Thor был первой баллистической ракетой средней дальности (БРСД), принятой на вооружение в США. Она была развернута для поддержки МБР Atlas и сыграла важную роль в американской космической программе.
Начало программы Thor относится к 1954 году, когда в USAF решили выяснить, возможно ли создать тактическую баллистическую ракету с дальностью стрельбы 1600 км, которая могла бы заменить развернутые в Западной Германии дозвуковые крылатые ракеты Matador. Однако к концу года требуемый радиус действия ракеты был увеличен до 2400 км. Цели программы также изменились: теперь она должна была дополнить планируемые к развертыванию МБР и предназначалась для поражения стратегических целей на территории СССР. Таким образом, 2 декабря 1954 года USAF издали "общие требования к характеристикам баллистической ракеты средней дальности" (GOR-50).
Два месяца спустя, 15 февраля 1955 года, отдел технологических возможностей (Technological Capabilities Panel) научного консультативного совета министерства обороны выпустил отчет Killian. Это исследование призывало президента и совет национальной безопасности дать высший приоритет программе создания МБР. Отчет Killian также призывал параллельно вести разработку БРСД. Его выводы, а также развитие ракетных технологий в СССР побудили совет национальной безопасности призвать USAF найти наиболее быстрые способы разработки БРСД. Для выполнения этой задачи и была официально запущена программа Thor.
В конце августа 1955 года отдел баллистических ракет USAF представил предварительную конструкцию Thor. Для ракеты предполагалось задействовать двигатель на базе Rocketdyne "S-3", предназначенного для БРСД Jupiter. Инерциальная система наведения AC Spark Plug была разработана для МБР Atlas. Головная часть General Electric Mk-II также была взята от Atlas. Размеры ракеты рассчитывались, исходя из размеров грузового отсека транспортного самолета C-124 Globemaster, поэтому ракета должна была быть длиной 19,8 м, диаметром 2,4 м и массой 55 т.
Имея эти спецификации, требовалось теперь только получить разрешение на ее постройку. Этот процесс затянулся, поэтому президент Эйзенхаэр смог дать разрешение на разработку Thor только 13 сентября 1955 года, после чего волокита продолжалась, и официально Thor был добавлен в ракетную программу USAF 8 ноября 1955 года. Затем из-за бюрократических проволочек выдача официальных приказов была задержана до 28 ноября.
Так как ракетный двигатель, система наведения и головная часть были уже выбраны, USAF приступили к поиску главного подрядчика. 30 ноября 1955 года три выбранные предварительно компании представили спецификации на ракету. Две недели спустя, 23 декабря 1955 года генеральным подрядчиком была выбрана Douglas Aircraft. В том же месяце были подписаны контракты с Rocketdyne на поставку двигателей, с AC Spark Plug - на инерциальную систему наведения, и с General Electric - на головную часть Mk-II.
Для того, чтобы уложиться в требуемые сроки, Douglas разрабатывал Thor на бумаге, так как времени на постройку прототипа не оставалось. В августе 1956 года началось производство ракет на фабрике Douglas в Санта-Монике, Калифорния. Первый пуск планировался на 20 декабря.
Скорость разработки Thor не могла не сказаться на надежности ракеты. Первый пуск 20 декабря 1956 года окончился полной неудачей, так как главный двигатель ракеты даже не запустился. При второй попытке запуска 25 января 1957 года ракета опрокинулась, сильно повредив пусковую площадку.
После восстановления пусковой площадки запуск повторили 19 апреля 1959 года. В отличие от предыдущих попыток, на этот раз ракета оторвалась от земли. Однако через тридцать секунд, из-за сбоя в радарной системе слежения на ракету был отправлен приказ на самоуничтожение. Дополнительные пуски в мае и августе также были неудачными. Затем, 20 сентября 1957 года, состоялся первый успешный пуск на дальность1770 км. Две недели спустя, 4 октября 1957 года, Советский Союз успешно вывел на орбиту первый искуственный спутник.
Запуск спутника привел к дальнейшему ускорению программы Thor. 27 ноября 1957 года министр обороны приказал начать полномасштабное производство Thor. Десять дней спустя начался второй этап испытаний. Изначально развернутые в Великобритании ракеты обслуживались американскими расчетами. Первый пуск, выполненный полностью британским расчетом, состоялся только 16 апреля 1959 года. Два месяца спустя, 22 июня Стратегическое Авиационное Командование передало контроль над первой развернутой эскадрильей (77-я) Королевским ВВС. Американцы сохранили за собой контроль над ядерными боеголовками. Первый тренировочный пуск был выполнен британцами 6 октября, первое авиакрыло заступило на боевое дежурство 11 декабря 1959 года. Строительство последней ракетной базы было завершено 22 апреля 1960 года, а 3 июня на авиабазе Feltwell на ракеты были установлены первые пять боевых частей.
Ракеты Thor были развернуты на четырех английских авиабазах: Feltwell, Hemswell, Driffield и North Luffenham. На каждой базе размещалось по пять ракетных комплексов, или сателлитов, каждый комплекс включал три пусковые установки. Для защиты от обычного оружия каждая ракета хранилась в горизонтальном положении в металлическом укрытии. Для предотвращения поражения ядерным оружием более чем одного комплекса, расстояние между ними составляло 12 миль. После получения приказа о пуске металлическое укрытие открывалось, и ракета устанавливалась вертикально в боевое положение. 30780 литров топлива заправлялось за восемь минут, в результате чего ракета могла быть запущена в течение десяти минут после получения приказа.
Спустя два года после развертывания Thor в Великобритании она была выбрана в качестве носителя при проведении новой серии ядерных испытаний на больших высотах. Как и Redstone до этого, Thor доставил ядерную боеголовку на высоту 360 км, для она была взорвана для определения влияния такого взрыва на радиосвязь и радиолокационные системы.
В роли ракеты для ядерных испытаний Thor оказался менее надежным, чем Redstone. Первые два испытания - STARFISH и BLUEGILL, окончились безуспешно. Первый успешный пуск STARFISH Prime состоялся 9 июля 1962 года. Детонация ядерного заряда произошла на высоте 450 км, в результате чего на Гавайях на 6 минут ночь превратилась в день. При этом также отключились все системы сигнализации и перегорели предохранители.
Вскорее после этого пуска, 25 июля, ракета взорвалась на старте. При этом не только был разрушен стартовый комплекс, но и произошло радиоактивное заражение местности. Испытания возобновили только в октябре - 25 октября был произведен успешный пуск BLUEGILL Triple Prime, а 1 ноября - KINGFISH. Максимальная высота в обеих пусках не превышала 100 км. Больше ядерных испытаний на больших высотах не проводили.
В это же время разрабатывались планы по замене Thor на Polaris или ракеты воздушного базирования Sky bolt. 1 мая 1962 года министр обороны США McNamara информировал британского министра обороны о том, что с 1 ноября 1964 года США прекращают логистическую поддержку базирующихся в Великобритании ракет Thor. Спустя три месяца министр обороны объявил в Парламенте, что к концу 1963 года ракеты Thor будут выведены из Великобритании. Первые ракеты были сняты с боевого дежурства 29 ноября 1962 года, последняя - 15 августа 1963 года.
Вывод Thor из Великобритании не означал полного окончания карьеры этой ракеты в качестве боевой системы. Еще 9 февраля 1962 года были начаты работы в рамках программы Project 437 по использованию Thor в качестве противоспутникового оружия. Первый пуск в инертном исполнении состоялся 15 февраля 1964 года с атолла Johnson. Три месяца спустя 10-я эскадрилья воздушно-космической обороны заступила на боевое дежурство.
В течение восьми лет два комплекса Thor ASAT круглосуточно стояли на боевом дежурстве. Первый из них находился на атолле Johnson, второй - на авиабазе Vandenberg, на которой также находился один учебный комплекс Thor ASAT. Однако с течением времени система становилась все менее надежной вследствие недостатка запасных частей и учебных ракет. Эти проблемы усугубились 18 августа 1972 года, когда атолл Johnson накрыл ураган Celeste. В итоге 8 декабря 1972 года комплексы Thor ASAT были выведены в резерв. Этот статус сохранялся в течение трех лет, после чего в 1975 году ядерные боевые части ракет были демонтированы.
В ретроспективе Thor был не очень эффективной системой оружия. Как в роли БРСД, так и противоспутниковой ракеты, он имел большое время реагирования, был уязвим для ядерного удара, и был не очень надежен. 23% испытательных пусков закончились неудачно. С другой стороны, Thor стал одной из основных ракет-носителей искусственных спутников. Использующиеся и сегодня ракеты-носители класса Delta являются "внуками" ракеты Thor.
Тактико-технические характеристики
Длина: 19,82 м
Размах стабилизаторов: 2,74 м
Стартовый вес: 49,8 т
Масса пустой ракеты: 3,125 т
Тяга (в вакууме): 760 кН
Взлетная тяга: 670 кН
Удельный импульс (в вакууме): 282 с
Удельный импульс (у земли): 248 с
Время работы двигателя: 165 с
Диаметр: 2,44 м
Максимальная дальность стрельбы: 2400 км
Потолок: 480 км
Боевая часть: ядерная моноблочная W49 на платформе Mk. 2
Масса БЧ: 1000 кг
Мощность БЧ: 1,44 Мт
КВО: 1 км
Топливо/окислитель: керосин/жидкий кислород.
Двигатели:
Rocketdyne LR79-NA-9 (Model S-3D); тяга 666 кН
Корректирующие: 2x Rocketdyne LR101-NA; 4,5 кН каждый
Первый пуск: 1958 г
Система наведения: инерциальная
Максимальная скорость: 17740 км/ч
Стоимость разработки: $500 миллионов
Стоимость одной ракеты в текущих ценах: $6,25 миллиона
Всего построено: 224 штуки
Экспериментальных: 64 штуки
Серийных: 160 штук
Стоимость пуска: US$750,000 в ценах 1958 года.
Пуски: 59
Неудачные: 14
Успешность: 76.27%
Комментариев нет:
Отправить комментарий