рекомендации

суббота, 9 января 2010 г.

Тактическая ракета ЗР-1 комплекса "Марс"

Ракета ЗР-1 комплекса "Марс" принципиально была устроена подобно "Филину". Двигатель имел два сопловых блока и две камеры (головную и хвостовую). Вес порохового заряда 496 кг пороха марки НМФ-2. Сила тяги существенно зависели от окружающей среды: при +40?С - 17,4 т; при +16?С - 17,3 т, а при -40?С-13,6т.

Боевая часть ракеты с ядерным зарядом покрывалась специальным чехлом для термостатирования. Первоначально подогрев осуществлялся с помощью горячей жидкости, а затем - с помощью специальных электронагревателей (спиралей в чехле). Для этого на пусковой установке или транспортио-заряжающей машине был установлен специальный электрогенератор.


Скорость схода ракеты с пусковой: 37 м/с при + 15?С и 32 м/с при - 40?С.
Минимальная дальность стрельбы 8-10 км получалась при угле вертикального наведения +24'. При минимальной дальности рассеивание ракет было максимальным (среднее рассеивание - 770 м). При максимальной дальности стрельбы 17,5 км время полета ракеты составляло 70 секунд, а скорость у цели 350 м/с, рассеивание минимально - 200 м.
Самоходная пусковая установка 2П2 для комплекса "Марс" была создана в 1957-1959 годах в ЦНИИ-58 под общим руководством В. Г. Грабина. Главный конструктор системы Федоров. Пусковая установка была создана на шасси плавающего танка ПТ-76 и получила индекс ЦНИИ-58 - С-119А (в ряде документов она именовалась С-123А). Кроме того, в ЦНИИ-58 были спроектированы транспортно-заряжающая машина 2ПЗ (С-120) и баллистическая пусковая установка С-121.
Транспортно-заряжающая машина 2ПЗ также была создана на шасси ПТ-76. На ней находились две ракеты и кран.
Серийное производство пусковых установок и транспортно-заряжающих машин для комплекса "Марс" велось на заводе "Баррикады" в Сталинграде. В 1959-1960 годах заводом "Баррикады" было изготовлено 25 пусковых установок 2П2 и 25 транснортно-заряжающих машин 2ПЗ.
Для замены гусеничной пусковой установки была предпринята попытка создания пусковой установки на колесном шасси. С этой целью завод ЗИЛ изготовил в 1960 году два автомобиля ЗИЛ-135Е под пусковую установку "Марс". 20 сентября 1958 года ОКБ завода "Баррикады" под руководством Г. И. Сергеева приступило к разработке пусковой установки Бр-217 и транспортно-заряжающей машины Бр-118 па колесном шасси для ракет "Марс". Однако на вооружение эти пусковые установки приняты не были.

Комплекс 2К1 "Марс" снят с вооружения в 1970 г. и к 1975 г. выведен из строевых частей (по западным данным).



Тактико-технические характеристики ракеты:



калибр ракеты, мм324
калибр надкалиберной головной части, мм600
длина ракеты, мм9040
масса боевой части, кг565
тип боевой частиядерная (10 кт)
масса топлива, кг496
стартовый вес ракеты, кг1760
дальность стрельбы (мин - макс), км10 - 17,5
время работы двигателя, с7,0
длина активного участка траектории, км2,0
скорость максимальная, м/с531
скорость у цели, м/с350
КВО, м (мин. дальность - мак. дальность)200 - 770
время пуска из походного положения, мин15-30

Данные пусковой установки С-122А комплекса "Марс"

Угол ВН, град+15; +60
Угол ГН, град±5
Длина направляющей, мм6700
Расстояние от грунта до оси снаряда, мм2650
Расстояние от грунта до оси цапф ПУ, мм2100
Клиренс ПУ, мм400
Вес качающейся части без ракеты, кг1377
Вес вращающейся части (без качающейся части и  ракеты), кг1105
Вес артиллерийской части с ракетой, кг5112
Вес шасси, кг11329
Полный вес ПУ в боевом положении, кг16441
Расчет, чел3
Запас хода по шоссе по горючему, км250
Скорость максимальная заряженной ПУ, км/ч20
Мощность двигателя шасси, л.с.235


СПУ комплекса "Марс"

Комментариев нет:

Отправить комментарий