305-мм мортира береговой обороны была развернута в 1890-х и начале 20-го века для защиты портов США от нападения с моря. В 1886 году, когда Совет Эндикотта изложил свой план модернизации береговой обороны Соединенных Штатов, он полагался в первую очередь на мортиры, а не на пушки, для защиты американских гаваней. За прошедшие годы были предусмотрены укрепления, в которых можно было установить около 476 таких орудий, хотя не все он были в итоге установлены.
Девяносто одно из этих орудий было переоборудовано в железнодорожные орудия в 1918–1919 годах, но слишком поздно, чтобы участвовать в боевых действиях в Первой мировой войне. Железнодорожные мортиры использовались только в небольших количествах и ни разу за границей. Стационарные мортиры на Филиппинах участвовали в боевых действиях при японском вторжении во время Второй мировой войны. Все стационарные мортиры (кроме четырех) в Соединенных Штатах были списаны к 1944 году, поскольку их заменило новое оружие, а железнодорожные мортиры были списаны после войны. Сегодня единственные оставшиеся мортиры этого типа в 50 штатах - это четыре штуки в Бэттери Лейдли, части форта Десото недалеко от Санкт-Петербурга, Флорида.
Мортира 1890М1, наиболее распространенная модификация.
Масштабный рисунок первых типов снарядов мортиры.
Пороховой заряд для мортиры M1890, состоящий из 10 небольших картузов, связанных вместе.
12-дюймовая мортира M1890 M1 (модель 1890 года, модификация 1) была одним из самых мощных орудий береговой артиллерии своего времени и наиболее распространенным типом, устанавливаемым для охраны портов США.
Эта мортира и другие орудия, M1886, M1908 и M1912, обычно стреляли бронебойными снарядами. Они весили от 318 до 474 кг и имели тяжелые наконечники из закаленной стали, предназначенные для пробивания палубной брони корабля до того, как снаряд взорвется. Эти мортиры, стреляющие полутонными снарядами под углом 45 градусов, имели дальность стрельбы 10 990 м.
Бронебойные снаряды обычно составляли только часть боекомплекта, ведь даже самые тяжелые линкоры периода 1890-1920 годов имели сравнительно легкое бронирование палубы, так что вонзающийся полутонный снаряд мог нанести сокрушительные повреждения. Вначале (примерно с 1890 по 1915 год) мортиры береговой обороны также снабжались так называемыми «торпедными снарядами» массой 360 или 450 кг. Это были тонкостенные снаряды длиной примерно 1,5 м, которые несли заряд взрывчатого вещества массой 59 кг и должны были взрываться при контакте с палубой корабля, поражая экипаж осколками.
Мортира M1890M1 чаще всего устанавливалась на лафет M1896. Мортира и ее лафет весили в общей сложности 78,5 тонны. Лафет был приспособлен для поворота (по азимуту) с помощью поворотной рукоятки, расположенной с правой стороны. Кольцо, размеченное в градусах азимута, проходило вокруг мортиры сразу за внутренним стальным кругом, на котором находился лафет, и солдат считывал его показания, чтобы навести мортиру в нужном направлении. Ствол поднимался или опускался сдвоенными зубчатыми колесами с длинными спицами (напоминающие корабельные колеса), которые располагались по обе стороны от лафета. Затвор можно было быстро опустить почти до горизонтального положения для заряжания, а затем быстро поднять для стрельбы. Также использовались лафеты M1891 и M1908.
Помимо подъема ствола, фактором, определяющим дальность стрельбы, была масса порохового заряда, загружаемого в казенную часть вслед за снарядом. Желаемая дальность указывалась в терминах зон. Наименьшей зоной (самая короткая дальность) была Зона 1, а самой большой (максимальная дальность) - Зона 9. К базовому мешку, с помощью тканевых ремней, можно было прикрепить до 9 одинаковых по размеру дискообразных мешков с порохом (каждый содержал 2,9 кг пороха). Часто базовый мешок был окрашен в красный цвет, так как заряд должен был загружаться в казенную часть «красным концом последним», чтобы он ударялся о закрывающий затвор (или смотрел на наводчика). В красном базовом мешке также находился небольшой заряд черного пороха в качестве воспламенителя. Когда затвор был закрыт, вставлялся детонатор, который контактировал с воспламенителем.
Выстрел мог производиться одним из двух способов: электрически или вручную (натяжением шнура). И каждый способ имел свой тип детонатора (электрический или фрикционный). Электрическая стрельба требовала, чтобы расчет сначала присоединил провод к электродетонатору, который выступал из затвора. Далее, расчет должен был соединить выходящий из пола котлована огневой кабель с лафетом каждой мортиры, находящейся в котловане. В-третьих, выключатель цепи (обычно располагавшийся на стене котлована возле информационной будки), ведущий к кадой мортире, нужно было перевести в замкнутое (боевое) положение. Наконец, стреляющее магнето, которое устанавливалось на специальном «башмаке», часто на стене котлована, нужно было провернуть, а затем отпустить, посылая ток зажигания в яму. В зависимости от настроек переключателя мортиры в данном котловане могли стрелять по одной или все вместе.
Развертывание
Самые ранние мортирные батареи береговой обороны были спроектированы как так называемые «Abbot Quads». Названные в честь генерала Генри Ларкома Эббота, армейского инженера, который изобрел эту конструкцию, Abbot Quads представляли собой прямоугольные конфигурации из четырех прямоугольных котлованов, каждый из которых был предназначен для установки четырех огромных мортир. Слева показан план батареи Abbot Quad. Земляной прототип для них был построен в 1870-х годах в форте Тоттен в Нью-Йорке, а строительство первых действующих Abbot Quads началось примерно в 1892 году.
Идея Abbot Quad заключалась в том, чтобы все 16 мортир в четырех котлованах стреляли одновременно, создавая залп снарядов, оптимально рассредоточенный для уничтожения вражеского корабля. Утверждалось, что наведение каждой мортиры по отдельности не приведет к большему количеству попаданий, чем залповая стрельба, поскольку процедуры и оборудование управления огнем того времени были подвержены ошибкам. Кроме того, сторонники залповой стрельбы указывали на то, что она упрощает управление (особенно в боевых условиях), поскольку всем мортирам во всех ямах батареи можно было задать одинаковые параметры стрельбы.
На этой фотографии показан мортирный котлован периода Abbot Quad. Она иллюстрирует сложность перезарядки четырех мортир в такой конфигурации. Видны три из четырех мортир и тридцать человек расчета.
Более панорамный вид с открытки на котлован с двумя мортирами в Форт-Райт.
Однако ранние конструкции Abbot Quad имели очень маленькие котлованы. Часто четыре мортиры устанавливались в котловане размером всего около 12 на 15 м.
Примерно после 1905 года зависимость от конструкции Abbot Quad уменьшилась. Некоторые артиллерийские офицеры утверждали, что залповая стрельба по своей природе расточительна и что гораздо лучшего коэффициента поражения можно достичь, наводя каждую мортиру по отдельности на определенную цель. Они также утверждали, что меньшие тесные котлованы ранних конструкций батарей Abbot Quad были просто слишком переполнены для эффективных операций, а расчеты разных орудий постоянно мешали друг другу.
По мере совершенствования методов управления огнем и расширения сети базовых станций примерно с 1905 г. точность индивидуального наведения мортир повышалась. В то же время в проектах новых котлованов часто указывалось только две мортиры на яму, и многие форты строили свои котлованы бок о бок. Опыт показал, что время перезарядки четырех плотно установленных в котловане мортир более чем в два раза превышает время перезарядки двух мортир в котловане. В результате часть мортир отправлена для оснащения более новых батарей. Дизайн Abbot Quad потерял популярность.
Стрельба из мортир
Этот фильм, датируемый примерно 1915 годом, показывает учения по стрельбе из 12-дюймовых мортир в Бэттери-Хоу, части оборонительных сооружений гавани Сан-Франциско. Хотя показанная батарея является линейной, все похоже на то, что происходило бы в квадратном или прямоугольном котловане в форте Бэнкс. Отрывок из фильма показывает, насколько перегруженным был бы один из котлованов старого образца, если бы из него одновременно или почти одновременно стреляли из четырех мортир.
Ударная волна от выстрела всего лишь одной из этих огромных мортир часто была настолько сильной, что разрушала чувствительное оборудование, установленное рядом с котлованом, выбивала двери из близлежащих складов и казарм, и разбивала окна в близлежащих районах. Грохот четырех таких мортир, стреляющих одновременно в котловане, должно быть, был ошеломляющим.
Управление огнем
Информационная будка, обслуживающая котлован. На табло отображались данные об азимуте, угле места и пороховом заряде мортир.
Отдельно стоящая информационная будка в форте Эндрюс, Бостон, Массачусетс
На изображениях здесь показана еще одна особенность котлованов — информационная будка. Личный состав в этом небольшом пространстве с ее коническими смотровыми щелями получал координаты (азимут и угол места), которые рассчитывались с помощью графической доски дальномером батареи.
Эти будки представляли собой либо небольшие отдельно стоящие конструкции, площадью около 3 кв. м и высотой 2,1 м, либо были встроены в одну из стен самого котлована. Реконструированная табличка данных на фотографии слева висит сбоку от стенда данных и используется для размещения координат стрельбы для мортир № 3 и № 4 в котловане (очевидно, там только две мортиры). Номер «зоны», размещенный на табло, относится к размеру порохового заряда, который необходимо зарядить для предстоящего выстрела. На верхней фотографии справа показан разобранный набор планок (к которым, вероятно, раньше были прикреплены планшеты), на которые можно было нанести мелом данные об стрельбе, а затем выдвинуть их из кабины данных, чтобы их могли увидеть расчеты.
Поскольку расчеты мортир не могли видеть свои цели, они особенно зависели от общей системы управления огнем с ее базовыми конечными станциями и комнатой для построения графиков.
Железнодорожные мортиры
12-дюймовая мортира на железнодорожной установке М1918
После вступления Америки в Первую мировую войну 6 апреля 1917 года армия США рассматривала возможность переоборудования береговой артиллерии в железнодорожные установки для использования на Западном фронте. К тому времени железнодорожные орудия использовались всеми основными воюющими сторонами. Среди вооружений, которые можно было перевести из береговой обороны, были 150 12-дюймовых мортир. Были заключены контракты на установку 91 мортиры на железнодорожные установки, известные как M1918 Carriage (Railway).
Гидропневматические противооткатные устройства и выносные опоры позволяли вести круговой огонь с железнодорожной установки, которая весила 88 тонн. К 7 апреля 1919 года компания Morgan Engineering Company of Alliance, штат Огайо, построила 45 железнодорожных мортир. В конечном итоге была собрана 91 мортира. Поскольку установка позволяла вести круговой огонь, 12-дюймовые железнодорожные мортиры (вместе с 8-дюймовыми орудиями и двенадцатью 7-дюймовыми орудиями на аналогичных установках) были сохранены после Первой мировой войны для будущего использования в береговой обороне. Армия провела испытания железнодорожных мортир в 1930-х годах. Несколько (вероятно четыре) железнодорожных мортир были переданы батарее C 52-го железнодорожного артиллерийского дивизиона и испытаны на полигоне Сэнди-Хук в Форт-Хэнкоке, штат Нью-Джерси, а также в Форт-Майлз, штат Делавэр. Во время Второй мировой войны батарея из четырех железнодорожных мортир была среди временных оборонительных сооружений гавани Грейс-Харбор, штат Вашингтон, а огневые точки для дополнительной батареи на мысе Джордж, штат Вашингтон, были построены, но так и не были вооружены.
Боевая служба
Вероятно, единственными американскими 12-дюймовыми мортирами, участвовавшими в боевых действиях, были мортиры на Филиппинах в 1942 году, в частности, «Бэттери-Уэй» и «Бэттери-Гири» на Коррехидоре. Эти батареи насчитывали двенадцать мортир и использовались при отражении японского вторжения. Однако, как и в случае с другими укреплениями США, спроектированными задолго до изобретения самолета, конструкция огневой точки с открытым верхом оставляла мортиры открытыми для воздушных атак и навесного артиллерийского огня. Они также имели в основном бронебойные снаряды, которые перед взрывом проникали глубоко в землю и поэтому был менее эффективны против наземных войск, чем осколочно-фугасные боеприпасы. Другими 12-дюймовыми мортирами были батарея Келера на острове Карабао (форт Франк), которая использовалась для безрезультатного контрбатарейного огня против японской артиллерии отряда Кондо на южном берегу Манильского залива, и батарея Крейгхилла на острове Кабальо (форт Хьюз). Батарея Craighill была укомплектована военно-морским персоналом с канонерской лодки Mindanao. Все форты были сданы 6 мая 1942 года вместе с Коррехидором. По состоянию на 2014 год в Бэттери-Уэй и Гири осталось десять мортир, а в Форт-Хьюзе - четыре.
При отчаянной обороне Коррехидора была предпринята попытка использовать эти мортиры в качестве зенитного оружия. Были опробованы три типа взрывателей: пороховой и механический часовой для 3-дюймовых зенитных орудий и осколочный для 155-мм полевых орудий GPF. Ни один из них не сработал. Причиной этого была либо низкая скорость вращения снаряда, либо слишком маленький бустерный заряд во взрывателях.
Годы службы: 1895–1945
Разработчик: Bureau of Ordnance
Производитель: Watervliet Arsenal
Характеристики:
Масса - 13210 кг
Длина - 4,1 м
Длина ствола - 3584,6 мм
Расчет - 12 человек
Масса снаряда - 320 или 474 кг
Вертикальные углы наведения: от 45° до 70°.
Горизонтальные углы наведения: 360°
Скорострельность: нормальная 1 выстр/мин, максимальная - 1,3 выстр/мин.
Начальная скорость снаряда: 460 м/с (для 320 кг снаряда) или 320 м/с (для 474 кг снаряда).
Дальность стрельбы: 2200 - 13360 м
Комментариев нет:
Отправить комментарий