Нептуний, Neptunium, Np, – элемент с порядковым номером 93 – искусственно полученный радиоактивный элемент IIIВ группы периодической системы элементов, относится к актинидам, первый трансурановый элемент. Атомный вес 237. Назван в честь планеты Нептун (Нептун - бог морей). Радиоактивен, наиболее устойчивый изотоп 237Np
1. ОТКРЫТИЕ НЕПТУНИЯ
В июне 1934 на страницах немецкого химического журнала появилось сообщение чешского инженера Одолена Коблика. Он являлся руководителем исследовательской лаборатории при Яхимовских шахтах (Чехословакия), которые в начале XX в. поставляли супругам Кюри руду для получения радия. В сообщении говорилось о том, что в промывных водах урано-радиевого завода О. Кобликом обнаружен новый элемент. Место этого элемента в периодической системе Менделеева должно было находиться за ураном. В честь своей родины Коблик назвал новый элемент богемием. Предприняв более тщательное исследование, Коблик обнаружил, что выделенный им элемент весьма сходен с вольфрамом. Он немедленно сообщил в редакцию журнала о своей ошибке и тем самым взял свое сообщение обратно.
Открытие нептуния произошло не в сфере детального анализа природных руд урана, а благодаря развитию методов ядерной физики и радиохимии. Пути искусственного получения радиоактивных элементов открыты супругами Ирен и Фредериком Жолио-Кюри в 1934. Проводя систематическое изучение ядерных реакций они обнаружили, что при бомбардировке пластины α-частицами алюминий продолжал оставаться радиоактивным даже после того, как источник излучения убирался. В результате бомбардировки атомы алюминия превращались в атомы радиоактивного фосфора, причём одновременно возникали нейтроны. Энрико Ферми из теоретических соображений пришёл к выводу, что нейтроны благодаря отсутствию у них заряда должны сравнительно легко проникать внутрь тех ядер, которые имеют высокие атомные номера и в сильной степени отталкивают протоны и α-частицы. Свое предположение он подтвердил опытами по облучению нейтронами большого числа химических элементов, в том числе – урана. В июне 1934. итальянский физик Орсо Марио Корбино произнес речь на сессии академии Линчей. Он рассказал о нейтронных бомбардировках урана и поисках 93-го элемента, предпринятых физиками Римского университета во главе с Ферми. Результаты были столь обнадеживающими, что конец речи звучал так: «По этим успешным экспериментам, за которыми я слежу ежедневно, я полагаю себя вправе заключить, что новый элемент уже получен». Корбино не преувеличил: новый элемент действительно был получен, однако доказать это не удалось.
Хан и Штрассман, повторяя опыты группы Ферми, в 1939 обнаружили, что в результате облучения урана нейтронами возникают радиоактивные изотопы лантана и бария, т.е. элементов периодической таблицы. Фриш и Мейтнер объяснили это делением ядра урана. Группа Хана не только обнаружила явление спонтанного деления урана, но и получила 239U, который оказался β-излучателем, и, следовательно, распадался на элемент 93 (нептуний). К сожалению, у немцев был слабый источник нейтронов – накопить, выделить и идентифицировать нептуний они не смогли. Сделали это американцы, использовавшие в качестве достаточно мощного источника циклотрон Калифорнийского университета. Разогнанные до высоких энергий дейтроны падали на бериллий и генерировали интенсивный поток нейтронов, который направлялся на уран. Эдвин Макмиллан начал эксперименты по измерению пробегов отдачи атомов – продуктов деления урана – в папиросной бумаге. Оказалось, что при облучении образцов тонкой фольги медленными нейтронами за счёт энергии отдачи из подложки вылетают продукты деления. Однако два радиоактивных изотопа с периодами полураспада 23 мин (это был уже открытый Ханом 239U), другой – с периодом 2,3 сут остаётся в фольге (возможно, он и есть элемент 93). Почти одновременно с Макмилланом и независимо от него двухдневную активность обнаружил один из соратников Ферми – итальянец Эмилио Сегре. Однако он приписал новую активность одному из изотопов лантаноидной фракции, поскольку в его опытах редкоземельный элемент-носитель, добавленный к раствору, увлекал за собой новый излучатель. Филипп Абельсон, бывший соученик Мак-Миллана, приехавший к нему на каникулы, в мае 1940 доказал методами микрохимии, что периодом полураспада в 2,3 дня обладает новый элемент №93 – нептуний. На первой стадии нептуний соосаждали с редкоземельными фторидами, затем фториды растворяли в серной кислоте и переводили нептуний в шестивалентное состояние. После добавления фтористоводородной кислоты носитель и плутоний выпадали в осадок, а нептуний оставался в растворе. На следующем этапе нептуний VI восстанавливался до нептуния IV, получившуюся гидроокись осаждали и прокаливали. Так в крошечных сосудах впервые было получено свободное от носителя соединение нептуния – NpO2.
Ядра нового элемента Макмиллан предложил назвать Нептунием, по аналогии с солнечной системой, в которой за планетой Уран следует Нептун.
Магнусон, Ла-Шапель, работавшие с Хиндменом в Металлической лаборатории Чикагского университета в течение 1944 выделили элемент в виде чистых соединений и изучили его свойства. Первые несколько миллиграмм 237Np из раствора были выделены в конце 1944 в результате специальных циклов на экстракционной установке. Граммовые количества 237Np получены на Хэндвордском химическом заводе (США) в течение следующих нескольких лет на видоизменённых циклах висмут-фосфатного процесса.
2. ИЗОТОПЫ НЕПТУНИЯ
Известны изотопы нептуния с массовыми числами 225-244 (всего более 20 изотопов). Наиболее долгоживущим является α-активный изотоп 237Np (T=2,14*106 лет), рассматриваемый как родоначальник четвертого искусственного радиоактивного ряда изотопов с массовыми числами А=4n+1. Семейство нептуния отличает от других трёх природных семейств две особенности: в нем нет изотопов радона и конечный продукт распада не изотоп свинца, а висмут-209.
Ряды урана, актиноурана и тория до сих пор существуют в природе (их периоды полураспада близки к возрасту Земли). Ряд нептуния практически полностью распался и синтезируется в ядерных реакторах. (Радиоактивные элементы нептуниевого семейства в природе встречаются в очень малых количествах: содержание нептуния в урановой смоляной руде составляет максимум 1.8*10-10% от содержания в ней урана).
Встречающийся сейчас в природе нептуний вовсе не является остатком древнего ряда. Ныне он непрерывно образуется по реакции 238U(n,2n)237U →β→ 237Np при действии на уран нейтронов деления или нейтронов, испускаемых легкими ядрами урановых руд под действие альфа-частиц. (4n+1)- семейство обнаружено и исследовано при синтезе трансурановых элементов. В ряду нептуния все изотопы имеют периоды полураспада меньше 107 лет. Наиболее долгоживущим членом этого ряда является нептуний-237 (Т=2.2х106 лет), а конечным стабильным продуктом - 209Bi. Значительная часть природного висмута обязана своим происхождением исчезнувшему ряду нептуния.
При переработке отработанного ядерного топлива значительное внимание уделяют выделению 237Np как исходному материалу для получения 238Pu, широко используемому в космической технике, в малой энергетике и в медицине. Другим изотопом, доступным в весовых количествах, является α-активный 236Np (T>5000 лет).
Самый долгоживущий изотоп элемента №93, 237Np, рождается в интересной ядерной реакции: быстрый нейтрон поражает ядро урана и захватывается им. Энергия быстрого нейтрона велика, и нуклонное образование уран + нейтрон оказывается возбужденным. В некоторых случаях оно разваливается на два осколка, а иногда из него вылетают один за другим два нейтрона и уносят избыток энергии. При этом в ядре остается 237 частиц. Продукт ядерной реакции – уран-237 – неустойчив: испустив бета-частицу, он переходит в нептуний. Благодаря этому процессу накапливают килограммы нептуния.
Хорошо изучены ядерные характеристики одиннадцати изотопов нептуния - от 231-го до 241-го. Изотопы с большими массовыми числами, вплоть до нептуния-257, образуются при взрыве водородной бомбы. Об этом свидетельствует появление в продуктах ядерного взрыва атомов фермия. Изучить свойства тяжелых нептуниевых ядер пока невозможно: они слишком неустойчивы и переходят в высшие элементы задолго до извлечения радиоактивных продуктов подземного взрыва.
Нептуний-237 материал способный к цепному ядерному делению. Критическая масса Np237 - 90 кг (диапазон оценок 75-105 кг). Он обладает очень низким уровнем спонтанного деления, менее 0.05 делений/с- кг. Высокое значение критической массы (почти удвоенное по отношению к обогащенному 235U) и высокая стоимость производства делают его непривлекательным для оружейного использования. Определенное количество 237Np обычно образуется из захвата нейтронов 235U. Типичный энергетический реактор способен дать 0.4 кг 237Np на тонну горючего. Ядерные реакторы на быстрых нейтронах могут произвести значительно большее количество.
На экспериментальном комплексе 18 Лос-Аламосской лаборатории в конце сентября 2002г. удалось добиться критичности нептуния с использованием покрытой никелем нептуниевой сферы весом 6 кг и 60 кг обогащенного урана. Сборка из нептуния и обогащенного урана была изготовлена в цехе критических сборок ТА-18 и установлена на установке PLANET. В целях обеспечения безопасности эксперименты по контролю критичности проводились дистанционно.
В ходе эксперимента получены предварительные данные, указывающие на то, что критичность нептуния оказалась ниже ожидаемой. В ходе дальнейших экспериментов должно быть получено точное значение критической массы, чего до сих пор в США сделать не удавалось.
Поскольку одного нептуниевого шара недостаточно для поддержания цепной реакции, его поместили в центр нескольких вложенных оболочек из обогащенного урана, которые конструктивно делились на нижнюю и верхнюю секции; нептуний находился в нижней секции
3. СВОЙСТВА НЕПТУНИЯ
Химические свойства нептуния исключительно многообразны, и в этом смысле элемент почти уникален в периодической таблице. Он имеет надёжно идентифицированные состояния окисления от III до VII. В определённом отношении, особенно по поведению в растворах, нептуний химически близок к урану.
Многие твёрдые соединения нептуния изоморфны с аналогичными соединениями урана. Фактически идентификация ряда соединений нептуния была впервые проведена на основании их изоморфизма с соответствующими соединениями урана по данным рентгенографических исследований. Многие физические свойства (растворимость, давление паров и т.д.) твёрдых соединений нептуния и урана близки по величине, однако есть и такие, которые заметно различаются.
Элементарный нептуний – хрупкий серебристо-белый сравнительно мягкий металл, т. пл. 6370, Температура кипения нептуния 4174°. Существует в виде трех модификаций α, β и γ. Ниже 280оС устойчива α-модификация с орторомбической решёткой а = 0,473 нм, b = 0,490 нм и с = 0,367 нм, плотность 20450 кг/м3 (при 20о), молярный объём 11,59 см3. От 280° до 576° устойчива β-модификация с тетрагональной решеткой (параметры а = 0,489 нм, с = 0,338 нм. Выше 576° и до температуры плавления устойчива γ модификация с кубической объёмоцентрированной решеткой (а=0,353 нм). Энтальпии аллотропных превращений α→β и β→γ металлического нептуния равны 5607 и 5277 Дж/моль. Теплота плавления 5,23 кДж/моль, теплопроводность 7,7 Вт/м⋅К (при 300К). Большая величина теплоёмкости обусловлена значительным электронным вкладом. Коэффициент линейного теплового расширения α-Np 4,1⋅10-6 К-1 (при 273К). Электрическое сопротивление: 120 10-8 Ω м. В α-Np не обнаружено магнитного упорядочения вплоть до температуры 1,7К.
Устойчив на воздухе. Нептуний обладает переменной валентностью от +2 до +7, причем наиболее устойчивы 4- и 6- валентные состояния, 4-валентное состояние нептуния устойчивее, чем у урана, а 5- валентное устойчивее, чем у плутония. Этим пользуются для отделения образующего в ядерных реакторах Np от U и Pu. Отличительной особенностью нептуния по сравнению с соседями является также устойчивость его пятивалентного состояния в водных растворах.
Быстро окисляется кислородом воздуха, но благодаря образованию окисной пленки на воздухе устойчив. При комнатной температуре на воздухе металлический нептуний слабо реагирует с кислородом и азотом, мелкодисперсный нептуний на воздухе может самопроизвольно возгораться. Металлический нептуний хорошо растворяется в большинстве разбавленных минеральных кислот. Концентрированные серная и соляная кислоты пассивируют металл. Нептуний образует соединения с кислородом, водородом, углеродом, кремнием, азотом, фосфором и галогенами. Оксиды, фториды, карбиды, силициды, нитриды и фосфиды нептуния — нерастворимые в воде соединения, но растворимые в кислотах. Тугоплавкие соединения нептуний растворяются только в присутствии окислителей. Малорастворимыми в воде солями Np4+ являются оксалат, гидрофосфат, иодат, фениларсонат и комплексные фториды. Образует сплавы с ураном, плутонием и другими металлами.
Период полураспада 237Np настолько мал по сравнению с возрастом Земли, что всё его изначальное количество давно распалось. Однако нептуний может существовать в природе как продукт непрерывного синтеза путём захвата нейтронов ураном. Нейтроны могут появляться вследствие спонтанного деления 238U, при делении 235U тепловыми нейтронами или по (α, n) реакциям элементов с низкими атомными номерами. 239 Np действительно был обнаружен по 239Pu, выделенному из урана, добытого в Заире (ранее Бельгийское Конго), из уранового концентрата того же месторождения был выделен также 237Np. Максимальное массовое отношение 237Np/238U в уране из Заира составляет 1,8⋅10-12.
Комментариев нет:
Отправить комментарий