рекомендации

суббота, 23 октября 2010 г.

Бомбардировщик H-6

Н-6 (Hongzha-6 или Hong-6) — это китайская копия российского бомбардировщика средней дальности Ту-16 (обозначение НАТО — Badger). В течение более чем трех десятилетий он остается основой китайской авиации дальнего действия. На сегодняшний день Китай остается единственной страной в мире, все еще эксплуатирующей этот самолет в самом разном качестве: как ядерный и тактический бомбардировщик, носитель противокорабельных ракет, заправщик, самолет разведки и РЭБ, летающая лаборатория для испытания авиадвигателей и носитель крылатых ракет класса «воздух-земля». Н-6 предполагается эксплуатировать по крайней мере до 2015 года.


В 1959 году Советский Союз передал Китаю документацию на бомбардировщик Ту-16 и в этом же году впервые взлетел самолет этого типа, собранный из советских комплектующих. Однако китайский вариант H-6A с двигателями китайского производства вследствие разрыва отношений с СССР совершил первый полет только в 1968 году, а в 1969 был принят на вооружение. Н-6 выпускался небольшими сериями в 80-х и 90-х годах, в 2000 году были представлены новые модификации. Бомбардировщик поставлялся на экспорт в Ирак и Египет, однако в этих странах он состоял на вооружении лишь непродолжительное время.

Как и Ту-16, H-6 первоначально предназначался для доставки к цели на внутренней подвеске мощных авиабомб свободного падения в стиле миссий Второй Мировой войны. Однако при выполнении таких задач бомбардировщик вынужден входить в зону действия ПВО противника, что делало H-6 чрезвычайно уязвимым при выполнении таких задач. Однако поздние варианты H-6 были оснащены высокоточным оружием с дальностью пуска от десятков до сотен километров и с различными системами наведения, что значительно повысило шансы бомбардировщика на выживание.

Носитель ядерного оружия.

В июне 1963 года один из двух первых бомбардировщиков Ту-16, собранных из советских комплектующих, было приказано переоборудовать в носитель ядерного оружия в рамках совершенно секретной программы «21-511». Бомбардировщик (серийный номер 50671) был оснащен бомбовым отсеком с системой кондиционирования воздуха и специальными креплениями для подвески ядерных бомб. В 1964 году переоборудование было завершено. 14 мая 1965 года этот самолет с экипажем под командованием офицера ВВС Китая Li Yuanyi сбросил атомную бомбу, усиленную литием-6, мощностью 25 кт на атомном полигоне Лоп Нор. 17 июня 1967 с этого же самолета была сброшена первая китайская термоядерная бомба мощностью 3 Мт. Официально для использования в качестве носителя как обычного, так и ядерного вооружения, выпускалась модификация H-6A, однако согласно имеющимся данным с середины девяностых годов Н-6 не используется в качестве носителя ядерного оружия.


Бомбардировщик Н-6 №50671, с которого была сброшена первая китайская термоядерная бомба.

Н-6А/АII

H-6 создан на базе Н-6/Ту-16 с некоторыми элементами, заимствованными у Ту-16А, который использовался в качестве стратегического бомбардировщика в советских ВВС. Н-6А мог использоваться как стратегический бомбардировщик или с обычным оснащением. Серийное производство началось в 1971 году и достигло своего пика в конце 70-х, когда выпускалось по 30 машин в год. К 1986 году китайским ВВС было передано 140 самолетов.
Самолет имел среднерасположенные стреловидные крылья, длинный и узкий фюзеляж. В корневых частях крыльев устанавливались турбореактивные двигатели XAE WP-8.
Бомбардировщик вооружался семью 23-мм пушками: одна одноствольная установка тип 23-2 располагалась по правому борту остекленного носового отсека; три оборонительные двухствольные установки тип 23-2Н располагались в верхней и нижней части фюзеляжа и в хвосте. Пушки наводились с помощью дистанционной оптической системы прицеливания и управления огнем. Внутренний бомбовый отсек позволял нести нагрузку до 9000 кг, включая бомбы калибром 250 — 3000 кг, или одну ядерную бомбу.
Н-6АII представляет собой модернизированный вариант H-6A, оснащенный новой бомбардировочной/навигационной системой. Разработка его началась в 1970 году, а первый полет самолет совершил в 1975 году. Все имеющиеся в строю H-6A были модернизированы до стандарта Н-6АII.
Новое оборудование, установленное на H-6AII, включает:
 модернизированный вариант турбореактивного двигателя WS-8 с повышенной мощностью;
 бомбардировочный/навигационный компьютер LHS-2;
 допплеровский навигационный радар DPL-1 (тип 773);
 автопилот KJ-3C;
 радиокомпас WL-7;
 бомбардировочный радиолокационный прицел H-2A (тип 244);
 бомбардировочный оптический прицел НМ-3;
 система предупреждения об радиолокационном облучении WJ-2A;
 радиолокационный прицел тип 211 для хвостовой пушечной установки.
Кроме того, усовершенствования в аэродинамике позволили увеличить максимальный радиус действия на 350 км.


Бомбардировщик Н-6А 10-й авиадивизии.

H-6I

В 70-х годах Xi’an Aircraft Factory (сейчас Xi’an Aircraft Industry Corporation, XAC) предложила четырехдвигательную модификацию  Н-6, известную как H-6I. Данный вариант предполагал замену двух оригинальных двигателей WP-8 на турбовентиляторные двигатели Rolls-Royce Spey Mk512-5W, а два дополнительных двигателя Spey устанавливались под крыльями. При этом максимальная дальность полета возрастала с 5760 до 8060 км, а скороподъемность на уровне моря — с 18,6 до 29,7 м/с. Опытный образец, переделанный из серийного H-6, совершил первый полет в 1978 году. Однако программа была прекращена в начале 80-х годов вследствие высокой стоимости закупки и обслуживания двигателей Spey.

Разведчик Н-6В

H-6B был разработан на базе H-6A. Самолет оснащался инфракрасной фотокамерой HD-42 и обычными фотокамерами. Принят на вооружение в 1979 году.

Бомбардировщик Н-6С

С 1977 года началась разработка модернизированного боьбардировщика H-6C, в 1980 году он совершил первый полет, в 1983 году был принят на вооружение. От исходного варианта отличался установкой средств РЭБ, включающих станцию постановки активных помех, средства электронной разведки, систему предупреждения об радиолокационном облучении и средства постановки пассивных помех.

Носитель мишеней на базе Н-6

В марте 1969 года началась разработка варианта Н-6 с двумя подкрыльевыми пилонами, предназначенными для подвески сверхзвуковых мишеней (созданных на базе зенитных ракет HQ-2). Самолет совершил первый полет в 1970 году, а в 1971 был принят на вооружение.

Самолет РЭБ на базе Н-6

Имеются сведения о разработке самолета РЭБ на базе Н-6, однако достоверных подтверждений данного факта нет.
Н-6D

H-6D — это первая глубокая модернизация Н-6. Кроме того, это первый самолет семейства, принятый на вооружение ВМФ Китая. Впервые морской вариант Н-6 был предложен в конце 60-х годов, однако его разработка началась только в 1975 году, а в октябре 1977 года создание морского варианта Н-6 было одобрено правительством. В 1977 — 1980 гг были проведены предварительные аэродинамические исследования. В 1978 году завершилась разработка модификации ПКР HY-2 класса «воздух-корабль», а в 1981 году завершилось создание специализированных морских систем навигации и управления оружием.
Первый прототип нового самолета, обозначаемый как «01», был завершен в июне 1981 года, а 20 сентября совершил первый полет. Первый полет второго прототипа был совершен в 1983 году, в целом же летные испытания проводили в течение трех лет. В 1985 году программа испытаний была завершена, самолет прошел сертификацию и официально получил наименование Н-6D. В период 1985 — 1986 гг было построено девять самолетов, пять из которых были переданы китайскому флоту, а четыре — проданы Иордании. К 1990 году китайский ВМФ получил еще девять самолетов данного типа.
Главные изменения в составе оборудования самолета:
 два подкрыльевых пилона для подвески ракет;
 отказ от носовой 23-мм установки и средств для подвески ядерных бомб;
 система управления огнем ZJ-6 (для ПКР YJ-61);
 допплеровский навигационный радар тип 773 и автоматизированная инерциальная навигационная система;
 система микроклимата для подогрева ракет и охлаждения радара;
 увеличенный обтекатель для размещения радара обнаружения и подсветки целей HL-6D (тип 245);
 оптический бомбардировочный прицел HM-3A;
 увеличенные воздухозаборники двигателей.
Самолет нес две жидкостные ПКР YJ-6 (экспортное обозначение С-601) с полуактивной радиолокационной системой наведения на подкрыльевых пилонах. Ракета YJ-6 была разработана на базе береговой ПКР HY-2, имела полубронебойную боевую часть массой 380 кг и дальность стрельбы 120 км при скорости 0,9М. Во внутреннем отсеке самолет мог нести обычные свободнопадающие бомбы. В настоящее время H-6D заменен модернизированным вариантом H-6M.


Бомбардировщик H-6D с подвешенной ПКР YJ-6.

H-6E/F

После того, как в начале 90-х Китаю не удалось закупить в России новые бомбардировщики Ту-22М, китайские ВВС были вынуждены продолжить модернизацию бомбардировщиков семейства H-6. Была расконсервирована производственная линия и начат выпуск новых модификаций H-6Е и H-6F, которые заменяли в строю старые H-6A, выпущенные в 70-х и 80-х годах.
Варианты E и F мало отличаются друг от друга. Наиболее значительным отличием является отсутствие у последнего носовой пушечной установки. Оба варианта оснащены автоматизированными навигационными системами, использующими три системы навигации: инерциальную, GPS и допплеровский радар. Оптический бомбардировочный прицел с ручным управлением заменен автоматизированной системой управления оружием. Бомбардировщик получил возможность выполнять задания в любую погоду, днем и ночью, что особенно важно при полетах над морем.
Несмотря на модернизированное оборудование, H-6E/F по прежнему был способен нести только свободнопадающие бомбы и поэтому не был приспособлен для поражения целей, защищенных современными средствами ПВО.

H-6H

Данный вариант является носителем крылатых ракет класса «воздух-земля». Разработка Н-6Н началась в январе 1995 года и первый прототип был построен в апреле 1997 года, второй — в июле того же года. Первый полет был совершен 2 декабря 1998 года. В ноябре 1999 года на оба прототипа была установлена бортовая система управления огнем для применения крылатых ракет, а к апрелю 2000 года был завершен цикл летных испытаний этой системы. В ноябре 2002 года было произведено два испытательных пуска крылатых ракет, обе ракеты поразили условные цели.
Н-6Н несет две крылатые ракеты KD-63 (KongDi-63) на подкрыльевых пилонах. Ракета разработана на базе ПКР YJ-6, но в отличие от нее имеет Х-образное крыло. KD-63 имеет комбинированную инерциальную/GPS навигационную систему с телевизионным наведением на конечном участке траектории, боевую часть массой 500 кг и дальность пуска 150 — 200 км при скорости 0,9М.
На Н-6Н сняты все пушечные установки. Бомбардировщик, как и H-6D, имеет увеличенный обтекатель, под которым расположен радар управления огнем. Кроме того, у него имеется еще один обтекатель антенны черного цвета, расположенный в задней нижней части фюзеляжа, возможно предназначенный для управления ракетой на траектории.


Подвеска ракеты класса "воздух-земля" KD-63

Н-6М

В 2002 году был китайской авиастроительной компанией AIVC I был представлен видеоролик, показывающий летные испытания новой модификации Н-6 с четырьмя подкрыльевыми пилонами. Позже было объявлено, что это новый морской вариант, получивший название Н-6М. Новый бомбардировщик начал поступать на вооружение с 2005 года, возможно для замены ранних экземпляров H-6D, поступивших в начале 80-х годов.
Пока единственная информация об этой модификации доступна только из фотографий, размещенных в интернете. Судя по ним, с бомбардировщика сняты все пушечные установки. Четыре больших пилона под крыльями предназначены для подвески ПКР YJ-81. При необходимости H-6M может нести крылатые ракеты KD-88, предназначенные для поражения наземных целей.


Бомбардировщик Н-6М китайского ВМФ

H-6K

Это последний по времени разработки член семейства Н-6, первый полет которого состоялся 5 января 2007 года. Этот вариант включает несколько радикальных улучшений: шесть подкрыльевых пилонов для подвески ракет неизвестного типа, два турбовентиляторных двигателя Д-30КП российского производства (используются на транспортных самолетах Ил-76МД), новый передний обтекатель, полностью переработанная кабина пилота с шестью большими многофункциональными дисплеями.
Новые двигатели обеспечивают значительное увеличение мощности и повышенную экономичность по сравнению с WP-8.
Судьба данного проекта пока неясна, так как китайские ВВС традиционно настороженно относятся к зависисмости от иностранных поставщиков двигателей.

Носитель космических аппаратов H-6LV

В 2000 году China Aerospace Science & Industry Corporation (CASIC) начала предварительную проработку трехступенчатой твердотопливной ракеты-носителя воздушного старта, способной выводить на орбиту полезную нагрузку до 50 кг. На авиационной выставке в 2006 году была показана модель ракеты со схемой, показывающей, что ракета-носитель массой 13 т запускается с самолета Н-6 на высоте 10000 м.
В декабре 2007 года в интернете появились фотографии, показывающие, что бомбардировщик Н-6А 36-й авиадивизии участвовал в испытаниях небольшого беспилотного ракетного космоплана, известного как «ShenLong», что может быть предварительной частью программы по созданию космического корабля многоразового использования.


Бомбардировщик Н-6А №40672 36-й авиадивизии с подвешенным малогабаритным космическим аппаратом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий