рекомендации

среда, 17 февраля 2021 г.

Межконтинентальная баллистическая ракета УР-100К (15А20)


Ракета УР-100К является вариантом МБР УР-100, разработанным в ходе совершенствования ракеты и комплекса. Разработка нового варианта ракеты УР-100 была начата в конце 1960-х годов. При проектировании МБР УР-100К габариты ракеты были строго ограничены, т.к. было необходимо обеспечить использование ШПУ и ТПК предыдущих модификаций МБР УР-100.

Кроме моноблочной головной части (ГЧ) на ракете могла быть установлена кассетная ГЧ с тремя боевыми блоками, при этом устанавливались различные передние отсеки, в которых размещались средства преодоления ПРО противника. При использовании кассетной БЧ, боевые блоки закрывались аэродинамическим обтекателем, который распадался на две части и сбрасывался в конце активного участка полета. Энергетические возможности ракеты УР-100К повышены за счет увеличения длины первой ступени (увеличения емкости топливных баков). Была усилена конструктивная прочность топливных баков.

ШПУ комплекса имела увеличенный срок автономности системы наземного электроснабжения, а так же позволяла автономно осуществлять смену полетного задания и производить пуск ракеты. ЛКИ МБР УР-100К с кассетной головной частью начались 2 февраля 1971 года на испытательном полигоне Тюра-Там (НИИП-5). Испытания завершились 24 ноября 1971 года. Ракета УР-100К стала первой в СССР МБР с кассетной головной частью, предназначенной для поражения площадных целей.


Всего было проведено 28 пусков ракет в рамках летных испытаний и пуски четырех серийных ракет УP-100К с целью набора дополнительной статистики. 28 декабря 1972 года ракетный комплекс 15П120 был принят на вооружение.
Развертывание комплекса 15П120 осуществлялось с 1971 по 1975 год. К 1972 году на боевое дежурство было поставлено 20 пусковых установок. В 1975 году их группировка достигла своей максимальной численности - 420 ПУ. Ее сокращение началось в 1988 году. В 1994 году последние 70 пусковых установок были сняты с дежурства.

Ракета устанавливалась в шахтах от ракеты УР-100(8К84) (Тейково, Пермь, Красноярск, Оловянная, Ледяная, Дровяная) и новых сверх защищённых (аналогичных УР-100Н(15А30)) Первомайск, Хмельницкий.

Последний ракетный полк вооружённый МБР УР-100К (15А20) — 127-й ракетный полк 54-й ракетной дивизии (г. Тейково) был расформирован в октябре 1991 года.



Разработка комплекса с ракетой УР-100У начата в 1970 году. Основной задачей, решаемой при создании комплекса 15П120У, было повышение боевой живучести ракетного комплекса, которое обеспечивалось повышением стойкости ракеты в шахтной пусковой установке и командных пунктов РК к сейсмическому воздействию ядерного взрыва.

Ракета УР-100У по своей конструкции аналогична ракете УP-100K, за исключением введения в конструкцию ракеты двух дополнительных амортизационных поясов для крепления ракеты в ТПК. ТПК по своей конструкции в основном аналогичен ТПК ракеты УP-100K, доработке подвергалась конструкция узлов подвески ТПК в системе амортизации шахтной пусковой установки. Ракета в ТПК устанавливалась в ШПУ в системе амортизации новой разработки, позволяющей снизить нагрузки на ракету от сейсмических воздействий ядерного взрыва до приемлемого уровня.

Шахтная пусковая установка - новой конструкции. Повышение стойкости пусковой установки достигалось упрочнением конструкции строительного сооружения ШПУ, размещением наземной аппаратуры системы управления и обеспечивающей аппаратуры в оголовке (аппаратурном отсеке), скрепленном со стволом ШПУ, и внедрением защитного устройства ШПУ новой конструкции разработки ЦКБТМ с откидывающейся крышей.


ШПУ и система амортизации разрабатывались филиалом №2 ЦКБМ. Эта была первая работа филиала № 2 по созданию шахтных пусковых установок.
Транспортно-пусковой контейнер с ракетой УР-100У вывешивался на двух кронштейнах в районе верхнего торца и амортизировался горизонтальными амортизаторами, установленными на нижнем торце контейнера. Таким образом была реализована оригинальная маятниковая система амортизации с двухточечной схемой подвески контейнера. Она отслеживала горизонтальные и вертикальные смещения ТПК с ракетой и возвращала их в исходное положение. Впервые в отечественной практике для шахтной пусковой установки были разработаны и установлены пневмогидравлические амортизаторы. Разработка ШПУ повышенной защищенности позволила через несколько лет разместить в этих же шахтах ракеты 15АЗО (15А35), которые имели вдвое большую массу, чем предыдущее поколение ракет УP-100.

Для проведения наземной экспериментальной отработки в части ударостойкости и ударопрочности ракеты в ТПК и наземной аппаратуры были в кратчайшие сроки разработаны, изготовлены и смонтированы механические ударные стенды. Был создан уникальный механический ударный стенд, обеспечивший проведение испытаний полноразмерной ракеты УP-100У в ТПК. Одна из серийных ракет после испытаний на этом стенде была направлена на полигон, где был проведен ее успешный пуск. Большому объему испытаний на маятниковом ударном стенде была подвергнута наземная аппаратура комплекса. Результаты испытаний подтвердили правильность принятого решения о возможности установки аппаратуры в оголовке ШПУ без всякой амортизации, что упрощало и удешевляло ее монтаж.


Командный пункт БРК - новой разработки ЦКБ ТМ, шахтного базирования, унифицированный для применения в составе различных ракетных комплексов. Размещение командного пункта в системе амортизации в шахтном укрытии, по своей конструкции аналогичном шахтным пусковым установкам, обеспечило существенное повышение стойкости КП к сейсмическим воздействиям ядерного взрыва, а монтаж аппаратуры на заводе - существенное (в несколько раз) сокращение времени развертывания и постановки КП на боевое дежурство.


Летные испытания РК 15П120У проводились с 16 июня 1971 по 30 января 1973 года. Техническим руководителем испытаний являлся В. К Челомей. Всего было осуществлено 19 пусков ракет УP-100У с двумя вариантами головных частей.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 26 сентября 1974 года ракетный комплекс 15П120У был принят на вооружение.

Развертывание РК 15П120У осуществлялось с 1973 по 1975 год всего было развернуто 110 ракет УP-100У. РК 15П120У находился на боевом дежурстве до 1983 года.


Разработчик: ЦКБМ.
Гл. конструктор: В. Н. Челомей.
Изготовитель: з-д им. Хруничева.
Код НАТО: SS-11 Mod 3&4 Sego.
Тип комплекса: ракетный комплекс с легкой ампулизированной МБР и ШПУ типа ОС, второго поколения.
Состояние:
- принят на вооружение 28 декабря 1972 года.
- снят с боевого дежурства в 1993 году.
Дальность стрельбы:
- с кассетной ГЧ 10600 км
- с моноблочной ГЧ 12000 км
Точность стрельбы (КВО): 900 - 1350 м (предельное отклонение - менее 5000 м)
Сектор обстрела: более ±30 град
Тип головной части:
- вариант 1: моноблочная термоядерная, мощность 1,3 Мт.
- вариант 2: кассетная с тремя блоками мощностью по 350 кт.
Вес головной части: 1208 кг
Система управления инерциальная с гиростабилизированной платформой
Органы управления:
- I ступень поворотные камеры сгорания основных двигателей;
- II ступень 4-камерный рулевой двигатель, тормозные РДТТ отделения головной части от второй ступени.
Тип старта: "горячий" - за счет собственных двигателей по направляющим из ТПК в ШПУ
Число ступеней ракеты - 2
Размеры ракеты:
- длина полная 18,95 м.
- длина без головной части 17,0 м.
- макс, диаметр корпуса, м 2,0 м.
Стартовый вес: 50,09 - 50,1 т
Горючее: НДМГ
Вес горючего: 12 - 13 т
Окислитель: AT
Вес окислителя: около 30 т

Первая ступень:
Размеры:
- длина 13,4 м
- диаметр 2,0 м
Вес ступени, т 40,0 м
Двигательная установка: 3 однокамерных ЖРД РД-0216 и один РД-0217 с ТНА замкнутой схемы
Тяга двигателя в пустоте - 876 кН.

Вторая ступень:
Размеры:
- длина 3,8 м
- диаметр 2,0 ми
Двигатель: однокамерный ЖРД 15Д13 с ТНА открытой схемы (8Д419)
- тяга двигателя в пустоте: 134 кН
Рулевой двигатель: 4-камерный ЖРД 15Д14 с ТНА открытой схемы ( 8Д419)
- тяга двигателя в пустоте: 15 кН
- угол отклонения камер: ±45 град

Боевой блок:
Размеры:
- длина 1,45 м
- диаметр 1 м
Транспортно-пусковой контейнер:
Материал: сплав АМГ-6
Размеры:
- внутренний диаметр 2,7 м
- длина 19,5 м
Вес: 14,4 т

Боевой стартовый комплекс:
Тип ПУ: шахтная типа ОС 15П784
Защитное устройство: плоская сдвижная по рельсам крыша с пневмоприводом
Система амортизации - пружинная.
Размеры:
- диаметр ствола шахты 4,2 м
- высота ствола шахты 22,85 м
- высота шахты 26 м
Ширина крыши: 10-11 м
Толщина крыши: 0,5-0,7 м
Число ракет в ШПУ - 1

Источники:

1. А.В. Карпенко, А.Д. Попов, А.Ф. Уткин. Отечественные стратегические ракетные комплексы. Санкт-Петербург, 1999.
2. Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. - М.: "Военный Парад", 2007.
3. Оружие России. Каталог. Том IV. Вооружение и военная техника Ракетных войск стратегического назначения. 1996 - 1997.

Комментариев нет:

Отправить комментарий