рекомендации

воскресенье, 24 мая 2015 г.

Стратегический ракетный комплекс с крылатой ракетой "Метеорит" (ЗМ25)


meteorit_4.jpg

Ракета создавалась но Постановлению СМ от 9 декабря 1976 года в трех вариантах: корабельная стратегическая крылатая ракета "Метеорит-М" (код НАТО: SS-N-24 Scorpion), которой была оснащена одна переоборудованная атомная подводная лодка проекта 667М в 1980 году; авиационная стратегическая ракета "Метеорит-А" (код НАТО: AS-X-19) для вооружения тяжелых бомбардировщиков Ту-95; стратегическая ракета для наземных пусковых установок "Метеорит-Н". В некоторых источниках ракета именуется "Гром".

По предложению ЛПМБ "Рубин" было принято решение о переоборудовании под "Метеорит-М" одного из РПК СН пр.667А, выводимых из состава стратегических сил по договору ОСВ-1, имея в виду не только проведение на этой ПЛ испытаний, но и последующую эксплуатацию лодки как боевой единицы. Для переоборудования была выделена ПЛ К-420, на которой были вырезаны ракетные отсеки и выполнен сопутствующий ремонт.
Заводом-строителем назначили Севмашпредприятие (генеральный директор Г. Л. Просянкин). Технический проект переоборудования АПЛ пр.667А под ракетный комплекс "Метеорит-М" (проект 667М, шифр "Андромеда") ЛПМБ "Рубин" разработало в 1 квартале 1979 г. Разработка пусковой установки для КР "Метеорит-М", размещаемой на ПЛ проекта 667М и получившей обозначение СМ-290, осуществлялась КБ специального машиностроения (г.Ленинград). Пусковая установка СМ-290 прошла все виды испытаний и была сдана в опытную эксплуатацию в ВМФ в начале 80-х годов.

Работы по переоборудованию и ремонту ПЛ велись Севмашпредприятием исключительно быстрыми темпами. Отработка ракет пусками с наземного стенда (полигон Капустин Яр) и плавстенда ПСК на Черном море происходила параллельно с переоборудованием корабля. Первый пуск "Метеорита" состоялся 20 мая 1980 года. Ракета не вышла из контейнера и частично его разрушила. Последующие три пуска были также неудачными. Лишь 16 декабря 1981 года ракета пролетела около 50 км. Всего по программе летно-конструкторских испытаний со стендов в 1982-1987 гг. было проведено более 30 пусков ракет ЗМ-25. Первый пуск "Метеорита-М" с лодки К-420 состоялся 26 декабря 1983 года в Баренцевом море, испытания продолжались по 1986г. включительно (один пуск в 1984 г. и один пуск в 1986 г.).

Причин столь длительной отработки комплекса было несколько, но, пожалуй, главным являлось большое количество принципиально новых технических решений, принятых в проекте: "мокрый" подводный старт крылатой ракеты под стартоворазгонной ступенью, инерциальная система наведения с коррекцией по радиолокационным картам местности, многофункциональный комплекс защиты и др. Все эти прогрессивные решения требовали тщательной экспериментальной отработки, что приводило к многократным повторным испытаниям и, соответственно, к многочисленным переносам сроков сдачи. В результате совместные (государственные) испытания комплекса "Метеорит-М" начались только в 1988 г., сначала с наземного стенда (4 пуска), а затем с ПЛ (3 пуска). К сожалению, количество успешных пусков на всех этапах испытаний примерно соответствовало числу неудачных, так как комплекс все же не был доведен до "ума". Кроме того, стоимость переоборудования под комплекс "Метеорит-М" РПКСН проекта 667, выводимых по договору ОСВ-1, оказалась слишком высокой. В результате по совместному решению промышленности и ВМФ работы по программе в конце 1989 г. были прекращены. Корабельная часть комплекса была передана на ответственное хранение личному составу ПЛ, а сама лодку в 1990 г. сдана флоту в торпедном варианте.

5484_1364299958_full.jpg

При испытаниях авиационного варианта ракеты («Метеорит-А») самолет Ту-95МА с ракетой на наружной подвеске поднимался с одного из подмосковных аэродромов, уходил в зону пуска СКР, выполнял пуск и возвращался обратно. Выпущенная ракета выполняла полет по замкнутому маршруту длиной несколько тысяч километров. Результаты испытаний подтвердили техническую возможность создания комплексов различных видов базирования с дальней стратегической СКР.
В период с 1984 по 1991 год было проведено 20 пусков КР «Метеорит-А» с самолета Ту-95МА. Из последних пяти пусков ракет с самолета три пуска были успешными, в одном пуске произошел перелет ракетой точки прицеливания из-за отказа пилотажно-навигационного комплекса самолета, в другом – не включилась электронная система снижения радиолокационной заметности. В предпоследнем пуске, проведенном 6 июня 1991 года, проверялась возможность преодоления ракетой ПВО.

Помимо стратегических ракетных комплексов морского и авиационного базирования в НПО машиностроения прорабатывались и другие варианты применения ракеты «Метеорит». Среди них: разведывательно-ударный противокорабельный комплекс с крылатой ракетой «Метеорит-П» подвижного наземного и морского базирования, а также сверхдальний перехватчик воздушных целей, оснащенный управляемыми ракетами класса «воздух-воздух». «воздух-воздух».

Ракета 3М-25 на наземных и авиационных пусковых установках не развертывалось, т.к. в соответствии с международным договором ракеты средней и малой дальности наземного и авиационного базирования подлежали уничтожению.


Ракета "Метеорит" была выполнена по аэродинамической схеме "утка" со складным стреловидным крылом и складным вертикальным оперением. Ракета имела скорость полета 3500 км/ч и дальность стрельбы около 5000 км. Высота полета составляла 22 — 24 км.

meteorit_m_scheme.jpg

Маршевый двигатель КР-23 - турбореактивный , способный работать в широком диапазоне полетных условий: скорость от 0,4 до 3М и высота полета от 0 до 24 км. КР-23 (см. фото) разработан в КБ Уфимского моторостроительного объединения. Воздухозаборник маршевого двигателя помещен внизу фюзеляжа (см. фото).

Топливная система маршевой ступени оснащалась топливным баком емкостью 2800 литров, разделенным  на пять секций, что позволило сохранять центровку ракеты по мере выработки топлива. Бак имел двухступенчатую систему наддува. Во время полета на больших высотах температура топлива и КР в целом опускалась ниже минус 50 градусов, что вызвало проблемы с запуском ТРД. Для выхода из сложившейся ситуации в систему был введен дополнительный обогреваемый пусковой топливный бачок емкостью пять литров, который обеспечивал надежный запуск двигателя. В КР-23 применялась комбинированная автоматическая электронно-гидравлическая система управления, включающая в себя электронный аналоговый регулятор Р-93А и топливный насос-регулятор НР-93А, который имел канал резервирования, позволяющий обеспечивать двигатель топливом в случае отказа основной системы.

На ракете был установлен бортовой комплекс радиотехнической защиты, включавший широкополосный приемник сигналов работающих РЛС противника, станцию активных помех (САП) и буксируемые ложные цели (ЛЦ). В процессе полета в зависимости от радиолокационной обстановки и угрозы со стороны огневых средств ПВО должна была включаться специальная электронная установка, использоваться САП и буксируемые ложные цели. Впервые буксируемые ложные цели были установлены на сверхзвуковой крылатой ракете. При этом потребовалось решить проблемы, связанные с отделением и развертыванием буксировочного троса длиной около 100 м на сверхзвуковой скорости.

Другой принципиально новой системой, созданной для ракеты «Метеорит», стала система навигации по радиолокационным картам местности (СНРК «Кадр»). Эта система должна была работать совместно с инерциальной системой управления ракеты и осуществлять периодическую коррекцию траектории полета ракеты, сравнивая наблюдаемое в полете радиолокационное изображение местности с имеющимся на борту эталонным изображением

Ракета подводных лодок ЗМ-25 ("Метеорит-М") оснащалась специальной стартоворазгонной ступенью с двумя жидкостными ракетными двигателями РД0242 с поворотными соплами (см. фото). Двигатель РД0242 с тягой 12т замкнутой схемы с дожиганием окислительного газогенераторного газа, разработан КБХА (конструкторское бюро химической автоматики г.Воронеж) в период 1977-1988гг. Время работы двигателей стартоворазгонной ступени составляло 32 секунды. Стартовая масса ракеты составляла 12650 кг (6380 кг без ускорителя). Воздушный вариант "Метеорит-А" имел твердотопливный ускоритель в хвостовой части.

Проект переоборудования АПЛ пр.667А под ракетный комплекс "Метеорит-М" (проект 667М, шифр "Андромеда") предусматривал размещение 12 пусковых контейнеров с ракетами 3М-25, расположенных побортно вне прочного корпуса - в междубортном пространстве под углом 45°. Значительные габариты ракетных контейнеров оказали существенное влияние на архитектурно-конструктивный облик ПЛАРК. В районе размещения ракетных контейнеров (по бортам в средней части ПЛ) ширина наружного корпуса была увеличена с 11.7м до 15.0м. Диаметр прочного корпуса в этом районе, наоборот, был уменьшен по сравнению с диаметром демонтированных ракетных отсеков. Длина корабля увеличилась на 20м. В новых 4 и 5 отсеках размещалась аппаратура предстартовой подготовки и пуска "Клевер", АУ КСППО "Коршун-44", пневмогидросистемы КСППО, а в третьем (5-бис) - жилые и общественно-бытовые помещения для экипажа. Некоторую перекомпоновку произвели и в центральном посту в связи с установкой новой системы управления комплексом ракетного оружия, нового навигационного комплекса "Тобол-АТ", комплекса средств радиосвязи "Молния-ЛМ1" и гидроакустического комплекса "Рубикон". С целью удержания лодки в стартовом коридоре при залповой стрельбе установили систему управления "Бор".

Тактико-технические характеристики

Стартовая масса, кг

с ускорителем
12650
без ускорителя
6380
Длина, м
12,5 - 13,0
Диаметр, м
0,9
Размах крыла, м
5,1
Масса БЧ, кг
1000
Тип БЧ
термоядерная моноблочная
Система наведения
инерциальная и радиолокационная с системой коррекции по рельефу местности
Скорость, км/ч
3500
Маршевая высота полета, м
22000 - 24000
Дальность полета, км
4500 - 5500
Силовая установка
Стартовый ускоритель
ЖРД РД-0242, тяга 2 х 12000 кгс
Маршевый двигатель
ТРД КР-23, тяга 10000 кгс

Источники:



Комментариев нет:

Отправить комментарий