рекомендации

воскресенье, 29 ноября 2009 г.

Баллистическая ракета малой дальности Р-2 (8Ж38) SS-2 (Sibling)

Обновленная статья здесь.

Следующей за Р-1 ракетой большой дальности, созданной в СССР, была ракета Р-2. Ее разработка началась в 1948, в ноябре 1951 комплекс с ракетой Р-2 был принят на вооружение. Создавался комплекс той же кооперацией разработчиков, что и комплекс Р-1, за исключением того, что к этой кооперации добавился коллектив, разрабатывавший систему радиокоррекции траектории (руководитель М.П. Борисенко).       
При выборе схемы ракеты Р-2 и разработке ее агрегатов недостатки, свойственные ракете Р-1, были устранены только частично, тем не менее были существенно повышены дальность полета, масса головной части и точность попадания. В схему ракеты Р-2 были внесены по сравнению с ракетой Р-1 следующие изменения: головная часть сделана отделяющейся, один (спиртовый) бак - несущим, приборный отсек размещен между хвостовым отсеком и баками, были увеличены размеры топливных баков (запас топлива), расширено применение легких алюминиевых сплавов в конструкции ракеты. Однако преимущества, предоставляемые применением отделяющейся головной части, были использованы не полностью - остались без изменений хвостовые стабилизаторы, бак окислителя был выполнен, как и у ракеты Р-1, подвесным (ненесущим). Ракета Р-2 рассматривалась как промежуточный образец и было сочтено необходимым не вводить изменений в ее схему, значительно меняющих аэродинамическую форму ракеты, которая была тесно связана с управлением ее полетом. Масса конструкции ракеты Р-2 мало увеличилась по сравнению с массой ракеты Р-1, в то же время запас топлива возрос примерно в 1,7 раза (14,5 т).    
Конструкция двигателя изменилась незначительно. Была повышена (до 92%) концентрация водного раствора этилового спирта, жидкий катализатор (перманганат натрия) заменили твердым. Увеличением числа оборотов турбины и насосов был повышен расход топлива, что обеспечило увеличение давления в камере. Был увеличен перепад давления при расширении газов в сопле за счет его удлинения. Удельный импульс двигателя у Земли - 2100 м/с, в пустоте - 2370 м/с.  
Таким образом, при создании ракеты Р-2 были улучшены ее характеристики, определяющие дальность стрельбы: относительный запас топлива и удельный импульс двигателя. Однако было ясным, что возможности повышения характеристик ракеты далеко не исчерпаны.
В целях повышения точности на ракете применялась комбинированная система управления, включавшая автономную систему стабилизации ракеты и определения скорости и радиосистему боковой коррекции полета ракеты. Назначением последней было уменьшение бокового рассеивания за счет устранения (или хотя бы снижения) параллельного сноса ракеты, к которому применявшаяся автономная система была нечувствительна. 

Для реализации радиоуправления требовалось размещать за стартовой позицией две РЛС, контролировавших нахождение ракеты в плоскости стрельбы. Это усложняло эксплуатацию и боевое применение комплекса и, кроме того, резко уменьшало сектор возможных пусков ракеты (от 45° для ракеты Р-1 до 1°40' для ракеты Р-2). В автономной СУ вместо гироскопических интеграторов ускорений применялись электролитические с измерительно-преобразовательной головкой маятникового типа.  Наземное оборудование комплекса с ракетой Р-2 в основном повторяло оборудование РК с ракетой Р-1 (за исключением наличия оборудования системы боковой радиокоррекции и отсутствия оборудования для заправки жидкого перманганата).
Лётные испытания первой серии ракет Р-2 проходили на ГЦП в октябре-декабре 1950 г., было запущено 12 ракет, все запуски были неудачными: пять ракет потерпели неудачу на активном участке из-за отказов СУ и ДУ, негерметичности трубопроводов, а у семи ракет наблюдались нарушения ГЧ из-за перегрева на участке спуска. Измерения, проведенные при испытаниях, показали, что интенсивность вибрации для ракет с дюралевым хвостовым отсеком значительно выше, чем для ракет со стальным отсеком, а лабораторные исследования позволили установить, что вибрации, отмеченные на ракетах с дюралевыми отсеками, приводят к повышенному дрейфу гироскопа, регистрирующего заданное положение ракеты на траектории, в результате чего возникают её эволюции, приводящие к разрушению ракеты.
В конце концов пришлось отказаться от дюралевого ХО и в качестве единственного принять вариант со стальным ХО. При испытаниях первой партии ракет Р-2 были проведены эксперименты, показавшие, что управление относительно продольной оси в вертикальной плоскости возможно без воздушных рулей, что позволило упростить схему управления второй партии ракет Р-2, и реализовать технические решения, исключающие разрушение головной части на пассивном участке траектории и за счёт увеличения её теплоизоляции.
Принятые меры (упрочнение головной части, повышение требований к герметичности пневмо- и гидро-соединений, отказ от дюралевого хвостового отсека, выбор варианта системы управления и бортовой кабельной сети (БКС) с повышенной надёжностью) позволили обеспечить достаточно высокие эксплуатационные и лётно-тактические характеристики ракеты Р-2. Из 13 ракет Р-2 второго этапа лётных испытаний 12 достигли цели и лишь один пуск был аварийным из-за производственного дефекта.
Следующей была партия ракет Р-2 предназначенная для контрольных испытаний и определения возможности принятия ракеты Р-2 на вооружение Советской Армии. Было заказано 16 ракет, причём две из них использовались для обучения личного состава бригад особого назначения. Испытания проходили в августе-сентябре 1952 г. на ГЦП, из 14 ракет выполнили свою задачу 12. По результатам этих испытаний ракета Р-2 совместно с комплексом наземного оборудования в 1952 г. была принята на вооружение Советской Армии с войсковым индексом 8Ж38. В этом же году началось их серийное изготовление на заводах N  88 и N 586.
   
Эффективность действия ранеты Р-2 по целям превосходила эффективность действия ракеты Р-1 незначительно, т.к. количество ВВ было увеличено всего примерно на 40%. По экспериментальным данным площадь зоны сильных разрушений составляла для ГЧ ракеты Р-2 около 950 кв.м. Проводились исследования возможностей дополнительного повышения эффективности. Так, рассматривалась схема ракеты, при которой на ней устанавливались две головные части (разделяющаяся ГЧ) последовательно. Первая была отделяющейся, вторая достигала цель вместе с ракетой. Было установлено, что взрывной эффект увеличивается, если в зону взрыва поступает кислород, оставшийся в баках ракеты (для ракеты с неотделяющейся ГЧ). Кислород взаимодействует с неполностью окисленными продуктами взрыва, чем обеспечивается добавочное выделение энергии. Для ракеты Р-2 повышение эффективности взрыва могло составить от 1,2 до 2 раз в зависимости от дальности (количества оставшегося кислорода). Для увеличения эффекта кислородный бак рекомендовалось устанавливать сразу за ГЧ, что имело бы смысл делать, если бы ракета Р-2 имела неотделяющуюся головную часть.
В 1953 состоялись испытания ракет с головными частями заправленными радиоактивной жидкостью "Герань" и "Генератор". Первый вариант ракеты "Герань" производил высотный подрыв ёмкости с радиоактивной жидкостью, которая распыляясь оседала в виде радиоактивного дождя. "Генератор" имел много небольших ёмкостей подрывавшихся самостоятельно. О дальнейших работах по «Герани» и «Генератору» в открытых источниках сведений нет. Известно лишь, что в начале 50-х годов в КБ Кировского завода были разработаны специальные машины с дистанционным управлением процесса заправки ракет «жидким топливом и окислителем». Первый опытный образец машины (06.801) предназначался для заправки ракет «Генератор». Он был создан на базе автомобиля ЯАЗ-210Д. Общий вес машины достигал 22 т. В 1955 году созданы еще два проекта аналогичных машин на том же шасси, получивших индекс «06.802», для заправки ракет «Планер» и «Аккумулятор», а также «06. 805» для заправки ракеты «Генератор-5». Позднее атомщиками был создан и спецзаряд под Р-2, причем под него пришлось делать новую головную часть ракеты. В ноябре 1955 года были проведены летные испытания Р-2 с увеличенной головной частью. В войска ядерная боевая часть для Р-2 стала поступать с 1956 года. Исследовалась также возможность стрельбы не на полную, а на промежуточные (200 и 270 км) дальности. При стрельбе на промежуточную дальность обнаружились повышенные отклонения от точки прицеливания, вызванные замедленным отделением головной части. В дальнейшем для стрельбы на промежуточные дальности появилась модификация ракеты Р-2 с утяжелёнными головными частями. Лётные испытания таких ракет в июле-августе 1955 г. были успешными.
6 декабря 1957 решением правительства лицензия на производство и полный комплект документации Р-2 были переданы КНР. Всего было произведено 111 пусков ракет Р-2, из них 5 неудачных. Доля успешности - 95,5%
Модификации:
Р-2А - баллистическая суборбитальная ракета. Разработана для научных исследований на высотах до 200 км, включая изучение свойств атмосферы на высоте 150 - 200 км, наблюдения солнца в ультрафиолетовых лучах, возвращения животных после подъема на высоту 200 км и изучение ионосферы. Всего было произведено 47 пусков, все успешные.
Р-2А - баллистическая суборбитальная ракета. Разработана для отработки технологий, которые предполагалось внедрять на серийно производящихся ракетах, в том числе несущий топливный бак и отделяющаяся боевая часть. Всего было произведено 5 запусков, из них 2 неудачных.



Тактико-технические характеристики


Дальность стрельбы, км

600

Стартовая масса, т

20,4

Масса полезной нагрузки, кг1500
Масса топлива, т15,4
Длина ракеты, м17,7
Диаметр ракеты, м1,65
Максимальная высота траектории, км171
Время полета, мин7,5
Максимальная скорость, км/ч7850
Тип боевой частиМоноблочная, неядерная, отделяемая
Время подготовки ракеты к пуску, ч6
Максимальное отклонение от целипо дальности - 8 км
боковое отклонение - 4 км


Комментариев нет:

Отправить комментарий