рекомендации

вторник, 8 февраля 2022 г.

Фугасная авиабомба ФАБ-3000 М-46


Разработкой новых типов авиационных боеприпасов в послевоенное время занялось Государственное союзное конструкторское бюро № 47 (ГСКБ-47), образованное в апреле 1938 года в системе Наркомата боеприпасов. В составе ГСКБ-47 в целях сосредоточения усилий по созданию авиационного бомбового вооружения накануне войны были объединены несколько ранее существовавших конструкторских организаций. В послевоенный период ГСКБ-47 формальным образом сменило подчиненность, будучи переданным в структуру вновь образованного в марте 1946 года Министерства сельскохозяйственного машиностроения. На деле преобразования носили больше символический характер, обозначая «переход экономики на мирные рельсы», и Минсельхозмаш стал полноправным наследником ведавшего боеприпасами наркомата, занимаясь широким кругом вопросов, от патронов и реактивных снарядов до авиационных и артиллерийских средств поражения.

Система существовавших калибров была уточнена: для фугасных бомб линейку калибров открывал вес 250 кг, а меньшие калибры 50 кг и 100 кг предназначались для осколочных, осколочно-фугасных, зажигательных и некоторых других авиабомб специального и вспомогательного назначения. От калибров в тонну и две тонны отказались, взамен дополнив номенклатуру тяжелых бомб калибрами 1500 кг, 3000 кг, 5000 кг и 9000 кг.

Было создано семейство авиабомб нового образца в калибрах от 250 до 3000 кг, получивших наименование «боеприпасов системы 1946 года». В их числе были бомбы крупных калибров ФАБ-1500 М-46 (номер чертежа 3-01704 1948 года) и ФАБ-3000 М-46 (номер чертежа 3-01719 1949 года).

В ходе серийного выпуска в конструкцию авиабомб вносились различные изменения, что отражалось в номерах чертежей. «Трехтонка» производилась в исполнениях 1949, 1951 (чертежи 3-01930 и 3-01930а) и 1954 года (чертеж 3-02304).


По конструкции бомбы 1946 года, вне зависимости от калибра, были однотипны и отличались только размерами и некоторыми деталями. Корпус бомбы выполнялся сварным из нескольких деталей: литой головки, средней цилиндрической части и хвостового конуса. Все части выполнялись из стали повышенной прочности Ст25. Литая головка оживальной формы отличалась увеличенной толщиной стенок, у головного среза достигавшей 160 мм. Ранее в устройстве бомб крупных калибров основное внимание уделялось фугасному воздействию, и головки выполнялись относительно тонкостенными; в новых боеприпасах наличие мощной головной части повышенной прочности обеспечивало лучшие качества при пробивании прочных преград и проникании в грунт, что давало повышение эффективности при воздействии по укрытиям, заглубленным и защищенным сооружениям.


Средняя часть выполнялась из листовой стали, свернутой в цилиндр и сваренной продольным швом. Толщина стенок листовой заготовки у ФАБ-3000 М-46 составляла 20 мм. Хвостовая часть выполнялась из того же материала, представляя собой сварную конструкцию конусной формы. Хвостовой конус был довольно крутым, к задней части сходясь практически на нет до считанных сантиметров - размера донного гнезда запального стакана. В отличие от прежних бомб крупных калибров, корпуса которых имели разъемную конструкцию для удобства заполнения взрывчатым содержимым, корпуса бомб образца 1946 года выполнялись цельносварными, что обеспечивало повышенную прочность и жесткость.

Отличалась и система подвески: от повсеместно использовавшихся ранее стальных поясов-бугелей, охватывавших корпус и несших подвесные ушки, отказались, заменив приваркой ушков к средней части корпуса. Сами ушки у тяжелых бомб были изготовлены из легированной высокопрочной стали 30ХГСА, более качественной по сравнению с аналогичными деталями бомб меньших калибров (у бомб в 250 и 500 кг ушки выполнялись из обычной конструкционной стали Ст45).


Можно заметить определенное влияние на конструкцию бомб модели 1946 года германских боеприпасов крупных калибров, включая оживальную форму головной части и устройство перисто-цилиндрического стабилизатора (к слову, трофейные немецкие бомбы 5С1000 и 5С2500 калибра 1000 кг и 2500 кг в годы войны использовались в нашей авиации дальнего действия). Впервые подобные элементы конструкции в отечественных боеприпасах появились у ФАБ-2000 М-44 со ссылкой на те же трофейные немецкие бомбы.

Бомбы снаряжались тротилом методом горячей заливки через головное отверстие корпуса. Прежде для снаряжения крупных бомб служили специально оборудованные довольно крупные люки в корпусе, через которые заливался взрывчатый состав. Обойтись без лишних вырезов с крышками и крепежами позволил более рациональный процесс с использование современного технологического оборудования снаряжательных производств. Тротил в качестве взрывчатого вещества был хорошо освоен технологически, практически не воздействовал на металл, был мало гигроскопичен и стоек при длительном хранении. Помимо прочего, тротил обеспечивал безопасность в обращении, трудно воспламенялся при воздействии открытого огня, не детонируя при этом, и оставался нечувствительным даже при простреле пулей.


После заливки в головное отверстие вворачивался запальный стакан на герметичной суриковой замазке. Донный запальный стакан в узком основании хвостового конуса был вварен прямо в корпус при его изготовлении. Каждый запальный стакан имеет очко под взрыватель с резьбой диаметром 52 мм и переходную втулку под взрыватель с резьбой 36 мм. В оба стакана, головной и донный, вкладывались дополнительные детонаторы из трех стандартных тетриловых шашек весом 510 г в бязевых мешочках. Тетрил как взрывчатое вещество повышенной чувствительности, восприимчивое к удару, температуре и детонации, служил для обеспечения надежной детонации основного разрывного заряда авиабомб.

Снаряжение завершалось ввертыванием металлических пробок-заглушек в запальные стаканы. При подготовке бомбы к боевому применению заглушки изымались, и в запальные стаканы вворачивались взрыватели установленного образца. Для снаряжения бомб могли использоваться взрыватели широкой номенклатуры, обеспечивавшие как мгновенное действие, так и срабатывание с замедлением. Могли использоваться как взрыватели АВ-139 и ВДВ послевоенной разработки с механическим и электрическим пусковым устройством, так и довоенные АПУВ-1. Последние имели конструкцию оригинального пневматического действия: при ударе о преграду поршенек в корпусе резко сжимал воздух, тот разогревался до ЗОО градусов и воспламенял пироксилиновый наполнитель, лучом огня вызывая детонацию заряда.


Основными целями для бомб крупных калибров наставлением назначались «промышленные и городские сооружения, объекты энергетики, многоэтажные здания, а также особо прочные наземные объекты типа складов ядерного оружия, плотин гидростанций, ядерных реакторов, причалов, военных кораблей с броневой защитой и крупных кораблей, подземных складов горючего и смазочных материалов и прочих защищенных целей». Испытаниями было установлено, что при взрыве ФАБ-3000 обеспечивается разрушение капитальных сооружений городского или промышленного типа в диаметре порядка 33,5 м, где постройки сносились до основания; зона слабых разрушений (выбитые стекла, легкие перегородки и пр.) распространялась в диаметре до 1680 м. При ударе по заглубленным объектам бомбой с установкой взрывателя на замедление глубина проникновения ФАБ-3000 в обычные грунты типа суглинка достигала 9,2 м с полной длиной заглубления «по головку» 12,0 м. Если цель защищалась слоем свеженасыпанной земли, глубина проникновения в рыхлый грунт была вдвое больше. Объем воронки при подрыве бомбы на глубине 3,5-4 м составлял 334 куб. м.


Тяжелые бомбы образца 1946 года нашли применение на новых бомбардировщиках фронтовой и дальней авиации. Реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28, принятый на вооружение весной 1949 года, мог нести в бомбоотсеке одну ФАБ-3000 М-46 или одну ФАБ-1500 М-46. Аналогичными возможностями по боевой нагрузке обладал и менее удачливый конкурент - туполевский Ту-14. Дальняя авиация с 1947 года пополнялась четырехмоторными поршневыми бомбардировщиками Ту-4, в арсенале которых присутствовали оба типа новых бомб крупного калибра. При подвеске ФАБ-1500 М-46 самолет мог взять до восьми бомб, по четыре в переднем и заднем бомбоотсеках, с общим весом боевой нагрузки 11840 кг. Со временем крупнокалиберные фугасные бомбы системы 1946 года стали использоваться и с других самолетов, приходивших на вооружение ВВС и АВМФ. Во фронтовой бомбардировочной авиации ФАБ-1500 М-46 и ФАБ-3000 М-46 вошли в состав вооружения Як-28, в дальней авиации носителями выступали Ту-16, Ту-22, Ту-22М, Ту-95 и мясищевские М-4 и ЗМ.

Характеристики:

Общий вес (без взрывателя) - 3001 кг
Вес взрывчатого вещества - 1400 кг
Коэффициент наполнения - 46,7%
Длина (без взрывателя) - 3332 мм
Диаметр корпуса - 820 мм
Размах стабилизатор - 820 мм

Источники:

1. Самый крупный калибр. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. М-Хобби, №4 (166), 2015 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий