Работа по использованию баллистических ракет дальнего действия в качестве вооружения для кораблей Военно-Морского Флота проводились по Постановлению от 26 января 1954 г. Для начала решили оснастить ракетами дизельную подводную лодку (ПЛ), Главным конструктором которой был крупный специалист-корабел Н.Н.Исанин. Необходимо было переоборудовать выбранную ПЛ для её оснащения специально доработанной в ОКБ-1 для этой цели ракетой Р-11, которая получила индекс Р-11ФМ и стала первой боевой ракетой, приспособленной для запуска из пусковых установок подводных лодок. Фактически работы в ОКБ-1 по этой тематике были начаты ранее.
14 июля 1953 г. было подготовлено тактико-техническое задание на новый комплекс Р-11М, а 5 января 1954 г. проведено техническое совещание Главных конструкторов ракетного комплекса подводной лодки и стенда для отработки морского старта. Достоинством принятого варианта была возможность обойтись без коренной переделки конструкции выбранной ПЛ и ограничится только доработкой её на верфи, особенно мест, связанных со спецификой крепления ракеты в ПЛ. Были необходимы также серьезные изменения в бортовой части системы управления и создание на полигоне специальной установки для отработки её старта с качающегося основания, имитирующего режим качки ПЛ.
В качестве основного был принят вариант пуска ракет Р-11ФМ из надводного положения ПЛ, для чего нужно было поднять полностью заправленную ракету из шахты для хранения на ПЛ и удерживать её в вертикальном положении с помощью специальной стартовой установки до пуска. Разработку такой установки решено было поручить коллективу отдела наземного оборудования ОКБ-1 (руководитель А.П.Абрамов).
Вначале намечались три пуска ракеты с неподвижного стенда, аналогичного по конструкции штатному образцу пускового устройства, принятого для ПЛ. Основная цель этих испытаний состояла в отработке системы крепления ракеты Р-11ФМ с подвижными захватами. Следующая партия, включающая 12 лётных, три резервных и три стендовых образца ракет, оборудовалась новой системой управления, что позволяло перейти к основному этапу эксперимента: пуску из качающегося стенда, имитирующего пусковое устройство - шахту ракеты на ПЛ.
Пуски ракеты Р-11ФМ с неподвижного стенда проводились в сентябре-октябре 1954 г. Было три пуска, которые позволили убедиться в правильности принятых технических решений по пусковому устройству и его монтажу на ПЛ.
Испытания ракеты Р-11ФМ на специальном качающемся стенде проводились в мае-июле 1955 г. Стенд представлял собой макет шахты с подъёмным устройством и позволял имитировать определенные режимы бортовой качки и рыскания по курсу ПЛ, аналогичные шторму до 4 баллов (бортовая качка до 12 градусов, по рысканию до 4 градусов).
Испытывались 11 ракет на дальность 240 км, из них девять достигли цели. Результаты проведенных на ГЦП испытаний позволили сделать вывод о возможности морских испытаний ракеты Р-11ФМ совместно с ПЛ. Потребовалась лишь небольшая доработка, гарантирующая безударный выход ракеты из стартового устройства ПЛ.
Натурные испытания комплекса "ПЛ - ракета Р-11ФМ" на Северном флоте (в Белом море) проходили в августе-ноябре 1956 г. При этом, кроме проверки всех технических средств, обеспечивающих пуск ракеты с ПЛ с заданной точностью стрельбы, была поставлена задача максимально учесть всю совокупность реальных эксплуатационных условий.
Программой намечался периодический отстрел ракет, имеющих различные сроки хранения. После длительных испытаний были проведены три успешных пуска ракет: первый - 16 сентября 1956 г. после 37 суток хранения ракеты Р-11ФМ на ПЛ, и два пуска в октябре 1956 г
Последний этап испытаний проводился в марте-мае 1957 г. Было 4 пуска, три из надводного положения ПЛ были нормальными, пуск в апреле был неудачным из-за негерметичности одного из трубопроводов, вызванной гидроударом при срабатывании пиропатрона, но в целом пуски ракет Р-11ФМ с реальной ПЛ были признаны успешными, и ракета Р-11ФМ на ПЛ была принята на вооружение ВМФ 20 февраля 1959 года.
Трудно переоценить значение третьего этапа испытаний ракеты Р-11ФМ для вооружения Военно-Морского Флота. На заключительный пуск ракеты с ПЛ были приглашены заместитель Главнокомандующего ВМФ адмирал П.Е.Владимирский, Главный маршал артиллерии М.И.Неделин, а также командующие флотами и флотилиями страны. С корабля, идущего параллельным курсом с подводной лодкой, можно было наблюдать всплытие лодки, отброс крышки шахты, подъём ракеты с пусковой установкой и пуск. После того, как ракета Р-11ФМ в считанные секунды ушла из поля зрения, высшее командование ВМФ Советского Союза устроило бурную овацию создателям морских ракет. Так было положено начало созданию в Советском Союзе ракетоносного подводного флота, который стал одной из основных составных частей ядерной триады нашей Родины.
С 1954 г. были начаты исследования по подводному старту ракеты. Постановление по этой теме вышло в феврале 1955 г., а в октябре 1956 г. начались натурные эксперименты на Черном море. Было проведено пять успешных пусков, после чего перешли к "бросковым" испытаниям для проверки работы направляющих стартовой шахты и реакции ракеты при переходе из водной среды в воздушную.
11 сентября 1955 года первая подводная лодка с баллистическими ракетами Б-67 была принята в состав ВМФ. В обстановке глубокой секретности, ночью с 14 на 15 сентября на борт была загружена ракета. В 17:32 16 сентября 1955 года в Белом море был проведен первый успешный запуск баллистической ракеты Р-11ФМ с экспериментальной подводной лодки Б-67 (проект 611В) Северного флота под командованием капитана II ранга Ф. И. Козлова. Во время запуска (а также двух последовавших в октябре 1956 года) главный конструктор С. П. Королев находился на борту подводной лодки. Королёв считал своё личное присутствие необходимым, чтобы почувствовать ограниченное пространство, динамику перехода из надводного положения в подводное и обратно, поведение на волне и другие особенности подводного плавания.
В 1955 г. техническая документация на ракету Р-11ФМ была передана в КБ-385 (Главный конструктор В.П.Макеев) в Златоусте, а оснастка и материальная часть - на завод N 385 для серийного производства ракет Р-11ФМ. 11 марта 1955 года, по рекомендации С. П. Королева, главным конструктором СКБ-385 был назначен ученик Королева Виктор Петрович Макеев.
В 1955 г. техническая документация на ракету Р-11ФМ была передана в КБ-385 (Главный конструктор В.П.Макеев) в Златоусте, а оснастка и материальная часть - на завод N 385 для серийного производства ракет Р-11ФМ. 11 марта 1955 года, по рекомендации С. П. Королева, главным конструктором СКБ-385 был назначен ученик Королева Виктор Петрович Макеев.
Государственные испытания
В 1957 году был завершен выпуск рабочей документации на ракету Р-11ФМ и стартовый комплекс, согласованы вопросы размещения на подводных лодках проектов АВ-611 и 629, проведены летно-конструкторские испытания серийной ракеты с качающегося стенда (4 пуска). Председателем госкомиссии был Г. М. Табаков, техническим руководителем — В. П. Макеев.
Затем последовали государственные летные испытания. Председатель госкомиссии был назначен командующий Северным флотом вице-адмирал А. Е. Орел, а техническим руководителем — В. П. Макеев. Были выполнены 5 пусков с подводной лодки проекта АВ-611. 20 февраля 1959 года по результатам испытаний ракета была принята на вооружение.
Эксплуатация
В боевой состав ВМФ были введены пять дизельных подводных лодок проекта 611АВ с ракетами Р-11ФМ. Главный конструктор — Н. Н. Исанин. Это была первая морская группировка системы стратегического вооружения. Кроме указанных выше, этой ракетой, до принятия на вооружение БРПЛ (баллистическая ракета подводных лодок) Р-13, оснащались ракетные лодки проекта 629.
Ракета могла стартовать во время движения лодки любым курсом со скоростью до 20 узлов (37 км/ч) при волнении моря до 5 баллов (такой шторм создает качку с амплитудой до 12 градусов). Ракета поднималась со старта сначала вертикально на высоту до 50 километров, затем переходила на разгонный участок. Когда же скорость достигала такой величины, что ракета могла преодолеть заданную дистанцию, двигатель отсекался, и Р-11ФМ продолжала свободный полет по баллистической кривой. Войдя в плотные слои атмосферы, ракета стабилизировалась и ложилась на курс к намеченной цели. Ошибки в наведении на цель перекрывались площадью поражения от взрыва ядерной головной части. Чтобы достичь высокой точности попадания, лодка должна была лежать на боевом курсе не менее трех часов без изменения скорости хода и глубины погружения и всплывать для старта с минимальным дифферентом. Всего с 1958 по 1967 год было произведено 77 пусков ракет Р-11ФМ, из которых 59 было признано успешными. Неудачных пусков было 18 (7 — из-за ошибок личного состава, 3 — по причинам отказа систем ракет, 8 — причины определить не удалось). Ракетный комплекс Д-1 был снят с вооружения в 1967 году.
9 января 1959 года Совет Министров принял Постановление № 61 -25 о передаче всей технической и технологической документации по ракетам Р-11ФМ и подводным лодкам проекта 629 Китайской Народной Республике.
Тактико-технические характеристики
Длина, м | 10,3 |
Диаметр, м | 0,88 |
Стартовая масса, т | 5,5 |
Забрасываемый вес, кг | 975 |
Дальность стрельбы, км | 150 |
Тип головной части | ядерная моноблочная, неотделяемая, 10 кт |
система управления | инерциальная |
тяга ДУ на земле, кгс | 8260 |
КВО, км | 1,5 |
тип амортизации | рычажно-пружинная |
вид предстартовой подготовки | ручная |
Комментариев нет:
Отправить комментарий