Производитель - Lockheed
Первый полет - 16 апреля 1949 года
Принят на вооружение - май 1950 года
Снят с вооружения: USAF - февраль 1959 года, Национальная Гвардия - 1960 год.
Всего построено 855 штук
Стоимость за штуку:
US$196248 (F-94B)
US$534073 (F-94C)
Lockheed F-94 Starfire - первый принятый на вооружение USAF реактивный всепогодный истребитель-перехватчик. Он был разработан компанией Lockheed на базе двухместного учебно-тренировочного самолета T-33 Shooting Star.
Разработка
F-94 был разработан для замены устаревших перехватчиков F-61 Black Widow и North American F-82 Twin Mustang. Его главным предназначением была борьба с новыми советскими бомбардировщиками Ту-4 (которые представляли собой обратную инженерную разработку американского B-29). Изначально на роль первого ночного рекативного истребителя претендовал Curtiss-Wright XF-87 Blackhawk, но его характеристики не устроили заказчика, после чего USAF обратились к Lockheed. F-94 был разработан на базе TF-80C (позже переименованного в T-33A Shooting Star), представлявщего собой двухместную учебно-тренировочную модификацию F-80 Shooting Star. Нос самолета был удлинен, в нем разместили пушки, радар и автоматизированную систему управления огнем. Поскольку переделки оказались не слишком сложными, контракт с Lockheed был подписан уже в начале 1949 года, а первый полет состоялся 16 апреля 1949 года. Первые экземпляры YF-94 по комплектующим были на 75% унифицированы с F-80 и T-33A.
На самолете была установлена система управления огнем Hughes E-1 с радаром AN/APG-33 (который являлся модификацией AN/APG-3, предназначенного для управления огнем хвостовых пушек на бомбардировщике B-36). Такой радар с малой дальностью обнаружения предназначался для использования только в конечной фазе перехвата, в то время как первоначальное наведение самолета на цель должно было осуществляться наземными контролерами.
Уеличение веса за счет дополнительного электронного оборудования потребовало установки более мощного двигателя, поэтому стандартный турбореактивный двигатель J-33, унаследованный от T-33A был заменен на Allison J33-A-33 с форсажной камерой, что привело к уменьшению внутреннего запаса топлива. F-94 был первым авмериканским серийным реактивным самолетом с режимом форсажа. Стандартная тяга J33-A-33 составляла 18 кН, со впрыском воды она увеличивалась до 24 кН, а на форсаже достигала 27 кН. Система форсажа на F-94 была еще очень сырой, имелось много проблем с воспламенением и стабилизацией ее работы.
Производство и модификации
Первой серийной модификацией была F-94А. Вооружение включало четыре 12,7 мм пулемета M3 Browning в носовой части фюзеляжа. Под крыльями могли быть подвешены два топливных бака емкостью по 1204 л. Они могли быть заменены на 454 кг бомб. Всего было выпущено 109 самолетов этой модификации. Последовавшая за ней F-94B мало отличалась от предшественника. Была установлена более совершенная электроника и модернизирован двигатель, кроме того самолет получил новую инструментальную систему посадки. Выпущено 356 F-94B.
Наибольшие изменения были внесены в F-94C. Изначально он разрабатывался как F-97, но в итоге было решено рассматривать его как новую модификацию F-94. USAF мало интересовал этот проект, поэтому изначально Lockheed занималась ним самостоятельно, переоборудовав два истребителя F-94B в прототипы YF-94C. Для улучшения характеристик было разработано новое, более тонкое крыло и увеличенное хвостовое оперение. Двигатель J33 был заменен на более мощный Pratt & Whitney J48 - лицензионную версию английского Rolls-Royce Tay, за счет чего тяга существенно возросла: до 28,8 кН в стандартном режиме, и до 38,9 кН на форсаже. Самолет получил новые систему управления огнем Hughes E-5 и радар AN/APG-40. Вместо пулеметов истребитель получил чисто ракетное вооружение, включавшее четыре откидные панели вокруг носовой части самолета, в каждой из которых размещалось по шесть ракет. По словам летчика-испытателя Tony LeVier, F-94C был способен превысить скорость звука.
F-94C был единственной модификацией, которая официально получила название Starfire, позже адаптированное ко всему семейству F-94.
Модель F-94D была представлена как одноместный истребитель-бомбардировщик с ракетами и бомбами на подкрыльевых узлах подвески. Был построен один прототип, но в серийное производство эта модификация не запускалась. Этот прототип в дальнейшем использовался для испытаний 20 мм шестиствольной пушки M61 Vulcan, предназначенной для F-104 Starfighter.
История службы и боевое применение
В марте 1951 года F-94B были отправлены на войну в Корею, где ими были укомплектованы 339-я, 68-я, 4-я и 319-я эскадрильи перехватчиков. Они претендовали на несколько воздушных побед, в том числе первый сбитый ночью МиГ-15. Один из F-94 был потерян в бою, шесть отнесены к небоевым потерям, два были объявлены пропавшими без вести во время боевых вылетов и три были потеряны в результате аварий. Один из самолетов был потерян был потерян в результате того, что снизил скорость до 180 км/ч, пытаясь перехватить биплан По-2.
За всю войну F-94B выполнили 4694 боевых вылета, на счету перехватчиков 5 поршневых самолетов (1 Ла-9 и 4 По-2) и 3 реактивных МиГ-15.
Кроме того, 59-я эскадрилья перехватчиков в ноябре 1952 года была направлена на авиабазу Goose Bay, Лабрадор, в распоряжение северо-восточного авиационного командования. Одно звено дежурило на авиабазе Thule в Гренландии, обеспечивая поддержку линии "Дью".
F-94B оставались на вооружении USAF до 1954 года, после чего были переданы в Национальную Гвардию, где часть из них была модернизирована путем добавления подкрыльевых узлов подвески для двух дополнительных 12,7 мм пулеметов.
Первые серийные F-94C поступили в июле 1951 года, всего до мая 1954 года было поставлено 387 штук. Самой большой проблемой, обнаружившейся при эксплуатации самолета, были смонтированные в носовой части ракеты, при пуске которых пламя и дым ослепляли пилотов. Кроме того, газы попадали в двигатель, что могло привести к потере самолета. Были добавлены подкрыльевые топливные баки и узлы подвески, каждая для 12 ракет. В большинстве случаев носовые ракеты не устанавливались, и единственным оружием были ракеты на подкрыльевых узлах. Эта модификация широко использовалась в составе полуавтоматической наземной системы ПВО SAGE.
С 1959 года, с поступлением более современных моделей перехватчиков, F-94C начали выводить из состава USAF. Годом спустя их начали снимать и с вооружения Национальной Гвардии.
Модификации
EF-94C - тестовый прототип.
YF-94 - TF-80C, переделанный в прототип YF-94. Построено два экземпляра.
F-94A - первая серийная модификация, построено 109 штук.
YF-94B - один экземпляр переделан из серийного истребителя, модернизирована гидравлическая система, установлены топливные баки большей емкости на законцовках крыла.
F-94B - серийная модификация на базе YF-94B, построено 355 штук.
YF-94C - модифицированный F-94B с двигателем Pratt and Whitney J48 и носовыми установками для пуска ракет, изначально назывались YF-97A, переделано два самолета.
F-94C Starfire - серийная модификация YF-94C с удлиненным носом, носовыми установками для пуска ракет и возможностью установки подкрыльевых узлов подвески для ракет, изначально назывался F-97A, построено 387 штук.
EF-94C - прототип самолета-разведчика.
YF-94D - прототип одноместного штурмовика на базе, частично построен один прототип, после отмены программы постройка прекращена.
F-94D - серийная версия YF-94D, запланирована постройка 112 самолетов, программа прекращена.
YF-97A - первоначальное наименование YF-94C.
F-97A - первоначальное наименование F-94C.
Тактико-технические характеристики
Экипаж: 2 человека
Длина: 13,6 м
Размах крыльев: 12,9 м
Высота: 4,5 м
Площадь крыла: 21,63 кв. м.
Вес пустого самолета: 5764 кг
Нормальный взлетный вес: 8300 кг
Максимальный взлетный вес: 10970 кг
Двигатель: 1 турбореактивный Pratt & Whitney J48-P-5
Максимальная тяга: 28,2 кН
Тяга на форсаже: 38,9 кН
Максимальная скорость: 1030 км/ч (0,84М)
Боевой радиус действия: 1300 км
Дальность полета: 2050 км
Практический потолок: 15670 м
Скороподъемность: 40,5 м/с
Нагрузка на крыло: 384 кг/кв.м.
Тяговооруженность: 0,48
Вооружение:
Ракеты: 24 или 48 × 70 мм НАР Mk 4/Mk 40
Авионика: радар AN/APG-40
Комментариев нет:
Отправить комментарий