Стратегическая термоядерная бомба большой мощности.
Mk/B-41 - это самая мощная ядерная бомба, состоявшая на вооружении американской армии, а также единственное трехступенчатое ядерное взрывное устройство, принятое на вооружение в США. Кроме того, она имела самую высокую удельную мощность среди всех ядерных боеприпасов.
Мощность 25 Мт
Масса 4840 кг
Длина 3759 мм
Диаметр (корпус) 1321 мм
Диаметр (стабилизатор) 1880 мм
Всего произведено около 500 шт
Производилась c сентября 1960 по июнь 1962
Снята с вооружения: ноябрь 1963 - июль 1976
Особенности конструкции:
- трехступенчатая схема радиационной имплозии;
- первая ступень усилена дейтерий-тритием;
- в ступенях деления использовался Литий-6 (степень обогащения 95%).
B-41 производилась в двух вариантах: "грязный" Y1 (с оболочкой третьей ступени из урана U-238) и "чистый" Y2 (c оболочкой третьей ступени из свинца). Возможно, что оба варианта имели свинцовую оболочку второй ступени.
Сообщалось о двух величинах мощности заряда для этой бомбы - "менее 10 Мт" и 25 Мт. Возможно, что мощность 25 Мт достигалась только в варианте Y1, а вариант Y2 имел меньшую мощность.
По данным доктора Тейлора (физика и разработчика ядерного оружия) практически достижимая удельная мощность ядерных боеприпасов составляет 6 кт/кг. Для Mk-41 этот показатель составляет 5,2 кт/кг, однако если из общей массы бомбы вычесть массу парашютов и других компонентов, не относящихся непосредственно к ядерному боеприпасу, получим значение, близкое к указанному Тейлором пределу.
Способ доставки - стратегический бомбардировщик B-52G (внутренний бомбовый отсек).
Режимы сброса и замедления
В зависимости от типа цели предусматривалось пять режимов применения бомбы Mk-41:
- свободное падение, воздушный взрыв;
- сброс с парашютом, воздушный взрыв;
- свободной падение, наземный взрыв;
- сброс с парашютом, наземный взрыв;
- сброс с парашютом, наземный взрыв с большим замедлением.
Парашютная система включает вытяжной парашют диаметром 1,2 - 1,5 м и основной парашют диаметром 4,95 м, предназначенный для стабилизации скорости падения бомбы.
Разработка
Разработка B-41 началась в 1955 году, когда ВВС опубликовали требования и техническое задание на создание термоядерного оружия большой мощности класса "B" (4000 кг) диаметром 157 см. В URCL предложили адаптировать для этого разработанную ими трехступенчатую термоядерную систему, которую должны были испытать во время серии ядерных испытаний Operation Redwing в 1956 году.
Во время испытаний Zuni и Tewa были взорваны два варианта предложенной UCRL системы под условными обозначениями "Bassoon" и "Bassoon Prime" в "чистой" и "грязной" конфигурациях.
Устройство "Bassoon" было взорвано во время испытания Redwing Zuni (27 мая 1956 года) и имело диаметр 991 мм, длину 3,44 м и весило 4863 кг. Расчетная мощность взрыва 2 - 3 Мт, фактическая составила 3,5 Мт. В данном устройстве использовался свинцовый отражатель нейтронов, поэтому взрыв был достаточно "чистым": 85% энергии приходилось на слияние и только 15% на деление.
Устройство "Bassoon Prime" было взорвано во время испытания Redwing Tewa (20 июля 1956 года), имело диаметр 991 мм, длину 3,44 м и весило 6294 кг. Расчетная мощность составляла 6 - 8 Мт, фактическая - 5 Мт. В отличие от Zuni в Tewa использовался урановый отражатель нейтронов, поэтому взрыв был "грязным", только 13% энергии приходилось на слияние, а 87% - на деление.
Оба устройства были экспериментальными и не предназначались для серийного производства. Требовалось разработать новую конструкцию в соответствии с требованиями армии и провести дополнительные испытания, которые были осуществлены во время серии тестов Operation Hardtack I в 1958 году.
В ноябре 1956 года стадия оценки была завершена и и конструкция бомбы/боеголовки под обозначением TX/XW-41 была согласована. В середине февраля 1957 года были одобрены тактико-технические характеристики и началось проектирование. Разработка боевой части для межконтинентальной баллистической ракеты была прекращена в конце июня 1957 года. 31 августа 1957 года была испытана усиленная первая ступень бомбы с макетом второй ступени. Фактическая мощность взрыва составила 44 кт (расчетная 48 кт). Бомба имела диаметр 1,27 м и весила 3763 кг. Некоторое количество энергии взрыва было получено за счет термоядерной реакции.
С декабря 1957 года по декабрь 1959 года на полигонах Tonopah (Невада) и Salton Sea (Калифорния) проводились сбросовые испытания корпуса TX-41.
Прототипы бомбы TX-41 (все в "чистой" модификации) были взорваны в испытаниях Sycamore, Poplar и Pine во время проведения серии испытаний Operation Hardtack Phase I с 31 мая по 27 июля 1958 года.
В испытании Sycamore (31 мая 1958 года) использовалась двухступенчатая "чистая" модификация TX-41. Расчетная мощность взрыва составляла 5 Мт, из которых 200 кт приходилось на деление. Испытание было неудачным, мощность взрыва составила всего 92 кт, хотя была зафиксирована слабая реакция ядерного синтеза во второй ступени. Опытное устройство имело диаметр 1270 мм, длину 2,86 м, и весило 3889 кг.
В испытании Poplar (12 июля 1958 года) повторно использовалось двухступенчатое устройство. Оно имело диаметр 1224 мм, длину 2,85 м и массу, уменьшенную до 3726 кг. Расчетная мощность составляла 5 - 10 Мт, из которых только 450 кт приходилось на деление. Испытание прошло успешно, фактическая мощность взрыва составила 9,3 Мт (самая большая мощность в серии Hardtack Phase I - пятый по мощности взрыв за всю историю ядерных испытаний США).
В испытании Pine (26 июля 1958 года) использовалось трехступенчатое устройство. Оно имело диаметр 1270 мм, длину 2,86 м и массу, уменьшенную до 3501 кг. Расчетная мощность взрыва составляла 4 - 6 Мт, из которых только 200 кт приходилось на деление. Фактическая мощность составила только 2 Мт.
Баллистические характеристики TX-41 были пересмотрены и одобрены в середине октября 1958 года. Вскоре после этого началась подготовка к серийному производству.
Производство
Производство первой серийной модификации бомбы Mk-41 Mod 0 началось в сентябре 1960 года и продолжалось до июня 1962 года, было выпущено около 500 штук. Они постепенно снимались с вооружения с ноября 1963 года и к июлю 1976 года были полностью заменены на более универсальную Mk-53.
Комментариев нет:
Отправить комментарий