Производитель - North American Aviation
Первый полет - 17 марта 1947 года
Принят на вооружение - 22 апреля 1948 года
Снят с вооружения - 1959 год.
Всего выпущено 143 шт.
North American B-45 Tornado был первым американским серийным реактивным бомбардировщиком, а также первым в мире двухдвигательным бомбардировщиком, осуществившим дозаправку в воздухе. B-45 в начале 50-х годов являлся важной частью американской программы ядерного сдерживания, но быстро уступил Boeing B-47 Stratojet. B-45 и RB-45 служили в Стратегическом Авиационном Командовании до 1959 года. Он также являлся первым реактивным бомбардировщиком НАТО.
Разработка
Разработка B-45 началась в 1944 году, когда министерство обороны, встревоженное появлением немецких реактивных бомбардировщиков, таких как Arado Ar 234, направило производителям запрос на создание нового семейства реактивных бомбардировщиков с массой от 36 до 90 т. Победило предложение от North American (NA-130), и 8 сентября 1944 года компания начала постройку трех прототипов на базе NA-130.
Результатом окончания Второй мировой войны стала отмена многих проектов и затягивание сроков по оставшимся. В 1946 году ухудшение отношений с Советским Союзом привело к назначению высшего приоритета разработке и производству реактивных бомбардировщиков. К середине 1946 года XB-45 и Convair XB-46 были практически готовы, в то время как до окончания разработки Boeing XB-47 и Martin XB-48 оставалось еще два года.
USAAF приняли решение испытать первые две модели, чтобы выбрать наиболее подходящую. Лучшие результаты показал B-45, и 2 января 1947 года был подписан контракт на серийное производство бомбардировщиков. B-45A планировалось оснастить пять групп легких бомбардировщиков и три группы разведчиков. Бюджетные ограничения президента Трумена заставили сократить производство B-45 до 142 единиц.
История службы
Война в Корее
Постоянно преследуемые проблемами с двигателями, а также различными мелкими неисправностями, на момент вступления США в Корейскую войну в 1950 году B-45 вновь стали важной частью американского арсенала в качестве бомбардировщика и разведчика. Массовое участие ВВС США в Корейской войне стало причиной ослабления сил НАТО в Европе, и в свете данной ситуации было принято важное решение о дальнейшей судьбе B-45. Как и практически все послевоенные американские бомбардировщики, B-45 мог нести как ядерные, так и обычные бомбы. Прогресс в технологиях позволил значительно уменьшить размер и вес ядерных боевых частей, что значительно повысило эффективность небольших самолетов, таких как B-45, в качестве носителей ядерного оружия. Неожиданно, небольшой флот B-45 приобрел большое значение в плане ядерного сдерживания.
Operation Fandango, иногда называемая Operation Backbreaker, повлекла за собой модернизацию самолетов для нанесения ядерных ударов. Кроме того, 40 B-45 также были оснащены новыми оборонительными системами и дополнительными топливными баками. Несмотря на большой объем модернизаций и продолжающиеся проблемы с двигателями, B-45 в варианте носителя ядерного оружия уже в мае 1952 года начали прибывать в Великобританию. Развертывание 40 самолетов было завершено в середине июня. Примерно в это же время RB-45 из 323-й стратегической разведывательной эскадрильи начали прибывать в Японию для совместных действий с 91-й разведывательной эскадрильей, оснащенной поршневыми RB-29, которые являлись легкой мишенью для МиГов.
RB-45 позволили получать значительный объем разведывательной информации, несмотря на ограниченное количество самолетов. После того, как один RB-45 был тяжело поврежден МиГ-15, они совершали только ночные полеты.
Служба после окончания войны
Фото B-45A-5-NA из 47-го легко-бомбардировочного крыла, авиабаза Langley, перед трансатлантическим перелетом в Англию в июле 1952 года.
Все 33 построенные RB-45C были переданы в 91-е стратегическое разведывательное крыло. RB-45C также выполнили несколько длительных разведывательных полетов над территорией СССР в середине 50-х годов. 29 июля 1952 года RB-45C совершил первый беспосадочный перелет через Тихий океан, с двумя дозаправками в воздухе от KB-29, из Аляски в Японию. В 1954 году в 91-м крыле RB-45C заменили на RB-47E. Самолеты передали в 19-е тактическое разведывательное крыло, где они эксплуатировались до списания в 1958 году.
К концу 50-х годов все B-45 были сняты с вооружения, однако несколько самолетов продолжали использоваться для испытания различных систем до начала 70-х годов..
Операция Ju-jitsu
Единственным государством помимо США, эксплуатировавшим RB-45C, была Великобритания. Поскольку разведывательные полеты над территорией СССР были запрещены американским президентом, возникла идея задействовать союзников по НАТО. С возвращением Черчилля согласие английского правительства было получено.
В июле 1951 года четыре самолета RB-45C из 91-го крыла были перегнаны в Англию. Вместо американских опознавательных знаков на них были нанесены британские, самолеты базировались на авиабазе Sculthorpe, Norfolk, в восточной Англии.
Эти самолеты использовались для глубоких разведывательных полетов над Советским Союзом. Полеты выполнялись в период 1952 - 1954 гг.
17 апреля 1952 года три самолета выполняли разведывательный полет из Германии, целью был Киев. На высоте 11000 м один из самолетов был взят на сопровождение РЛС, после чего по нему был открыт зенитный огонь. RB-45C немедленно выполнил разворот и на максимальной скорости покинул советское воздушное пространство, прежде чем на него смогли навести ночные перехватчики.
Модификации
XB-45
Первый полет XB-45 состоялся 17 марта 1947 года. Всего три прототипа выполнили 131 испытательный полет, один из самолетов разбился, погибли два пилота.
USAF приняли один из прототипов 30 июля 1948 года, второй 31 августа. Последний XB-45 после восстановления был доставлен на авиабазу Wright-Patterson в 1949 году. Эти самолеты были очень сложны в обслуживании и использовались в качестве наземных тренажеров.
Всего выпущено 3 самолета (45-59479 – 45-59481)
B-45A
B-45A отличался от XB-45 улучшенными катапультными креслами и электронным оборудованием, автопилотом E-4 и навигационным радаром для бомбометания.
Первый серийный B-45 взлетел в феврале 1948 года. Самолеты были оснащены менее мощными турбореактивными двигателями J35 и не считались боеготовыми. Они использовались для обучения экипажей и различных испытательных программ. Следующая серия получила более мощные двигатели J47. Первый B-45A был принят 47-й бомбардировочной группой в ноябре 1948 года. Первоначальный заказ из 96 самолетов был выполнен в марте 1950 года.
Первые B-45A не оснащались системой управления бомбометанием или бомбардировочными прицелами. Они страдали от отказов гирокомпаса на высоких скоростях, несанкционированных сбросов бомб, пожаров двигателей и неточных измерительных приборов в кабине. Бомбовый и навигационный AN/APQ-24 был сложен в обслуживании и работал толькл в ограниченном диапазоне высот.
55 B-45 в варианте носителей ядерного оружия прибыли в Великобританию в 1952 году. Они были оснащены дополнительным топливным баком в бомбовом отсеке емкостью 4542 л.
Всего выпущено 96 самолетов (47-001 – 47-097)
B-45A-1 47-001 – 47-022 (21 самолет)
B-45A-5 47-023 – 47-096 (73 самолет)
B-45A 47-097 для статических испытаний
B-45B
B-45B представлял собой модификацию B-45A с улучшенным радаром и системой управления огнем. Не строился.
B-45C
B-45C был первым в мире многодвигательным реактивным бомбардировщиком в мире, осуществившим дозаправку в воздухе. Он нес два топливных бака по 4542 л на законцовках крыла и усиленую носовую часть с оборудованием для дозаправки в воздухе. Первый полет B-45C состоялся 3 мая 1949 года. Было построено всего 10 самолетов, а оставшиеся 33 в процессе сборки были переделаны в RB-45C.
Всего построено 10 самолетов (48-001 – 48-010)
RB-45C
Последняя серийная модификация B-45. В носовой части установлены фотокамеры. RB-45C нес два внешних топливных бака по 810 л или две ракеты JATO. Могли использоваться до 12 камер в четырех разных позициях, или одна камера с фокусным расстоянием до 2,5 м. Первый полет RB-45C состоялся в апреле 1950 года, поставки производились с июня 1950 по октябрь 1951 года.
Всего построено 33 самолета (48-011 – 48-043)[7][9]
Тактико-технические характеристики (B-45A)
Экипаж: 4 человека (пилот, второй пилот, штурман-бомбардир, хвостовой стрелок)
Длина: 22,96 м
Размах крыла: 27,14 м
Высота: 7,67 м
Площадь крыла: 104,5 м²
Масса пустого самолета: 20 726 кг
Взлетная масса: 36 930 кг
Максимальная взлетная масса: 49 900 кг
Двигатели: 4 ТРД General Electric J47-GE-13, тягой 25 кН каждый
Максимальная скорость: 920 км/ч
Дальность полета: 1610 км
Практический потолок: 14100 м
Скороподъемность: 30 м/с
Удельная нагрузка на крыло: 353,4 кг/м²
Тяговооруженность: 0.26
Вооружение:
2 ×12,7 мм пулемета M3
Бомбы: 10000 кг
Комментариев нет:
Отправить комментарий