Согласно постановлению Совета Министров СССР от 18 ноября 1955 года были начаты работы над самоходным миномётом 2Б1 «Ока» и самоходной пушкой 2А3 «Конденсатор-2П». Разработка артиллерийской части была поручена коломенскому специальному конструкторскому бюро машиностроения. За разработку ходовой части отвечало КБ ленинградского Кировского завода. Предназначен для стрельбы ядерными зарядами. Первый опытный образец миномета 2Б1 «Ока» (шифр «Трансформатор») был готов в 1957 году. Работы над разработкой самоходного миномета «Ока» продолжались до 1960 года, после чего, согласно постановлению Совмина СССР, они были остановлены. Обозначения «Конденсатор-2П» и «Трансформатор» использовались в том числе и в целях дезинформации вероятного противника по поводу истинной цели разработок.
Ходовая часть машины, сконструированная КБ Кировского завода, согласно классификации ГБТУ получила обозначение «Объект 273». Данное шасси было максимально унифицировано с САУ 2А3 и отвечало повышенным требованиям, предъявляемым к прочности конструкции. На данном шасси использовалась силовая установка с советского тяжелого танка Т-10. Шасси самоходного миномета «Ока» обладало 8 сдвоенными опорными катками и 4 поддерживающими роликами (с каждой стороны корпуса), заднее колесо было направляющим, переднее — ведущим. Направляющие колеса шасси обладали гидросистемой опускания их в боевом положении на грунт. Подвеска шасси была торсионной пучковой с гидравлическими амортизаторами, которые были в состоянии поглотить существенную часть энергии отдачи в момент выстрела из миномета. Однако и этого было недостаточно. Сказывалось также отсутствие на миномете противооткатных устройств. По этой причине при выстреле 420-мм миномет отъезжал на гусеницах назад на расстояние до 5 метров.
Во время похода самоходным минометом управлял лишь механик-водитель, в то время как весь остальной расчет (7 человек) перевозился отдельно на бронетранспортере или грузовике. В передней части корпуса машины размещалось МТО — моторно-трансмиссионное отделение, в котором был установлен 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-12-6Б, оснащенный системой турбонаддува и развивающий мощность в 750 л.с. Здесь же находилась механическая планетарная трансмиссия, которая была сблокирована с механизмом поворота.
В качестве основного вооружения на миномете использовался 420-мм гладкоствольный миномет 2Б2 длиной в 47,5 калибров. Заряжание мин осуществлялось с казенной части миномета при помощи подъемного крана (вес мины 750 кг), что негативно влияло на его скорострельность. Скорострельность миномета составляла всего 1 выстрел в 5 минут. Возимый боезапас миномета 2Б1 «Ока» включал в себя всего одну мину с ядерной боеголовкой, что гарантировало как минимум одно нанесение тактического ядерного удара при любых обстоятельствах. Угол вертикального наведения миномета лежал в диапазоне от +50 до +75 градусов. В вертикальной плоскости ствол перемещался благодаря гидросистеме, в то же время горизонтальное наведение миномета производилось в 2 этапа: первоначально грубая наладка всей установки и только уже после этого наведение на цель с помощью электропривода.
Всего на Кировском заводе в Ленинграде было собрано 4 самоходных миномета 2Б1 «Ока». В 1957 году их показали во время традиционного военного парада, который состоялся на Красной площади. Здесь же на параде миномет смогли увидеть и иностранцы. Демонстрация этого по-настоящему огромного орудия произвела настоящий фурор среди иностранных журналистов, а также советских обозревателей. При этом некоторые иностранные журналисты даже выступили с предположением о том, что показанная на параде артиллерийская установка является только бутафорией, которая рассчитана на то, чтобы произвести устрашающий эффект.
В ходе испытаний был выявлен ряд недостатков (отдача орудия была слишком велика и негативно сказывалась на всех компонентах системы), которые не позволили ввести орудие в эксплуатацию. В дальнейшем от разработки столь громоздких орудий отказались в пользу более дешёвых и простых в эксплуатации тактических ракетных комплексов (таких, как 2К6 «Луна»).
Тактико-технические характеристики
Боевая масса, т
|
55
|
Экипаж, чел
|
1(7)
|
Размеры
| |
Длина, м
|
20,02
|
Ширина, м
|
3,08
|
Высота, м
|
5,728
|
Клиренс, м
|
0,46
|
Подвижность
| |
Тип двигателя
|
дизельный В12-6Б
|
Мощность, л.с.
|
750
|
Максимальная скорость, км/4
|
30
|
Запас хода по шоссе, км
|
220
|
Удельное давление на грунт, кг/см2
|
0,65
|
Вооружение
| |
Калибр и тип орудия
|
420 мм 2Б2
|
Дальность стрельбы, км
|
08 - 25,5
(до 45 активно-реактивными минами)
|
Скорострельность
|
1 выстрел за 5 минут
|
Боекомплект, шт
|
1
|
Масса мины
|
750 кг
|
Боевая часть
|
РДС-41, мощность 14 кт
|
Источники:
2. Боги войны
Комментариев нет:
Отправить комментарий