«Пионер» (Индекс ГРАУ — 15П645, по договору РСМД — РСД-10, по классификации МО США и НАТО: SS-20 mod.1 Saber) — советский подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) с твердотопливной двухступенчатой баллистической ракетой средней дальности 15Ж45. Головной разработчик — Московский институт теплотехники (МИТ). Принят на вооружение в 1976 году.
Разработка
Проектирование комплекса «Пионер» с ракетой средней дальности на твёрдом смесевом топливе началось в соответствии с постановлением правительства от 28 апреля 1973 года в Московском институте теплотехники под руководством академика А. Д. Надирадзе. Новая ракета (заводское обозначение 15Ж45) создавалась на базе первой и модифицированной второй ступеней межконтинентальной баллистической ракеты 15Ж42 комплекса «Темп-2С». Заново были спроектированы: узел отсечки тяги двигательной установки второй ступени, соединительный отсек и агрегатно-боевой блок (АГБ), включавший двигательную установку разведения и разделяющуюся ГЧ ракеты.
Совместные испытания ракеты и агрегатов комплекса РСД-10 (применялось и обозначение «Пионер») проводились на полигоне Капустин Яр. Первый запуск ракеты 15Ж45 состоялся 21 сентября 1974 года. Завершены испытания 9 января 1976 года 21-ым успешным, как и все предшествующие, пуском ракеты. На доводку и отработку совместного функционирования всех технических и технологических систем БРК потребовалось всего немногим более года. 9 января 1976 года Государственная комиссия подписала акт о завершении испытаний и рекомендовала принять комплекс на вооружение. 11 марта 1976 года Государственная комиссия подписала акт о приеме комплекса "Пионер" с ракетой 15Ж45 (РСД-10) на вооружение РВСН. В тот же день вышло постановление Правительства о постановке на боевое дежурство в РВСН боевых ракетных комплексов с баллистическими ракетами РСД-10, а уже в августе первый ракетный полк под командованием подполковника Доронина был введен в группировку дежурных сил СЯС СССР.
Конструкция
Ракета 15Ж45 имела две маршевые ступени и агрегатно-приборный блок с головной частью, которые стыковались между собой при помощи соединительных отсеков.
В качестве маршевых двигателей на обеих ступенях применили РДТТ с зарядами из смесевого топлива практически одинаковой конструкции. Отличия заключались, в основном, в способе создания управляющих усилий в полёте. Оба двигателя имели систему отсечки тяги, что давало возможность изменять дальность полёта.
Двигательная установка первой ступени представляла собой конструкцию, состоящую из стеклопластикового корпуса со скрепленным с ним твердотопливным зарядом, выполненным из высокоэнергетичного смесевого топлива, стальных переднего днища и сопловой крышки, соплового блока. В хвостовом отсеке ступени размещались тормозные двигатели и приводы рулевых органов. Управляющие усилия создавали четыре газодинамических и четыре аэродинамических руля (последние выполнены в виде решеток).
Двигательная установка второй ступени имела аналогичную конструкцию, но для получения управляющих воздействий использовались другие методы. Так, управление по углам тангажа и рыскания осуществлялось вдувом газа из газогенератора в закритическую часть сопла, а по крену - перепуском газа через специальное устройство. Оба двигателя имели систему отсечки тяги (на первой ступени - аварийная) и время работы около 63 секунд. Двигатель выключается путем вскрытия десяти дополнительных отверстий, расположенных на переднем днище камеры сгорания, при этом давление резко падает и горение твердого топлива прекращается.
Система управления ракеты, разработанная под руководством академика Н.А. Пилюгина, с бортовой вычислительной машиной, позволяла ракете в ходе несения боевого дежурства находиться в горизонтальном положении, обеспечивала точность попадания (КВО) не хуже 500 м во всем диапазоне дальностей и азимутов без разворота пусковой установки, полную автоматизацию предстартовой подготовки и проведение пуска, а также автоматическое проведение регламентных проверок. Все основные блоки имели резервирование, что обеспечивало высокую надежность функционирования, и располагались в герметичном приборном отсеке.
Ракета несла разделяющуюся головную часть типа МИРВ с тремя боевыми блоками мощностью по 150 кт каждый с индивидуальным наведением на собственные цели. Ступень разведения включала систему управления и твердотопливную двигательную установку. Аэродинамический обтекатель на головной части не предусматривался. Для снижения аэродинамических нагрузок в полете, боевые блоки были установлены под углом к продольной оси ракеты. Комплекса преодоления системы ПРО ракета не имела.
По западной классификации имелось 3 варианта ракеты РСД-10:
• Mod 1 - с моноблочной головной частью и дальностью стрельбы 5000 км;
• Mod 2 – отличался только боевым оснащением - имел 3 разделяющиеся головные части индивидуального наведения. (это основной вариант, получивший наибольшее распространение).
• Mod 3 – иногда именуемый на Западе как SS-X-28, имел легкую моноблочную головную часть мощностью 50 кт и увеличенную до 7400 км дальность стрельбы - не вышел из стадии испытаний.
Боевая часть с ГЧ 15Ф543
Боевой блок 15Ф542 АА-74 с зарядом Р-781-Г (один из трех)
Состав комплекса
В состав ракетного комплекса РСД-10, как правило, входили:
- стационарный и подвижный командные пункты с комплексом средств боевого управления и связи;
- три боевых ракетных комплекса — ракетные дивизионы, имевшие в составе:
- по три (до 1977 г. по две) самоходных пусковых установки (СПУ) 15У106 (15У136 для 15Ж53) с ракетами 15Ж45 (15Ж53) в транспортно-пусковых контейнерах 15Я107, размещенных на пусковых установках на базе 6-осного длиннобазного шасси МАЗ-547В;
- командный пункт дивизиона, состоявший на комплексе 15П645 из машины подготовки пуска 15В56 (до 1977 г.), 15П645К — из 15В116, а на комплексе 15П653 — из машины подготовки пуска 15В132 и машины связи 15В82;
- две машины-дизельные электростанции 15Н1061М;
- машину-столовую 15Т117 и машину-общежитие 15Т118;
- машину боевого поста 15Я56 на базе бронетранспортера БТР-60ПБ с системой наземной навигации 15Ш39 и башенно-пулеметной установкой «Гром» с пулеметом «Утёс» НСВТ-12,7 мм;
- машину дежурной смены охраны и обороны 15Я55 с комплектом средств охраны, вооружением и средствами жизнеобеспечения караула.
- Транспортно-перегрузочные средства (транспортно-перегрузочный агрегат 15Т116 и транспортно-перегрузочная тележка 15Т140)
- с 1977 г. стационарные сооружения 15У111 для размещения пусковых установок на стационарной боевой стартовой позиции полка и обеспечения боевого дежурства пусковых установок в 5-минутной готовности к пуску.
Пуск ракеты мог быть произведен либо из специального укрытия гаражного типа на основной позиции (сооружение "Крона"), либо с одной из подготовленных полевых позиций. Перед этим пусковая установка вывешивалась на домкратах и горизонтировалась. Старт ракеты производился с помощью порохового аккумулятора давления, выбрасывавшего ее из контейнера. После достижения безопасной высоты, включался маршевый двигатель первой ступени. Операции по предстартовой подготовке и пуску проходили в автоматическом режиме после получения специальной команды с пункта управления.
Сооружение “Крона”
Сооружения "Крона" предназначались, в первую очередь, для исключения возможности постоянного контроля за комплексами "Пионер" со стороны средств разведки потенциального противника. "Крона" представляет собой сборное сооружение из металлических конструкций. Сооружение проходное, то есть ворота расположены с двух сторон, что дает возможность отказаться от сложного маневрирования для большегрузной техники. Вдоль стен сооружения расположены электрические печки типа СКБ. Таким образом, при помощи тепловизионных датчиков невозможно определить, находится пусковая установка в сооружении или нет. Пуск ракеты возможно производить не выезжая из сооружения. Для этого производится подрыв пиропатронов, которые отбрасывают сектора крыши в стороны. После этого производится подьем контейнера и пуск ракеты. Так как пусковая установка при нахождении в сооружении уже вывешена на домкраты, то время подготовки к пуску сокращается. На маршруте движения колонны ракетного полка предусматривалось несколько подобных сооружений, что способствовало введению противника в заблуждение.
Служба
Первым в РВСН полком (9 пусковых установок), заступившим на боевое дежурство с комплексом 15П645 «Пионер» (31 августа 1976 года) стал 396-й ракетный полк (в Белоруссии, около Петрикова) 33-й гвардейской Свирской Краснознаменной, орденов Суворова, Кутузова и Александра Невского ракетной дивизии (штаб в г. Мозыре) 43-й Краснознаменной ракетной армии (штаб в г. Виннице).
Следом на новый комплекс перевооружились еще четыре ракетных полка этой дивизии: 398-й (Мозырь), 369-й (Житковичи), 404-й (Речица), 306-й (Слуцк).
Если к концу 1977 года имелось 18 ПУ, то в 1980 году их было уже 135, а еще через два года — около 300. По официальным оценкам МО США из 351 ПУ, развернутых к маю 1983 года, 108 были размещены восточнее Урала. Появление последних вызвало большой переполох в странах НАТО, и очень быстро новая советская ракета приобрела известность как SS-20 - "Гроза Европы".
На 1 января 1985 г. в боевом составе РВСН находилось 48 полков, дислоцированных в 14-и позиционных районах.
С 1977 года в войска стал поступать более совершенный комплекс 15П645К «Пионер», в котором машина подготовки и пуска 15В56 (такая была у «Темпа-2С») на шасси МАЗ-543А была заменена на машину 15В116. Система дистанционного управления 15Э569 заменена на 15Э576, изменились конструкция и оснащение самоходной пусковой установки 15У106. Переучивание и получение новой техники происходило прямо на полигоне Капустин Яр. В 1977 году начал перевооружаться на комплекс 15П645К 346-й ракетный полк (Поставы) 32-й Херсонской Краснознаменной ракетной дивизии им. Маршала Советского Союза Д. Устинова (штаб в г. Поставы) 50-й Краснознаменной ракетной армии (штаб в г. Смоленске). Следом за 346-м полком в 1978 – 1980 годах переучились на комплекс 15П645К и остальные полки 32-й дивизии: 428-й (Сморгонь), 402-й гвардейский Краснознаменный ордена Кутузова (Ветрино), 249-й (Полоцк) и 835-й (Сморгонь-2).
Согласно американским данным наибольшее число развернутых пусковых установок составляло 441 единицу в 1986 году. По официальным советским данным, приведенным в Меморандуме о договоренности об установлении исходных данных в связи с договором между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, по состоянию на 1 ноября 1987 г. в СССР было развернуто 405 ПУ ракет РСД-10, еще 245 БР находились на складах. Из них две трети были предназначены для уничтожения объектов в Европе и на Ближнем Востоке и примерно одна треть для уничтожения объектов в Азии и США. Все ракеты могли запускаться как с полевых БСП, так и во время стоянки из хранилищ с раздвижной крышей.
В соответствии с договором уже к концу 1988 года комплексы «Пионер» стали сниматься с дежурства и утилизироваться. Последние ракеты, пусковые установки и другие элементы комплексов 15П645 и 15П653 были уничтожены весной 1991 года.
В настоящее время четыре пусковые установки и ТПК комплекса «Пионер» являются музейными экспонатами. Два образца хранятся в украинских музеях: в Военно-историческом музее воздушных сил ВСУ (г. Винница) и в Музее Великой Отечественной войны (г. Киев). Еще два экземпляра имеются в российских музеях: в Центральном музее вооруженных сил (г. Москва) и в музее полигона Капустин Яр (г. Знаменск). Кроме того, стать музейными экспонатами стали несколько ракет 15Ж45. Остальные пусковые установки и ракеты были уничтожены.
За 15 лет эксплуатации не было ни одного случая разрушения или аварии ракеты. За время испытаний, эксплуатации и ликвидации было отстреляно 190 ракет. Все пуски были успешными. При этом вероятность попадания в цель составила 98 %.
Модификации
Завершив разработку ракеты 15Ж45, объединение нескольких организаций во главе с Московским институтом теплотехники занялось совершенствованием этого изделия. В августе 1979 года начались летные испытания модернизированной ракеты 15Ж53. Испытания и доводка ракеты заняли примерно год. В декабре 1980 года комплекс 15П653 «Пионер-2» или «Пионер-УТТХ» («Улучшенные тактико-технические характеристики») с ракетой 15Ж53 был принят на вооружение.
Первая и вторая ступени модернизированной ракеты остались прежними. Все изменения касались только блока управления, располагавшегося в корпусе ступени разведения. Использование нового электронного оборудования в составе системы управления позволило уменьшить КВО до 450 м. Кроме того, в некоторых источниках упоминается использование модернизированных двигателей ступени разведения, позволивших увеличить допустимое расстояние между атакуемыми целями.
В 1986 испытания проходила третья модификация боевого ракетного комплекса «Пионер». Модернизация направлена на увеличение точности стрельбы и увеличении района разведения боевых блоков для ракеты с РГЧ ИН. Для этой ракеты была создана более совершенная пусковая установка. На новую ступень разведения были установлены новые, более эффективные и точные боевые блоки. В КБ Минского завода был разработан ракетовоз МАЗ-7916 с более удобными кабинами для личного состава.
Для успешного преодоления системы ПРО предусматривалась реализация ряда мероприятий, в том числе использование более совершенных относительно малогабаритных и легких боевых блоков с меньшей радиолокационной заметностью. При этом обеспечивалась и возможность увеличения числа боевых блоков до четырех.
Как и предыдущие модернизированные варианты "Пионера", новая модификация создавалась путем совершенствования боевой ступени, без доработки маршевых двигателей. На ракете "Пионер-3" была применена двигательная установка принципиально новой конструктивной схемы, с большим запасом топлива, обеспечивающим реализацию запрашиваемой Заказчиком зоны разведения боевого оснащения. Новая аппаратура системы управления обеспечивала достижение высокой точности попаданий.
Лётные испытания "Пионера-3" начались вполне успешно, но были прерваны в 1988 г. в связи с подписанием "Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности" (РСМД) между СССР и США.
Тактико-технические характеристики:
Дальность стрельбы, км
|
600 - 5000
|
Система наведения
|
автономная инерциальная
|
Точность стрельбы, км
КВО
предельное отклонение
|
0,55
1,3
|
Максимальная скорость ракеты, км/с
|
3 - 5,5
|
Масса головной части, т
|
1,5 - 1,74
|
Тип боевой части:
|
|
Максимальная стартовая масса, т
|
37
|
Длина ракеты, м
|
16,49
|
Максимальный диаметр корпуса, м
|
1,79
|
Масса ракеты в ТПК, т
|
42,7
|
Первая ступень
| |
Длина, м
|
8,58
|
Максимальный диаметр, м
|
1,79
|
Масса, т
|
26,7
|
Время работы двигателя, с
|
63
|
Вторая ступень
| |
Длина, м
|
4,4 - 4,6
|
Максимальный диаметр, м
|
1,47
|
Масса, т
|
8,63
|
Боевая ступень
| |
Двигательная установка
|
4 РДТТ
|
Боевой блок:
длина, м
максимальный диаметр корпуса, м
|
1,6
0,64
|
Пусковая установка СПУ
|
15У160
|
Число осей
|
6
|
Длина полная, м
|
16,81
|
Высота, м
|
2,94
|
Ширина, м
|
3,2
|
Масса СПУ, т
|
40,25
|
Масса СПУ с ракетой, т
|
82,95
|
Мощность двигателя, л.с.
|
746
|
Максимальная скорость, км/ч
|
40
|
Источники:
- А.В. Карпенко, А.Д. Попов, А.Ф. Уткин. Отечественные стратегические ракетные комплексы. Санкт-Петербург, 1999
- Г.И. Смирнов. Ракетные системы РВСН. От Р-1 - к “Тополю-М”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий