рекомендации

четверг, 17 апреля 2014 г.

Истребитель-перехватчик Northrop F-89 Scorpion

Производитель Northrop Corporation
Конструктор Jack Northrop
Первый полет 16 августа 1948 года
Принятие на вооружение сентябрь 1950 года
Снятие с вооружения 1969 год
Всего построено 1050 и 2 прототипа
Стоимость за единицу:
US$801,602 (F-89D)
US$988,884 (F-89H)



Northrop F-89 Scorpion был первым реактивным самолетом, который изначально разрабатывался как всепогодный перехватчик. Хотя его летные данные были ограничены вследствие применения прямого крыла, он стал первым американским реактным истребителем, вооруженным управляемыми ракетами, а также, вероятно, первым боевым самолетом, несущим ракеты класса "воздух-воздух" с ядерной боевой частью (неуправляемая ракета Genie).


Scorpion ведет свое происхождение от спецификации ВВС "боевые характеристики всепогодного истребителя" (Military Characteristics for All-Weather Fighting Aircraft), разработанной для ночного истребителя, который должен был заменить P-61 Black Widow. Предварительная спецификация, разосланная производителям 28 августа 1945 года, предусматривала двухдвигательную компоновку и вооружение из шести 15-мм пулеметов или 20-мм пушек. 23 ноября появилась новая редакция спецификации: в ней отсутствовали требования к двигателям, но желаемая максимальная скорость 850 км/ч неявно подразумевала использование реактивных двигателей. Самолет должен был быть вооружен ракетами в закрытом отсеке и шестью пушками в двух установках - четыре в передней, и две в задней. Каждая установка должна была способна отклоняться на 15° от продольной оси самолета. Все пушки должны были автоматически наводиться на цель с помощью радара. Для атаки наземных целей самолет должен был быть способен нести бомбы массой 450 кг и не менее восьми ракет на внешней подвеске. Свои предложения представили Bell Aircraft, Consolidated-Vultee, Douglas Aircraft, Goodyear, Northrop и Curtiss-Wright. В марте 1947 года ВВС выбрали проект Curtiss-Wright XP-87, созданный на базе штурмовика XA-43 и N-24 - один из четырех вариантов, предложенных компанией Northrop.
N-24, который спроектировал Jack Northrop, имел узкий фюзеляж, стреловидные крылья и герметичную двухместную кабину. Для уменьшения сопротивления два турбореактивных двигателя Allison J35 были расположены в нижней части фюзеляжа, непосредственно за воздухозаборниками.
Контракт на два самолета, которые получили теперь обозначение XP-89, и на полноразмерный макет, был подписан 13 июня, хотя сборка макета началась сразу после того, как стало известно, что USAAF выбрали N-24. 24 сентября представители USAAF произвели инспекцию проекта и были во многом разочарованы. Инспекторы полагали, что оператора радара необходимо переместить вперед, ближе к пилоту, чтобы поместить обоих членов экпипажа под одним фрнарем, магниевый сплав заменить на алюминиевый и т.д. Стреловидное крыло было заменено на прямое, так как оно не обеспечивало приемлемых взлетно-посадочных характеристик. Поставка первого прототипа состоялась в ноябре 1947 года. 
XP-89 имел прямое тонкое, среднерасположенное крыло и экипаж из двух человек, расположенный тандемом. Тонкая хвостовая часть фюзеляжа и высокорасположенный горизонтальный стабилизатор побудили сотрудников Northrop назвать самолет "Scorpion" - это название было затем принято ВВС. В 1948 году пушечная установка М-24 из четырех 20-мм пушек еще не была готова, поэтому на прототипе XP-89 была установлена шестипушечная установка с боекомплектом 200 снарядов на ствол.



21 мая 1947 года условия контракта были пересмотрены, цена самолета увеличилась до $5571111. Первый самолет должен был быть поставлен через 14 месяцев (июль 1948 года), а второй - еще через два месяца. За месяц до того, как на армейском аэродроме Muroc  16 августа 1948 года совершил свой первый полет прототип самолета, USAF изменили обозначение истребителей с "P" на "F". Испытания показали, что двигатели J-35-A-9 тягой 17,8 кН не обеспечивают требуемой тяговооруженности.
Несколькими месяцами ранее военно-воздушные силы провели сравнительную оценку трех имевшихся прототипов всепогодных перехватчиков: XF-87, ХF-89 и флотского проекта XF3D Skynight. Оценку производили опытные пилоты ночных истребителей, операторы радаров и квалифицированный наземный обслуживающий персонал. Летчики остались недовольны всеми претендентами и рекомендовали временно закупить другие машины, что привело к появлению F-94 Starfire, созданного на базе учебно-тренировочной модификации истребителя Lockheed F-80 Shooting Star. F-89 оказался самым быстрым из трех претендентов, хотя был на последнем месте в части удобства кабины и простоты обслуживания. Один из пилотов утверждал, что XF-89 был единственным настоящим истребителем, и сравнивал XF-87 со средним бомбардировщиком, а XF3D - с учебным самолетом. В итоге XF-89 был признана самым перспективным проектом, а контракт на производство F-87 был расторгнут, чтобы высвободить денежные средства для Scorpion.
К ноябрю 1949 года был практически завершен второй самолет, но военно-воздушные силы, всерьез обеспокоенные слабой тяговооруженностью истребителя, решили реализовать программу снижения веса, и переоснащения самолета более мощным двигателем J-33-A-21, оснащенным форсажной камерой. Кроме того, носовая пушечная установка была заменена на шестиствольную установку производства Hughes, были установлены радар AN/ARG-33, система управления огнем E-1 и дополнительные топливные баки на законцовках крыльев. В результате переработки носовой части длина фюзеляжа увеличилась на 0,91 м. Самолет был переименован в YF-89, чтобы подчеркнуть его роль опытного стенда для оценки оборудования и технических решений, предназначенных для серийного истребителя F-89A. Самолет был практически готов к февралю 1950 года.



После восстановления прототипа, поврежденного в результате аварийной посадки 27 июня 1949 года, в феврале 1950 года он принял участие в съемках фильма "Jet Pilot". Вскоре после этого самолет разбился в результате возникновения флаттера и разрушения хвостовой части, при этом погиб наблюдатель. Сборка самолетов была приостановлена до выяснения причин аварии. Расчеты и продувки в аэродинамической трубе показали, что конструкция задней части при воздействии реактивных струй от двигателей способбствует возникновению турбулентности, приводящей к флаттеру, в связи с чем она была доработана. 
Задолго до завершения сборки YF-89A, 13 мая 1949 был подписан контракт с Northrop стоимостью $39,011,622 на постройку 48 самолетов F-89A, одного планера для статических испытаний и доработку YF-89A.

История службы

Первый серийный F-89A взлетел в сентябре 1950 года. Нам нем были установлены радар AN/APG-33 и шесть 20-мм пушек Т-31 с боекомплектом 200 снарядов на ствол. На законцовках крыльев были смонтированы топливные баки емкостью по 1100 л. На подвеске истребитель мог нести шесть 127-мм НАР или 1455 кг бомб.



Было выпущено всего 18 F-89A, которые использовались в основном для тестов и испытаний, после чего в качестве стандарта была принята новая модификация F-89B с обновленной авионикой. Такими самолетами в июне 1951 года была оснащена 84-я эскадрилья истребителей-перехватчиков. Несмотря на неоднократные модернизации, проблемы с двигателями и другими системами сохранялись, в результате до окончания ремонта были запрещены полеты 194 истребителей моделей A, B и C.
Наиболее массовой модификацией стала F-89D, первый полет которой состоялся 23 октября 1951 года. На вооружение F-89D поступил в 1954 году. Из состава вооружения была исключена пушка, всесто нее была установлена новая система управления огнем Hughes E-6 с радаром AN/APG-40 и бортовым компьютером AN/APA-84. Вооружение состояло из двух блоков 70-мм НАР FFAR "Mighty Mouse" по 52 ракеты. Всего было построено 682 истребителя данной модификации.
Модификации F-89E и F-89F серийно не выпускались, как и F-89G, на которой должна была быть установлена система управления огнем Hughes MA-1 и ракеты "воздух-воздух" GAR-1/GAR-2 Falcon, как на истребителе Convair F-106 Delta Dart.
Следующая модификация F-89H, которая поступила на вооружение в 1956 году, имела систему управления огнем E-9, как на ранних вариантах F-102, и новые узлы подвески на законцовках крыльев, на каждом из которых размещалось три ракеты Falcon (обычно три были GAR-1, оснащенные полуактивной радиолокационной головкой наведения, и три GAR-2 с инфракрасным наведением) и 21 FFAR. Всего истребитель нес 6 УР и 42 НАР. Вступление в строй F-89H задержалось из-за проблем с системой управления огнем. К тому времени, как они были устранены, он заметно уступал новым сверхзвуковым перехватчикам, поэтому был выведен из состава USAF к 1959 году. 



Последней модификацией стала F-89J. Она была создана на базе F-89D, но узлы подвески на законцовках крыльев были заменены на баки емкостью 2271 л, а под каждым крылом был размещен пилон для подвески одной ракеты MB-1 Genie с ядерной боевой частью (которые иногда дополнялись до четырех обычными "Фалконами"). F-89J стал единственным самолетом, осуществивщим реальный пуск ракеты Genie с ядерной боевой частью 19 июля 1957 года в рамках серии ядерных испытаний Operation Plumbbob. Новые самолеты этой модификации не строили, 350 истребителей модификации D были модернизированы до уровня F-89J. Они служили в составе Air Defense Command, позже переименованного в Aerospace Defense Command (ADC) до 1959 года, после чего были переданы в Национальную Гвардию, где эксплуатировались до 1969 года. Эта модификация активно использовалась в составе автоматизированной системы ПВО SAGE. Всего было произведено 1050 истребителей F-89 всех модификаций.



Модификации

XF-89 - первый прототип с двигателями Allison J-35-A-9 тягой по 17,8кН.
XF-89A - второй прототип с более мощными двигателями J-35-A-21A тягой по 22,7 кН (30,3 кН на форсаже) и модифицированной носовой частью с пушечной установкой.
F-89A - первая серийная версия. Построено восемь единиц. Оснащена модифицированной хвостовой частью и шестью пушками.
DF-89A - F-89A, переделанный в самолет для управления БПЛА.
F-89B - вторая серийная модификация с модернизированной авионикой. Построено 40 штук.
DF-89B - F-89B, переделанный в самолет для управления БПЛА.
F-89C - третья серийная модификация с более мощными двигателями J-35-A-21 или −33 тягой по 25 кН (32 кН на форсаже). Построено 164 штуки.
YF-89D - переделка одного из F-89B для тестирования авионики и вооружения F-89D.
F-89D - самая массовая модификация. Удалены пушки, усатновлены 104 НАР, новая система управления огнем Hughes E-6, радар AN/APG-40 и бортовой компьютер AN/APA-84. Новые системы позволяли атаковать цели на встречных курсах. Всего построено 682 штуки.
YF-89E - прототип для тестирования двигателя Allison YJ71-A-3. Переделан из F-89C.
F-89F - предлагавшаяся модификация с новым фюзеляжем, крыльями и двигателями J71. Не строилась.
F-89G - предлагавшаяся модификация с системой управления огнем Hughes MA-1 и ракетами "воздух-воздух" GAR-1/GAR-2 Falcon. Не строилась.
YF-89H - прототип новой модификации, три штуки переделаны из F-89D.
F-89H - версия с системой управления огнем E-9, шестью ракетами GAR-1/GAR-2 Falcon и 42 НАР. Построено 156 штук.
F-89J - модернизированный F-89D с подкрыльевыми узлами подвески для двух ракет MB-1 Genie и четырех Falcon. Всего в эту модификацию переоборудовано 350 F-89D.

Тактико-технические характеристики (F-89D)

Экипаж: 2 человека
Длина: 16,4 м
Размах крыла: 18,2 м
Высота: 5,33 м
Площадь крыла: 56,30 кв. м.
Вес пустого самолета: 11428 кг
Нормальный взлетный вес: 16869 кг
Максимальный взлетный вес: 19161 кг
Силовая установка: 2 турбореактивных двигателя Allison J35-A-35 с форсажными камерами
Максимальная тяга: 24,26 кН каждый
Тяга на форсаже: 32,11 кН каждый
Максимальная скорость: 1022 км/ч на высоте 3200 м
Дальность полета: 2200 км
Практический потолок: 15,000 м
Скороподъемность: 37,8 м/с
Вооружение:
Ракеты:
104×70 мм НАР "Mighty Mouse"
16×127 мм НАР на подкрыльевых узлах подвески, или 1500 кг бомб 

Комментариев нет:

Отправить комментарий