого дежурства ракеты на стартовом комплексе 576B (coffin). Следующей на очереди была авиабаза Warren, где первые ракеты были сняты с боевого дежурства 26 мая. Первой расформированной эскадрильей стала в сентябре 564-я. Последние ракеты модификации B были сняты с боевого дежурства 1 октября 1964 года (549-я эскадрилья).
Хотя снятие с вооружения Atlas D шло по плану, 16 мая 1964 года министр обороны Макнамара приказал также к концу 1965 финансового года снять с вооружения и Atlas E. Поэтому первые Atlas E были сняты с боевого дежурства уже в январе 1965 года. Последняя ракета Atlas E была снята с боевого дежурства на авиабазе Fairchild 31 марта 1965 года.

ATLAS F

Изначально Atlas F не включались в программу снятия Atlas с вооружения. Однако большие затраты на содержание и модернизацию пусковых установок скоро сделали эту систему слишком дорогой в эксплуатации. Неофициально вывод Atlas F из боевого состава начался 22 июня 1964 года, когда командование ВВС отказалось от восстановления трех разрушенных взрывами ШПУ. Затем министр обороны анонсировал программу "Added Effort", согласно которой ракеты Atlas F должны были быть сняты с вооружения к июню 1965 года. 
Первая ракета Atlas F была снята с боевого дежурства 1 декабря 1964 года на авиабазе Dyess, а последняя - 12 апреля 1965 года на авиабазе Lincoln.
Atlas сыграла очень важную роль в развитии ракетных технологий США. Ни одна из ракет не была уничтожена: все они были сохранены и использовались затем для запуска спутников или межпланетных зондов.

Оценка проекта

Межконтинентальная баллистическая ракета SM-65 Atlas несмотря на отставание от советской Р-7 по срокам выхода на лётные испытания, стала первой в мире МБР, официально принятой на вооружение и первой, развернутой в значительных количествах. Всего было изготовлено свыше 350 ракет, из которых на боевом дежурстве в пиковые моменты развертывания постоянно находились более 100 из них. Наличие такого значительного для рассматриваемого периода времени количества межконтинентальных баллистических ракет существенно повышало эффективность ядерного арсенала ВВС США.
Сравнивая МБР SM-65 Atlas с аналогичной по времени вступления в строй советской МБР Р-7 можно видеть, что как боевая ракета «Атлас» существенно превосходила советский аналог. Так, масса и габариты «Атласа» были существенно меньше. Использованная на нём «полутораступенчатая» схема и «надувные» топливные баки, позволили создать МБР сравнительно небольших габаритов и массы со значительной боевой нагрузкой.
Время подготовки «Атласа» к старту составляло от 15 до 30 минут (в зависимости от модификации и способа хранения). Пусковой комплекс «Атласа» также был сравнительно компактен, в то время как громоздкая Р-7 с её «пакетной» компоновочной схемой боковых ускорителей нуждалась в огромных и очень дорогостоящих пусковых сооружениях. Кроме того, КВО Р-7 было значительно больше такового у SM-65E.
Появление на вооружении ракет следующего поколения, подобных Р-16, позволило СССР значительно сократить отставание. Принятая на вооружение в 1961, ракета Р-16 по основным характеристикам соответствовала SM-65 Atlas E, а её более поздняя шахтная модификация — Р-16У — модификации SM-65F.



Тактико-технические характеристики ATLAS (SM-65)

Модификации:
ATLAS (D)
ATLAS (E)
ATLAS (F)
Длина, м
22,86
25,15
25,15
Диаметр, м
3,048
Масса взлетная, т
117,44
122,74
Масса БЧ, т
1,34
1,74
Двигатели:
Все модификации оснащены одним маршевым двигателем  и двумя стартовыми двигателями. Топливо - керосин, окислитель - жидкий кислород
Тяга стартового дигателя, кН:
  • на уровне моря
  • в вакууме

666
758,7

733
822,5
Время работы стартовых двигателей, с
135
125
Тяга маршевого дигателя, кН:
  • на уровне моря
  • в вакууме

253
363,2

267
386,3
Время работы маршевого двигателя, с
312
309
Дальность стрельбы, км
14480
12100
Высота апогея траектории, км
1500
1500
Система управления
радиоинерциальная
автономная инерциальная
КВО, км
3,7
2,7
Мощность БЧ, Мт
1,44 (W49)
3,75 (W38)
Время подготовки к старту, мин
15 - 30
10

Источники:

1. James N. Gibson. Nuclear Weapons of the United States: An Illustrated History (Schiffer Military History).

Комментариев нет:

Отправить комментарий