Ракета ЗР-1 комплекса "Марс" принципиально была устроена подобно "Филину". Двигатель имел два сопловых блока и две камеры (головную и хвостовую). Вес порохового заряда 496 кг пороха марки НМФ-2. Сила тяги существенно зависели от окружающей среды: при +40?С - 17,4 т; при +16?С - 17,3 т, а при -40?С-13,6т.
Боевая часть ракеты с ядерным зарядом покрывалась специальным чехлом для термостатирования. Первоначально подогрев осуществлялся с помощью горячей жидкости, а затем - с помощью специальных электронагревателей (спиралей в чехле). Для этого на пусковой установке или транспортио-заряжающей машине был установлен специальный электрогенератор.
Скорость схода ракеты с пусковой: 37 м/с при + 15?С и 32 м/с при - 40?С.
Минимальная дальность стрельбы 8-10 км получалась при угле вертикального наведения +24'. При минимальной дальности рассеивание ракет было максимальным (среднее рассеивание - 770 м). При максимальной дальности стрельбы 17,5 км время полета ракеты составляло 70 секунд, а скорость у цели 350 м/с, рассеивание минимально - 200 м.
Самоходная пусковая установка 2П2 для комплекса "Марс" была создана в 1957-1959 годах в ЦНИИ-58 под общим руководством В. Г. Грабина. Главный конструктор системы Федоров. Пусковая установка была создана на шасси плавающего танка ПТ-76 и получила индекс ЦНИИ-58 - С-119А (в ряде документов она именовалась С-123А). Кроме того, в ЦНИИ-58 были спроектированы транспортно-заряжающая машина 2ПЗ (С-120) и баллистическая пусковая установка С-121.
Транспортно-заряжающая машина 2ПЗ также была создана на шасси ПТ-76. На ней находились две ракеты и кран.
Серийное производство пусковых установок и транспортно-заряжающих машин для комплекса "Марс" велось на заводе "Баррикады" в Сталинграде. В 1959-1960 годах заводом "Баррикады" было изготовлено 25 пусковых установок 2П2 и 25 транснортно-заряжающих машин 2ПЗ.
Для замены гусеничной пусковой установки была предпринята попытка создания пусковой установки на колесном шасси. С этой целью завод ЗИЛ изготовил в 1960 году два автомобиля ЗИЛ-135Е под пусковую установку "Марс". 20 сентября 1958 года ОКБ завода "Баррикады" под руководством Г. И. Сергеева приступило к разработке пусковой установки Бр-217 и транспортно-заряжающей машины Бр-118 па колесном шасси для ракет "Марс". Однако на вооружение эти пусковые установки приняты не были.
Комплекс 2К1 "Марс" снят с вооружения в 1970 г. и к 1975 г. выведен из строевых частей (по западным данным).
Тактико-технические характеристики ракеты:
калибр ракеты, мм | 324 |
калибр надкалиберной головной части, мм | 600 |
длина ракеты, мм | 9040 |
масса боевой части, кг | 565 |
тип боевой части | ядерная (10 кт) |
масса топлива, кг | 496 |
стартовый вес ракеты, кг | 1760 |
дальность стрельбы (мин - макс), км | 10 - 17,5 |
время работы двигателя, с | 7,0 |
длина активного участка траектории, км | 2,0 |
скорость максимальная, м/с | 531 |
скорость у цели, м/с | 350 |
КВО, м (мин. дальность - мак. дальность) | 200 - 770 |
время пуска из походного положения, мин | 15-30 |
Угол ВН, град | +15; +60 |
Угол ГН, град | ±5 |
Длина направляющей, мм | 6700 |
Расстояние от грунта до оси снаряда, мм | 2650 |
Расстояние от грунта до оси цапф ПУ, мм | 2100 |
Клиренс ПУ, мм | 400 |
Вес качающейся части без ракеты, кг | 1377 |
Вес вращающейся части (без качающейся части и ракеты), кг | 1105 |
Вес артиллерийской части с ракетой, кг | 5112 |
Вес шасси, кг | 11329 |
Полный вес ПУ в боевом положении, кг | 16441 |
Расчет, чел | 3 |
Запас хода по шоссе по горючему, км | 250 |
Скорость максимальная заряженной ПУ, км/ч | 20 |
Мощность двигателя шасси, л.с. | 235 |
СПУ комплекса "Марс"
Комментариев нет:
Отправить комментарий