рекомендации

вторник, 6 октября 2020 г.

Управляемая ракета класса "воздух-земля" AGM-69 SRAM


Boeing AGM-69 SRAM (short-range attack missile) - американская ракета класса "воздух-поверхность" с ядерной БЧ. Она имела дальность стрельбы до 160 км и предназначалась для нейтрализации советских систем ПВО стратегическими бомбардировщиками.

SRAM была разработана для замены более старой ракеты AGM-28 Hound Dog, которая выполняла ту же основную роль. Hound Dog была очень большой ракетой, которую B-52 могли нести только по две штуки, поэтому некоторые самолеты должны были подавлять советские объекты ПВО, в то время как другие продолжали поражать свои стратегические цели. SRAM была настолько меньше, что эти ракеты можно было комбинировать с другим оружием на одном самолете, что позволяло одному самолету проложить себе путь к своим целям.

SRAM поступила на вооружение в 1972 году и использовалась на нескольких самолетах, включая B-52, FB-111A и B-1B. В сентябре 1980 г. наземный пожар вызвал опасения по поводу безопасности боеголовок, а в 1990 г. они были временно сняты с эксплуатации на время проведения проверок безопасности. Они показали, что в некоторых ракетных двигателях образовались трещины, которые могли привести к их взрыву при запуске.

SRAM была снята с вооружения в 1993 году, к тому времени ее задачи устарели с появлением AGM-86, которую можно было запускать далеко за пределами досягаемости советского оружия, и больше не требовалось, чтобы бомбардировщики прорывали советскую оборону.

История

Идея ракеты средней дальности для атаки объектов ПВО рассматривалась в ВВС с середины 1950-х годов. Эта концепция стала более важной с принятием на вооружение Советским Союзом ракеты С-75, которая представляла серьезную угрозу для бомбардировочного парка стратегического авиационного командования (SAC) ВВС США. Первая попытка решить эту роль привела к созданию ракеты GAM-67 Crossbow, которая впервые полетела в 1956 году. Однако дозвуковая скорость Crossbow означала, что она не могла опередить бомбардировщик настолько, чтобы быть полезной. Сверхзвуковая версия Longbow находилась в стадии разработки, но в конечном итоге также была отменена.

Эта роль, наконец, была адресована AGM-28 Hound Dog, гораздо более крупной сверхзвуковой ракете. Hound Dog имела двойное назначение: атаковать объекты ПВО, также являлась средством для поражения стратегических целей, так как бомбардировщикам не нужно было приближаться к ним. Тем не менее, Hound Dog была настолько большой, что на B-52 можно было использовать только две ракеты. Была очень желательна более практичная система, специально предназначенная для противодействия ПВО.

AGM-69A SRAM

Требования к оружию были опубликованы Стратегическим авиационным командованием в 1964 году, и в 1966 году был заключен контракт на AGM-69A SRAM с компанией Boeing. После задержек и технических неполадок во время испытаний она была запущена в серийное производство в 1971 году и поступила на вооружение в августе 1972 года. Ее использовали самолеты B-52, FB-111A и, в течение очень короткого периода времени, начиная с 1986 года, B-1B, базирующиеся на авиабазе Дайс в Техасе. SRAM также несли B-1B, базировавшиеся на авиабазе Эллсуорт в Южной Дакоте, на авиабазе Гранд-Форкс в Северной Дакоте и на авиабазе МакКоннелл в Канзасе до конца 1993 года.

SRAM имела инерциальную навигационную систему, а также радиолокационный высотомер, который позволял запускать ракету либо по полубаллистической траектории, либо по траектории полета со следованием рельефу местности. SRAM также была способна выполнить один «главный маневр» во время полета, что давало ракете возможность изменить свой курс и атаковать цели, которые находились позади нее, что иногда называют пуском «через плечо». Ракета имела КВО (CEP) около 430 м и максимальную дальность полета 200 км. На SRAM была установлена моноблочная ядерная БЧ W69 с переменной мощностью от 17 до 210 килотонн. Экипаж мог выбрать требуемую мощность.


Ракета SRAM была полностью покрыта мягкой резиной толщиной 2 см, используемой для поглощения излучения РЛС, а также для рассеивания тепла во время полета. Три стабилизатора на хвосте были сделаны из фенольного материала, также разработанного для минимизации отражения излучения РЛС. Вся электроника, проводка и несколько предохранительных устройств были расположены вдоль верхней части ракеты внутри кабельного канала.

B-52 несли SRAM снаружи на двух крыльевых пилонах (по шесть ракет на каждом пилоне), а внутри - на восьмизарядной пусковой установке, установленной в бомбоотсеке, максимальная загрузка составляла 20 ракет. Вместимость B-1B составляла по восемь ракет на трех пусковых установках (по одной в каждом из трех бомбовых отсеков), максимальная загрузка составляла 24 ракет, все внутри фюзеляжа. Меньший FB-111A мог нести две ракеты внутри и еще четыре ракеты под поворотным крылом. Установленные снаружи ракеты требовали добавления хвостового оперения для уменьшения аэродинамического сопротивления при сверхзвуковом полете самолета. При запуске двигателя хвостовая часть ракеты сдувалась шлейфом выхлопных газов.


К моменту окончания производства в 1975 году было построено около 1500 ракет стоимостью около 592000 долларов каждая. Компания Boeing заключила субподрядный контракт с Lockheed Propulsion Company на производство топлива для ракет.

AGM-69B SRAM

Модернизированная AGM-69B SRAM была предложена в конце 1970-х годов с модернизированным двигателем, который должен был быть построен компанией Thiokol, и боеголовкой W80, но она была отменена президентом Джимми Картером (вместе с B-1A) в 1978 году. Схемы наведения, в том числе противорадиолокационная ГСН для использования против объектов ПВО и даже возможный вариант ракеты «воздух-воздух», остались невостребованными.

AGM-131 SRAM II

Разработка новой ракеты, AGM-131 SRAM II, началась в 1981 году, она предназначалось для вооружения возрожденного B-1B, но была отменена в 1991 году президентом Джорджем Бушем вместе с большинством усилий США по модернизации стратегических вооружений (включая Peacekeeper, малую межконтинентальную баллистическую ракету Midgetman и модернизацию Minuteman III) в попытке США ослабить ядерное давление на распадающийся Советский Союз.

Снятие с вооружения

В июне 1990 года министр обороны Дик Чейни приказал снять ракеты с бомбардировщиков в ожидании проверки безопасности. Десятилетием ранее, в сентябре 1980 года, самолет B-52H, находившийся в состоянии боевой готовности на авиабазе Гранд-Форкс на северо-востоке Северной Дакоты, загорелся, и пожар продолжался три часа. Направление ветра было параллельно фюзеляжу, в котором, вероятно, имелись ракеты SRAM в бомбовом отсеке. Восемь лет спустя эксперт по оружию Роджер Бэцель засвидетельствовал на закрытых слушаниях в Сенате США, что изменение направления ветра могло привести к обычному взрыву и широкому рассеиванию радиоактивного плутония.

AGM-69A была снята с вооружения в 1993 году из-за растущих опасений по поводу безопасности ее боевой части и ракетного двигателя. Были серьезные опасения по поводу твердотопливного ракетного двигателя, когда у нескольких двигателей было обнаружено растрескивание топлива, которое, как считалось, происходило из-за циклического изменения температур из года в год. Трещины в порохе могут вызвать катастрофический отказ после его воспламенения. SRAM была заменена крылатой ракетой AGM-86.

Характеристики:

Масса - 1010 кг
Длина - 4,83 м
Диаметр - 0,44 м
Размах крыла - 0,76 м
БЧ - термоядерная, W69
Мощность БЧ: 17 - 210 кт
Двигатель: твердотопливный Lockheed SR75-LP-1
Дальность стрельбы - 56 - 169 км в зависимости от профиля полета
Максимальная скорость - 3,5М
Система наведения: инерциальная General Precision/Kearfott KT-76
КВО - 430 м.
Разработчик и производитель: Boeing
Всего выпущено 1500 ракет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий