воскресенье, 26 декабря 2021 г.

Авиационная система РЭБ "Букет"


«Букет» — семейство авиационных станций радиоэлектронного подавления, для постановки прямошумовых помех, устанавливалась на самолеты РЭБ Ту-16П «Букет», Як-28ПП, Ан-12БК-ППС.

Станции постановки активных радиопомех СПС-1 и СПС-2, которые устанавливались на Ту-16 в 1950-е гг., предназначались для групповой защиты летящих в строю ударных машин от РЛС, разработанных в сороковые годы, и обладали сравнительно невысокими характеристиками - недостаточной мощностью излучения, большими габаритами и весом. Для их применения требовался еще один член экипажа - оператор спецаппаратуры, который должен был вначале обнаружить работающий радар, определить его частоту, после чего настроить на нее передатчик помех. Для этого, даже при хорошей подготовке, оператору требовалось примерно 3 минуты. За это время, особенно при полетах на малых высотах, самолет успевал проскочить зону, из которой мощность бортовой аппаратуры позволяла подавить данную РЛС. Кроме того, СПС-1 и СПС-2 не обеспечивали эффективного подавления многоканальных и перестраиваемых станций.

Во второй половине 1950-х годов была создана система «Букет». В нее входили станции активных помех СПС-22Н, СПС-33Н, СПС-44Н и СПС-55Н, каждая из которых перекрывала свой диапазон частот. Литеры в обозна­чении станции указывали на различия по диапазону частот: СПС-22Н генерировала помехи в диапазоне волн 22-30 см, СПС-33Н — 12,5-22 см, СПС-44Н — 10-12,5 см и СПС-55Н — 8-10 см. В отличие от ранних СПС-1 и СПС-2 новые станции работали в автоматическом режиме и обеспечивали подавление многоканальных и перестраиваемых РЛС дальнего обнаружения и наведения, а также только появившихся РЛС целеуказания зенитным ракетным комплексам.

Станция - автоматическая, у неё есть свой анализатор и 4 или 6 передатчиков помех (специалисты их называли «горшками»), каждый на свой сектор. Она может создавать заградительные либо прицельные помехи, причем выбор производится автоматически в зависимости от радиоэлектронной обстановки.

После включения станция сама анализирует радиолокационную обстановку. Если фиксируется облучение от РЛС противника, блок анализатора определяет его рабочую частоту и мощность. Затем передатчики генерируют на данной частоте помехи необходимой мощности. Определенный интервал времени (примерно 2,5 — 3 мин.) она излучает помехи, потом прекращает и снова анализирует сигнал РЛС.

Если противник начинает менять частоту излучения своих радаров, станция автоматически отслеживает изменения и формирует помехи в зависимости от режима их работы. Аналоговый анализатор определяет, сколько сигналов приходит в данном частотном диапазоне и как они между собой расположены. У него есть несколько режимов работы, которые выбираются автоматически. Если, например, приходят пять сигналов от пяти РЛС, и их частоты сильно отличаются, то он создает пять прицельных участков помех, расставив их по диапазону. Если после очередного анализа окажется, что две или более РЛС сблизились по рабочей частоте, то их «накроют» общей заградительной помехой, а оставшиеся будут подавляться прицельными помехами (после подстройки на их новые частоты).

С высоты 10000-11000 м один постановщик помех мог прикрыть группу из нескольких самолетов, идущих в строю в условном круге диаметром 3000-5000 м в полусферической зоне с диаметром в основании 600-700 км.

Станция собрана на элементной базе того времени - лампах и реле.

Автоматизация станции позволяла обойтись без дополнительного члена экипажа — ею управлял штурман-оператор со своего рабочего места. «Букеты» могли ставить заградительные, скользящие и прицельные по чистоте помехи. «Ложка дегтя», и немалая, тоже была — станции имели большой вес и обладали большой энергоемкостью.

Для их установки потребовался весь бомбоотсек дальнего бомбардировщика Ту-16. Такая модификация — Ту-16П, или изделие «НП» (встречаются обозначения Ту-16П «Букет» или Ту-16 «Букет»), была создана специально под систему «Букет», причем огромное выделенное под оборудование РЭБ про­странство обеспечило машине большой потенциал модернизации (станции последующих поколений были компактнее и меньше весили) и сделало Ту-16П «рабочей лошадкой» эскадрилий РЭБ на несколько десятилетий.


Начиная с 1962 года системой «Букет» было оснащено: 34 самолета станцией СПС-22Н, 9 — СПС-33Н, 28 — СПС-44Н и 20 — СПС-55Н.

21 июля 1959 г. вышло Постановление Совмина No.832-372, которое предусматривало создание новой пассивной противорадиолокационной системы индивидуальной защиты Ту-16. На основании этого документа на базе серийной УР класса "воздух-воздух" К-5 (К-51) ОКБ-134 разработало опытные образцы противорадиолокационной ракеты РПЗ-59 "Автострада-1". После пуска этой ракеты с Ту-16 из ее заднего отсека выбрасывались пачки дипольных отражателей, образуя перед самолетом облако пассивных помех. На держатели ДПУ-РПЗ в грузоотсеке Ту-16 можно было подвесить шесть ракет, запускаемых как одиночно, так и серией через определенные интервалы. Госиспытания системы проводились на доработанном Ту-16П No.8204130 до начала 1964 г. и показали, что в данном виде она неприемлема, полет ракет был неустойчивым и опасным для самолета-носителя, были случаи самопроизвольного схода ракет и т.д. С учетом полученного опыта в 1964 г. развернулось создание новой противорадиолокационной системы "Пилон", включающей самолет-носитель Ту-16П со станцией "Букет" и 12 ракет РПЗ-59, размещенных на подкрыльевых пилонах (по шесть под каждой плоскостью). С 1972 г. небольшое число Ту-16П было оборудовано такой системой.


В 1970 году на вооружение был принят ещё один самолёт - постановщик помех Як-28ПП, на котором также была установлена станция «Букет». Станцию разместили в специальном контейнере, который устанавливался в грузовом отсеке и мог опускаться вниз для удобства обслуживания. К названию станции добавились цифры «28», обозначающие вариант исполнения: СПС-22-28, СПС-33-28 и т.д.

С обычного серийного Як-28И было снято бомбардировочное и пушечное вооружение, РЛС "Инициатива" и прицелы. Объем бомбоотсека использовали для размещения комплекса помеховых станций и оборудования, которое обеспечивало их работу. Однако из-за малого расстояния от бомболюка до земли от обычных створок пришлось отказаться: в открытом положении они почти касались земли и перекрывали доступ к аппаратуре.


Поэтому спецоборудование и обеспечивающие системы установили на специальной опускаемой платформе. На ее силовой раме монтировались радиоэлектронные блоки помеховых станций групповой защиты "Букет" и "Фасоль", преобразователи тока, силовые и распределительные электрощитки. Станции были ламповыми и при работе выделяли огромное количество тепла, посему здесь же разместили турбохолодильную установку и бачок охлаждающей жидкости. В нижней части платформы расположили излучающие антенны станции "Букет", закрытые радиопрозрачным обтекателем, в передней части снизу - заборник охлаждающего воздуха, по бокам - радиаторы охлаждающей жидкости (сотового типа) в обтекателях. Платформа, называемая "спецконтейнером", с помощью подъемников вставлялась снизу в бомбоотсек, как обойма в пистолет, и фиксировалась десятью откидными болтами. Подобное конструктивное решение имело много плюсов (удобство обслуживания, легкая замена варианта (литера) станций противодействия и т. п.) и один существенный минус - все операции нужно было производить в ТЭЧ , "полевые условия" практически исключались .


Первый серийный Як-28ПП покинул цеха завода в 1968 году. "Пэпэшники" не выделяли в отдельную серию, а производили параллельно с боевыми машинами: на последних этапах комплектации самолеты, "назначенные" в постановщики помех, отводили на отдельный участок цеха спецоборудования и дооснащали необходимыми системами и узлами. Всего на ИМЗ в 1967-71 годах было построено 84 самолета Як-28ПП.


В каждом военном округе (далее ВО) или войсковой группировке (за рубежом) имелась одна воздушная армия фронтовой авиации. В ее составе находилось один - два авиаполка тактической разведки. Эти полки не входили в штат дивизий и назывались "отдельными", сокращенно ОРАП (отдельный разведывательный авиаполк) либо ОГРАП (отдельный гвардейский РАП).

В середине 70-х годов Як-28ПП были на вооружении следующих частей :

Западная группа войск (ЗГВ, ГДР), 16-я Воздушная армия (далее ВА) - 931-й ОГРАП (аэродром Вернойхен [Werneuchen], 1968-86 гг.) и 11-й ОРАП (Вельцов [Welzow], 1970-88 гг.);
Северная Группа войск (СГВ, Польша), 4-я ВА- 164-й ОГРАП (Бжег [Brzeg]);
Южная группа войск (ЮГВ, Венгрия) - 328-й ОРАП (Кунмадараш);
Прибалтийский ВО - 886-й ОРАП (Екабпилс);
Белорусский ВО - ОРАП в Щучино (номер неизвестен);
Одесский ВО - 511-й ОРАП (Буялык);
Московский ВО - 98-й ОГРАП (Шаталово);
Среднеазиатский ВО - 39-й ОРАП (Балхаш);
Туркестанский ВО - 87-й ОРАП (Карши);
Дальневосточный ВО - 799-й ОРАП (Варфо-ломеевка);
Забайкальский ВО - 193-й ОГРАП (Укурей).

В дальнейшем по мере развития тактики РЭБ организационная структура подразделений постановщиков помех менялась. Так, к концу 70-х эскадрильи Як-28ПП были выведены из состава большинства разведполков и преобразованы в отдельные авиаэскадрильи РЭБ (ОАЭ РЭБ). В начале 80-х некоторые ОАЭ РЭБ объединили в отдельные авиаполки РЭБ (ОАП РЭБ) двухэскадрильного состава. Так, в Бжеге был сформирован 151-й ОАП РЭБ, а в Чорткове (Прикарпатский ВО) - 118-й ОАП РЭБ.


В полёте в плотном строю излучение "Букета" становилось опасным не только для вражеских РЛС, но и для бортовых локаторов своих же машин. Кроме того, "Букет" ставил помехи "вкруговую", что было оправдано, когда расположение РЛС противника точно не известно и прорыв ПВО осуществлялся боевыми самолётами в сопровождении постановщиков помех в направлении минимального противодействия по примерным данным разведки и в соответствии с профилем и маршрутом полёта. Но в случае, когда преодолевать ПВО противника нужно было в определённом месте, значительно эффективнее было бы барражирование вдоль линии прорыва нескольких самолётов-постановщиков, подавляющих РЛС направленными помехами максимальной мощности. Для разрешения проблемы в 1972 году была произведена доработка станций "Букет" под аппаратуру "Фикус", способную выдавать сигнал подавления с узкой диаграммой направленности луча. Таким образом были оборудованы 10 самолётов Ту-16П со станциями СПС-22Н и СПС-44Н. Помимо новой аппаратуры, переделка включала установку системы из пяти направленных антенн с приводом вращения, смонтированных под общим объёмистым радиопрозрачным обтекателем в нижней части фюзеляжа между шпангоутами №34 и №45.Вес комплекта аппаратуры составлял 232 кг. Значительно выступающий за контур фюзеляжа "саркофага" порядком увеличивал "парусность " самолёта, из-за чего ввели ограничения по максимальному боковому ветру при посадке - не более 10 м/сек. против обычных 12 м/сек, хотя опытные лётчика частенько обходили это ограничение, выполняя посадки при 15 м/сек.


Ввиду огромной мощности станции при эксплуатации впервые столкнулись с проблемой биологической защиты технического персонала от СВЧ-излучения. Для защиты людей при проверках «на излучение» снизу под брюхо самолёта подкатывалась специальная тележка со смонтированным на ней электромагнитным экраном в виде металлического короба с заземлением, а весь не участвующий в проверках «Букета» персонал удалялся со стоянки на безопасное расстояние. В дальнейшем, на основе опыта эксплуатации, в авиации был разработан ряд мер для предупреждения электромагнитного воздействия на людей и технику - разработаны меры безопасности при работе с источниками электромагнитного излучения, требования к персоналу и специальному оборудованию. Например, для каждой стоянки летательного аппарата индивидуально определяется и рисуется на покрытии (бетоне) сектор разрешённой работы на излучение, при работе станций вывешиваются предупредительные транспаранты (флажки), в ночное время - красные фонари. Весь личный состав, работающий с электромагнитными полями (ЭМП) стоит на дополнительном диспансерном учёте в лечебном учреждении МО и ежегодно проходит дополнительное медицинское обследование.

Для конца 60-х СПС была весьма неплохой станцией: она отвечала предъявляемым требованиям и по энергетическим, и по оперативным характеристикам. Иначе говоря, мощности ее передатчиков хватало для подавления отраженных сигналов РЛС противника, а быстродействие позволяло своевременно реагировать на изменения радиоэлектронной обстановки (то есть если противник переходил на другую рабочую частоту, СПС быстро ее "ловила" и снова "забивала" помехами). Но с начала 70-х годов у вероятного противника появились станции, которые намного быстрее (в том числе скачкообразно) могли перестраивать свою частоту. Возросла мощность импульсов их излучения, появились более узкие диаграммы направленности. Позднее вообще были созданы РЛС нового типа, с фазированными решетками, которые просматривали не весь диапазон, а лишь нужные участки, задерживаясь больше на них и, соответственно, накапливая энергию отраженного сигнала.

Ламповые "Букеты", созданные в конце 50-х и имевшие изрядную инерцию, стали "запаздывать": пока они определяли параметры излучения и создавали помеху, противник уже беспрепятственно работал на другой частоте, да и мощности для подавления эхо-сигналов стало не хватать. Ввиду потери эффективности они были сняты с вооружения, причем вместе с самолетами Як-28ПП и Ту-16П: в России - в 1993 году, в Украине - годом позднее.

Источники:

Комментариев нет:

Отправить комментарий