рекомендации

среда, 29 апреля 2020 г.

Авиационные станции радиоэлектронного подавления групповой защиты СПС-1 и СПС-2



История

В 1948 году была начата опытно-конструкторская работа по теме ПР-1. Она предполагала создание аппаратуры радиоэлектронной разведки, функционирующей в сантиметровом диапазоне, и аппаратуры помех, функциони­рующей в сантиметровом и дециметровом диапазонах. Дополнительный стимул работам придала начавшаяся в 1950 году Корейская война, в ходе ко­торой американская авиация убедительно продемонстрировала необходимость, как разработки своих средств радиоэлектронного подавления, так и необходимость поиска решений в области защиты от них. В 1954 году комплекс аппаратуры, разработанный в рамках ОКР ПР-1, был принят на вооружение. Он состоял из станций шумовых прицельных помех СПС-1 и СПС-2 и соответствующей аппаратуры радиоразведки: станции точ­ной разведки СРС-1 и станции грубой разведки СРС-2 на диапазон волн от 9,5 см до 5 м.


Первенец был, разумеется, далек от совершенства: станции помех и разведки имели ручное управление и весили по 250-300 кг. Из-за большой массы и габаритов аппаратуры разместить комплекс на одной машине не представлялось возможным. В результате комплект оборудо­вания комплекса ПР-1 был размещен на семи самолетах Ту-4, а его орга­низованная работа потребовала хорошо тренированных экипажей и опе­раторов разведки и РЭБ. Кроме того, станция помех одновременно имела возможность подавлять только одну РЛС. Однако при преодолении проти­водействия насыщенной средствами радиолокации ПВО противника могли возникнуть проблемы с обеспечением скрытности действий авиации. Помимо разработки комплекса активного противодействия ПР-1 в первые послевоенные годы значительное развитие получили системы постанов­ки пассивных помех, по которым у советской авиации по итогам Второй мировой обнаружилось значительное отставание. Поэтому были разрабо­таны и приняты на вооружение ВВС более совершенные средства пассивных помех. В дополнение к бумажным металлизированным лентам (типа 1У, 2У, 3У) были созданы дипольные отражатели на основе стекловолокна типа ДОС-50, ДОС-113 и автоматы для их сбрасывания типа АСО-4, АСО-16, АСО-28, АПП-22.

Совершенствование комплексов активных помех шло в ногу с активным развитием авиационной техники и перевооружением на реактивные машины. Как уже было отмечено, первый комплекс ПР-1 требовал сразу нескольких самолетов Ту-4. С принятием на вооружение реактивных бомбардировщиков Ту-16 была поставлена задача разместить комплекс РЭП на одной специализированной машине. Была создана модификация Ту-16СПС, на которых устанавливались станции СПС-1 или СПС-2. Кроме того, в 1957 году был испытан самолет-постановщик помех Ту-16 «Елка». На самолете были размещены семь автоматов сброса пассивных помех АСО-16 «Елки» и Ту-16Е, действуя во взаимодействии с боевыми порядками стра­тегических бомбардировщиков, должны были обеспечивать их прорыв к целям, подавляя РЛС противника активными и пассивными помехами. Помимо стратегической авиации, первые станции активных помех начала получать и тактическая бомбардировочная авиация. В бомбоотсеке бомбардировщика Ил-28 установили станцию СПС-2, а функции ее оператора перешли к штурману самолета. Такая модификация получила обозначение Ил-28ПП. Было построено 17 самолетов Ил-28ПП.

Еще один вариант постановщика пассивных помех, получивший обозначение Ту-16Е или изделие «НЕ» (в частях эту модификацию также часто называли «Елка»), по составу помехового оборудования был близок к Ту-16Р. Так же, как и на разведчике, на нем в задней части грузоотсека устанавливалась кабина спецоператора и одна из станций СПС-1, СПС-2 или СПС-2К «Пион». Там же устанавливались два блока АСО-16. В передней части отсека сохранялись бомбодержатели, но со временем место бомб заняли дополнительные АСО-16, ставились также два автомата АПП-22. С 1957 г. в течение трех лет на заводе №1 был выпущен 51 Ту-16Е. Еще 38 машин в 1958 г. выпустил завод №22, все с системой дозаправки топливом в воздухе. Внешне Ту-16Е отличались от Ту-16 «Елка» вырезами в створках грузоотсека под входной люк кабины оператора.

Завод №1 в 1955-57 гг. выпустил 42 Ту-16, оборудованных СПС-1, и 102 - с СПС-2, из них четыре - заправляемых топливом в полете. Как и на Ту-16Р, в задней части грузоотсека этих машин устанавливалась герметичная съемная кабина спецоператора. В передней части грузоотсека можно было подвешивать бомбовое вооружение. Две антенны станции СПС-2, закрытые каплевидными обтекателями, размещались в нижней части фюзеляжа перед и за грузоотсеком. Штыревые антенны СПС-1 могли размещаться в двух местах: сверху фюзеляжа (за блистером штурмана-оператора) или снизу фюзеляжа (перед грузоотсеком). Эти варианты Ту-16 получили обозначение Ту-16СПС, иногда их называли Ту-16П. Первоначально Ту-16СПС не оснащались автоматами сброса отражателей АСО-16, и отсутствие их выводных горловин на створках бомбового отсека являлось внешним отличительным признаком от последующих Ту-16Е. Но позже автоматы стали устанавливать на этот тип самолета, и внешнее отличие исчезло. В 1960-е гг. практически все находившиеся в строю Ту-16СПС были оборудованы системой постановки активных помех «Букет».

Назначение

Станция предназначена для создания электронных помех РЛС орудийной наводки зенитной артиллерии, а также РЛС наземных постов обнаружения и наведения, радиолокаторов кораблей и истребительной авиации, относившихся к системам первого поколения. Станция работает в диапазоне волн 30-200 см, мощность - 350 вт. СПС-1 создана на базе передатчиков ПР-1 с механически перестраиваемым магнетроном на выходе.

Станция состояла из разведывательной аппаратуры, определявшей параметры излучения - несущую частоту, длительность и частоту следования импульсов и направление на подавляемую станцию, и передатчиков помех, создававших прицельную по частоте и направлению шумовую помеху. Все операции выполнялись вручную оператором РЭП, и с момента обнаружения излучения РЛС до постановки помехи уходило около трёх минут. Станции не обеспечивали эффективного подавления многоканальных и перестраиваемых станций.

Дальнейшей разработкой стала станция СПС-2, которая работала в диапазоне 9.5-12.5 см. Самолётов с СПС-2 было построено 102 машины.

Ввиду принципиальных недостатков станций СПС-1 и СПС-2 уже через десять лет все самолёты Ту-16СПС стали переоборудоваться в другие варианты РЭБ ("Букет").

Источники:

Комментариев нет:

Отправить комментарий