рекомендации

воскресенье, 24 июля 2016 г.

Истребитель-перехватчик F-102 Delta Dagger

Convair F-102 Delta Dagger - американский истребитель-перехватчик, создававшийся как одна из основных составных частей ПВО США в конце 50-х годов. На момент вступления в строй в 1956 году его главной целью был перехват советских бомбардировщиков. Всего было построено около 1000 F-102.



F-102 являлся первым серийным сверхзвуковым перехватчиком, а также первым истребителем с дельтавидным крылом в США. Как управляемые, так и неуправляемые ракеты размещались на внутренней подвеске. Изначально самолет не смог превысить скорость 1М, пока его конструкция не была переработана с использованием правила площадей. В 60-х годах F-102 заменил дозвуковые перехватчики Northrop F-89 Scorpion, кроме того, он ограниченно использовался во Вьетнаме для сопровождения бомбардировщиков и атаки наземных целей.
Большая часть F-102 была в середине 60-х годов передана в Национальную Гвардию и, за исключением нескольких экземпляров, была переделана в беспилотные мишени QF-102. Его сменил Convair F-106 Delta Dart, который представлял собой глубокую модернизацию F-102.

Разработка

8 октября 1948 года совет старших офицеров США выдал рекомендацию об объявлении конкурса на разработку нового истребителя-перехватчика, который планировалось принять на вооружение в 1954 году. Четыре месяца спустя эта рекомендация была одобрена ВВС и началась подготовка к проведению конкурса. В ноябре 1949 года было принято решение о том, что новый самолет должен строиться вокруг системы управления огнем (СУО), которая должна была разрабатываться еще до создания планера. Вместе планер и СУО назывались системой вооружения.

В январе 1950 года USAF Air Materiel Command направило запрос предложений по СУО 50 компаниям, от 18 из которых получило ответ. В мае количество претендентов сократилось до 10, а позже до двух - Hughes Aircraft и North American Aviation, из которых в итоге предпочтение было отдано Hughes.

Запрос предложений по планеру был опубликован 18 июня 1950 года, откликнулись шесть производителей. 2 июля 1954 года было объявлено, что три компании - Convair, Republic и Lockheed выиграли право на постройку макета. В итоге победителем конкурса стала компания Convair с прототипом XF-102. Для ускорения разработки и испытания самолета было принято решение установить на прототипы и предсерийные машины менее мощные двигатели Westinghouse J40. Продолжающиеся задержки поставки двигателей J67 и системы управления вооружением MA-1 вынудили принять решение запустить в серийное производство модификацию F-102A с двигателями J40 и упрощенной системой управления вооружением E-9.
Слабость J40 вынудила заменить их на прототипах  F-102A на двигатели Pratt & Whitney J57 с тягой 44 кН. Эта модификация считалась временным решением до поступления F-102B, оснащенных более продвинутыми двигателями Wright J67 - лицезионной копией английского Bristol-Siddeley Olympus, разработка которого еще продолжалась. В конце концов позже F-102B стал F-106A.
Первый полет прототипа YF-102 состоялся 24 октября 1953 года, но он был потерян в результате аварии девять дней спустя. Второй прототип взлетел 11 января 1954 года, подтвердив удручающие характеристики машины. Трансзвуковое сопротивление оказалось значительно выше ожидавшегося, поэтому скорость самолета была ограничена величиной 0,98М, а потолок - 14630 м, что было значительно меньше требуемого.

Для решения данных проблем и спасения проекта F-102 Convair полностью переработала конструкцию, применив недавно открытое правило площадей, в то же время упростив производство и обслуживание машины. При этом длина фюзеляжа увеличилась на 3,35 м. Самолет получил более мощный двигатель J57, при этом масса планера была снижена.


Предсерийный YF-102 ("Модель 8-82") над пустыней Мохаве

Первый самолет новой конструкции под обозначением YF-102A впервые взлетел 20 декабря 1954 года, и на следующий день впервые преодолел скорость звука. В целом он показал максимальную скорость 1,22М и потолок 16154 м. В результате был заключен новый контракт на производство F-102.


Хорошо видно, насколько отличались YF-102 (слева) и YF-102A

Серийные F-102A получили СУО Hughes MG-3, которая позже была заменена на MG-10. Истребитель имел трехсегментный отсек вооружения  для ракет "воздух-воздух". Изначально боекомплект составлял три пары ракет GAR-1/2/3/4 (позже переименованных в AIM-4) Falcon, как с инфракрасными, так и с полуактивными радиолокационными системами наведения. На створках двух передних бомболюков были закреплены по 12 пусковых труб для 51 мм НАР (всего 24), которые позже были заменены на 70 мм. Позже F-102 получил возможность нести в центральном отсеке до двух ракет класса "воздух-воздух" GAR-11/AIM-26 Nuclear Falcon с ядерной боевой частью. Планировалось также вооружить F-102 ракетами MB-1 Genie с ядерной боевой частью, но эти планы не были реализованы.

За время службы  F-102 неоднократно модернизировались. Они получили инфракрасные системы обнаружения, систему предупреждения об облучении радаром, трансподеры, резервные авиагоризонты, а также модификации СУО.

Для обучения пилотов F-102A было построено 111 учебно-тренировочных двухместных TF-102A. Летчик и инструктор сидели рядом в одной кабине. Несмотря на большое количество изменений, самолет сохранил боевые возможности, хотя и не мог превышать скорость звука в горизонтальном полете.


Многочисленные недостатки F-102 способствовали его дальнейшей модернизации. Новая модель изначально должна была называться F-102B "Ultimate Interceptor". Установка новых двигателей Pratt & Whitney J75 и многочисленные улучшения аэродинамики (в том числе установка воздухозаборников с изменяемой геометрией) привели к тому, что машине было присвоено новое обозначение и она производилась под маркой F-106 Delta Dart. 

История службы

В апреле 1956 года первые F-102A поступили в 327-ю эскадрилью истребителей-перехватчиков на авиабазу George. Производство F-102A продолжалось до сентября 1958 года, всего было построено 889 машин. TF-102 и F-102 в 60-х годах использовались на авиабазе Perrin, Texas, для подготовки пилотов F-102. Они также использовались для подготовки пилотов бомбардировщиков B-58 Hustler, также имевших дельтавидное крыло.


Залповый пуск УР "Фалкон" с борта F-102A

Официальное название F-102 "Delta Dagger" никогда не использовалось в обиходе, самолет был больше известен под именем "Deuce". TF-102 был известен как "Tub" из-за своего широкого фюзеляжа.

К середине 60-х годов почти все части ПВО, имевшие в своем составе F-102, были либо перевооружены, либо разукомплектованы, что позволило перевооружить на эти перехватчики части национальной гвардии. К концу десятилетия "Delta Dagger" оставался на вооружении только в одной части ВВС США  - 57-й эскадрильи перехватчиков на базе Кефлэвик. Здесь F-102 составляли ПВО Исландии до лета 1973 года, когда 57-я эскадрилья была окончательно перевооружена на "Фантомы" F-4С. В 60-х F-102А стал одним из основных типов самолетов национальной гвардии. К 1966 году ВВС национальной гвардии имели около 350 самолетов этого типа. Этот уровень сохранялся в течении нескольких лет. Массовое снятие F-102A с вооружения началось в ноябре 1969 года, когда первый самолет был переведен в центр долговременного хранения Дэвис-Монсеп в Аризоне. К октябрю 1975 года туда поступили 383 F-102.



F-102A из 57-й эскадрильи во время перехвата советского Ту-95. Район Исландии, июль 1970 г.

Правда, F-102А все еще оставался на вооружении национальной гвардии в составе 102-й нью-йоркской и 199-й гавайской эскадрилий до весны 1976 года.

Служба во Вьетнаме

Во Вьетнаме F-102 выполняли патрульные миссии и сопровождали бомбардировщики. Всего было потеряно 14 самолетов, один из них в воздушном бою, несколько сбиты огнем с земли, остальные потеряны при авариях и т.д.

Изначально F-102 были направлены на базы Юго-Восточной Азии в 1962 году после получения радиолокационных контактов, которые, как считалось, могли принадлежать вьетнамским бомбардировщикам Ил-28 "Beagle" - в тот период времени они считались реальной угрозой. Для парирования этой угрозы в Таиланд и соседние страны были переброшены F-102.
Позже, во время операции "Arc Light" бомбардировщики B-52 Stratofortress эскортировались F-102. Во время одной из этих миссий F-102 был сбит истребителем МиГ-21 ракетой AA-2 Atoll с инфракрасной головкой наведения. Пилот погиб. Другой F-102 выпустил по МиГу ракеты AIM-4, но в цель они не попали.
Также F-102 пробовали использовать для ударов по наземным целям, но без особого успеха. 4 августа 1964 года истребители F-102 из 509-й эскадрильи перелетели с Филиппин на авиабазу Da Nang. Перехватчики были оснащены 24 НАР калибра 70 мм, которые использовались в дневное время. Ночью менее опасным считали использование ракет Falcon с инфракрасной системой наведения. Некоторые F-102 были модифицированы для оснащения двумя ракетами AIM-26 Super Falcon вместо четырех Falcon. F-102 действовали во Вьетнаме до 1968 года, после чего были выведены в США.


Пара F-102A из 509-й эскадрильи над Вьетнамом, ноябрь 1966 г

Полный список потерь  F-102 Delta Dagger во Вьетнаме

27 ноября 1964 г F-102A 509-я эскадрилья отказ двигателя
1 июля 1965 г F-102A 509-я эскадрилья уничтожен на земле во время обстрела авиабазы Da Nang
15 декабря 1965 г F-102A 509-я эскадрилья сбит зенитной артиллерией
19 августа 1966 г F-102A 509-я эскадрилья разбился во время ночной посадки
14 декабря 1966 F-102A 509-я эскадрилья сбит огнем с земли через 1 мин после взлета
15 января 1967 TF-102A 509-я эскадрилья, разбился во время перегоночного полета
2 апреля 1967 F-102A 509-я эскадрилья, разбился вследствие отказа двигателя
12 мая 1967 F-102A 509-я эскадрилья, уничтожен на земле минометным огнем
3 февраля 1968 F-102A 509-я эскадрилья, сбит ракетойK-13 истребителя МиГ-21 на высоте 11000 м
16 июля 1968 F-102A 509-я эскадрилья, разбился вследствие отказа двигателя
16 сентября 1968 F-102A 509-я эскадрилья, столкнулся с RF-4 Phantom II при рулении на земле
7 января 1969 F-102A 509-я эскадрилья, разбился вследствие отказа двигателя

Беспилотные мишени

В 1973 году шесть самолетов было переоборудовано в беспилотные мишени под обозначением QF-102A, позже PQM-102B (для симуляции МиГ-21). В целом в беспилотные мишени было переделано более 100 F-102, которые использовались для обучения летчиков-истребителей и тестирования ЗРК Patriot до 1986 года.

Служба за рубежом

F-102 и TF-102 экспортировались в Грецию и Турцию.
В 1969 году Греции были поставлены 24 самолета, в том числе 19 F-102A и 5 двухместных TF-102A. Они служили до 1978 года, после чего были заменены на Mirage F1CG.
В Турцию, начиная с 1968 года, было поставлено приблизительно 50 F-102A и TF-102A. Они заменяли F-84F. Истребителями F-102A были вооружены две эскадрильи и они стояли на вооружении до середины 1979 года, после чего были заменены на F-104G и F-100C.
Турецкие F-102 участвовали в боевых действиях во время вторжения на Кипр в 1974 году. Сообщалось о воздушных боях между греческими F-5 и турецкими F-102 над Эгейским морем. Редактор греческого веб-сайта Demetrius Stergiou утверждает, что греческие F-5 сбили два турецких F-102, в то время как турецкая сторона утверждает, что их F-102 сбили два греческих F-5. Официально ни одна из сторон не признала потерь в самолетах. 

Модификации

YF-102 - прототип с фюзеляжем, спроектированным без учета правила площадей. Оснащен двигателем J57-P-11 с тягой 64,5 кН, построено 2 экземпляра.
YF-102A - прототип с фюзеляжем, спроектированным с учетом правила площадей. Оснащен двигателем J57-P-23 с тягой 71,2 кН, 4 штуки переоборудовано из предсерийных машин. 
F-102A - серийная модификация. Построено 897 штук.
TF-102A - двухместная учебно-тренировочная версия. Построено 111 штук.
F-102B - изначальное обозначение F-106A.
F-102C - разрабатывавшаяся ударная модификация с двигателем J57-P-47. Переоборудовано два прототипа YF-102C.
QF-102A - беспилотная мишень на базе F-102A. Переоборудовано 6 штук.
PQM-102A - беспилотная мишень. Переоборудовано 65 штук.
PQM-102B - модифицированная мишень. Могла управляться как удаленно, так и пилотом. Переоборудовано 146 штук.




Приборная доска самолета F-102A

Тактико-технические характеристики (F-102A)

Длина - 20,83 м
Размах крыла - 11,61 м
Высота - 6,45 м
Масса пустого самолета - 8777 кг
Взлетная масса - 11100 кг
Максимальная взлетная масса - 14300 кг
Двигатель: 1 ТРД Pratt & Whitney J57-P-25 с форсажной камерой
Тяга - 52 кН, на форсаже - 76,5 кН
Запас топлива во внутренних баках - 4107 л
Подвесные баки: 2 по 815 л 
Максимальная скорость - 1304 км/ч (1,25 М) на высоте 12190 м, у земли - 1185 км/ч
Крейсерская скорость: 972 км/ч
Боевой радиус -  620 км, с ПТБ - 1048 км
Практическая дальность: 1558 км (без ПТБ)
Перегоночная дальность: 2396 км (с ПТБ)
Практический потолок - 16300 м
Скороподъемность - 66 м/с
Нагрузка на крыло - 172 кг/м2
Тяговооруженность - 0,70
Длина разбега: 698 м (при нормальной взлётной массе)
Длина пробега: 543-558 м (в зависимости от посадочной массы)

Вооружение:

24 × 70 мм НАР FFAR
Управляемые ракеты:
6 × AIM-4 Falcon или 3 × AIM-4 Falcon и 1 × AIM-26 Falcon с обычной или ядерной БЧ

Комментариев нет:

Отправить комментарий