рекомендации

понедельник, 5 июля 2010 г.

Баллистическая ракета для подводных лодок JuLang 1 (название НАТО CSS-N-3)

JuLang 1 (название НАТО CSS-N-3) — это двухступенчатая твердотопливная баллистическая ракета, разработанная для вооружения атомных ракетных подводных лодок. В конце 80-х годов вступила в строй ПЛАРБ тип 092 (обозначение НАТО Xia) с 12 ракетами данного типа. Модернизированный вариант ракеты, возможно имеющий название JuLang 1A, был представлен в конце 90-х годов. Наземный вариант ракеты называется DongFeng 21.
Ракеты JuLang 1 обеспечили китайской армии возможность нанесения ответного ядерного удара в случае, если бы наземные ядерные силы были уничтожены первым ударом противника. Размещение ракет на подводной лодке значительно снизило их уязвимость. Даже сегодня вероятность обнаружения атомной подводной лодки до пуска ракет остается очень низкой. Однако ограниченный радиус действия ракет JuLang 1 (1700 км) требует, чтобы лодка для пуска ракет покидала китайские воды, что увеличивает вероятность ее обнаружения и перехвата противолодочными силами противника. По имеющимся сообщениям была разработана модификация JuLang 1A с увеличенной до 2500 км дальностью стрельбы. В настоящее время разрабатывается ракета нового поколения JuLang 2 с дальностью стрельбы около 8000 км.




Разработка

Исследования в области технологий твердого ракетного топлива в Китае начались в 1956 году по предложению Цянь Сюэсэня — отца китайской ракетной техники. В 1960 году в китае уже производили твердотопливные ракеты калибром 65 и 107 мм. В 1965 году была успешно испытана ракета диаметром 300 мм, а китайские ученые начали работать над новой ракетой диаметром 1400 мм. Ее успешные испытания в декабре 1966 года показали, что страна уже имеет технологии для разработки твердотопливных ракет.
Разработка баллистической ракеты для подводных лодок класса Type 092 началась в марте 1967 года. Проектирование одноступенчатой ракеты было быстро свернуто и программа была переориентирована на создание более сложной двухступенчатой ракеты, которая могла обеспечить больший радиус действия, но требовала внедрения многих новых технологических решений. Проектная конструкция была утверждена флотом в октябре 1967 года, а технические спецификации были выданы в 1968 году. В 1970 году руководителем проекта JuLang 1 был назначен Huang Wei-Lu.
Конструкторы JuLang 1 решили принять для ракеты технологию холодного старта с помощью газогенераторов. В порядке тестирования системы подводного старта команда разработчиков провела несколько сот имитационных пусков в водном бассейне с использованием масштабной модели. В октябре 1972 года был выполнен успешный пуск полноразмерной модели ракеты с дизель-электрической подводной лодки Type 031 (класс Golf), находившейся в подводном положении. К концу 70-х годов китайские разработчики свершили прорыв в разработке технологий для БРПЛ, к которым относятся легкая ядерная боевая часть (600 — 700 кг), разработанный 14-м ядерным институтом, система управления (717-й кораблестроительный институт), бортовой компьютер (771-й космический институт), твердотопливный ракетный двигатель (4-я космическая академия), система пуска ракет (701-й кораблестроительный институт), инерциальная/астрокоррекционная/спутниковая система наведения (707-й кораблестроительный институт). Прототип ракеты был построен на фабриках 211 и 307. В 1986 году был построен испытательный полигон для подводных пусков ракет с подводными коммуникациями и системами наблюдений, а также с наземными системами слежения и телеметрии.


Испытания ракет проводились в три этапа: пуск с наземной пусковой установки; пуск с наземной пусковой установки, имитирующей пусковую шахту подводной лодки; пуск из под воды с подводной лодки. Первый успешный пуск с наземной установки был осуществлен на Северном Ракетном Полигоне (Центр испытаний ракет Wuzhai) 17 июня 1981 года, затем последовали два успешных пуска с наземной  шахты подводной лодки в январе и апреле 1982 года.
Первый подводный пуск был произведен 7 октября 1982 года с подводной лодки №200 класса Golf, однако вскоре после пуска ракета потеряла управление. Второй пуск, произведенный после некоторых модификаций ракеты 12 октября, был успешным. В 1984 году началась подготовка ракеты к пуску из подводного положения с атомной ракетной подводной лодки №406 класса 092. Ракета JuLang 1, запущенная с атомной подводной лодки №406 28 сентября 1985 года, взорвалась в воздухе вскоре после пуска. Два последующих пуска также оказались неудачными.
Несмотря на неудачи, было подтверждено, что пусковые системы подводной лодки во время пусков работали прекрасно. Руководители программы решили далее провести полномасштабный испытательный запуск, как и было запланировано. 15 сентября 1988 года в 9:00 по локальному времени группировка в составе ПЛАРБ №406 и 30 кораблей поддержки заняла позиции в районе проведения пуска в Желтом море. В 14:00 с борта подводной лодки была запущена ракета JuLang 1, через несколько минут боеголовка поразила цель. Второй пуск, проведенный 27 сентября, был также успешным.

Конструкция

JuLang 1 — двухступенчатая твердотопливная ракета с дальностью стрельбы 1700 км (2500 км для JuLang 1A) и инерциальной системой наведения, обеспечивающей КВО 700 м. Ракета имеет моноблочную боевую ядерную часть массой 600 кг и мощностью 200 — 1000 кт. Ракета не имеет стабилизаторов или крыльев. Подводная лодка Type 092 несет двенадцать ракет, расположенных в шахтах за боевой рубкой.
Ракеты JuLang 1 размещаются и перевозятся в цилиндрических контейнерах, которые загружаются на подводную лодку в порту перед выходом в море. Используется система «холодного старта». Двигатель первой ступени запускается только после выхода ракеты из воды. Так как ракета не имеет никаких управляющих поверхностей, все маневры для выхода на траекторию совершаются с помощью поворотных сопел двигателя первой ступени. В головной части второй ступени расположены три миниатюрных двигателя, использующихся на стадии отделения боеголовки.




Тактико-технические характеристики

Длина, м
10,7
Диаметр, м
1,34
Стартовый вес, т
14,7
Радиус действия, км
1700 км (JuLang 1), 2500 км (JuLang 2)
Полезная нагрузка, кг
600
Боевая часть
Моноблочная ядерная, 200 — 1000 кт
Система наведения
инерциальная/астрокоррекция/спутниковая
КВО, м
600


Комментариев нет:

Отправить комментарий