Minuteman - первая в мире твердотопливная МБР, и она является главной и единственной на сегодняшний день шахтной баллистической ракетой в ядерном арсенале США.
Пуск МБР Minuteman с мыса Канаверел
Военное руководство начало проявлять интерес к твердотопливным баллистическим ракетам еще в конце Второй мировой войны. Такая ракета должна была быть меньше сравнимой с ней жидкотопливной ракеты, проще по конструкции и в обслуживании. Помимо этого, твердотопливную ракету можно запустить непосредственно после получения приказа. Однако в те годы уровень технологий производства твердого топлива позволял создавать только ракеты малой дальности, поэтому наибольшее развитие получили жидкотопливные ракеты большой дальности.
С течением времени был достигнут значительный прогресс в разработке твердотопливных реактивных двигателей, что позволило значительно повысить их мощность и надежность. Затем, в январе 1955 года, было выделено финансирование для проработки альтернативных конструкций МБР. Результаты этой работы оказались положительными, и в середине лета 1957 года началась разработка ракеты Minuteman.
О программе Minuteman, называвшейся тогда "ракета Q", было широко объявлено 27 февраля 1958 года. Вскоре после этого ВВС предложили 17 различным корпорациям дать свои предложения по данному проекту. Было получено 14 предложений, на базе которых 9 октября 1958 года в качестве главного подрядчика была выбрана компания Boeing Aircraft.
Программу Minuteman посчитали настолько важной, что в апреле 1959 года министр обороны Neil McElroy приказал ускорить ее на один год. Программа получила высший национальный приоритет 4 сентября 1959 года.
Вскоре после получения высшего приоритета программы, 15 сентября 1959 года был произведен первый из планировавшихся 18 бросковых пусков макета Minuteman с прототипа пусковой установки на авиабазе Edwards. Макет был сделан из стали и имел топлива на три секунды работы двигателя, по размерам он в точности соответствовал боевой ракете. Эти пуски были настолько успешными, что было принято решение ограничиться 8 пусками. После этого ключевой персонал перебазировали на мыс Канаверел для подготовки первого пуска реальной ракеты Minuteman из шахтной пусковой установки.
Ракета Minuteman-I на испытательном полигоне
Также 12 октября 1959 года ВВС анонсировали разработку мобильного варианта ракеты. Эта система должна была перемещаться по железной дороге, что сделало бы ее практически неуязвимой в связи со сложностью отслеживания движения таких составов. Для тестирования оборудования 20 июня 1960 года с авиабазы Hill были отправлены четыре специальных поезда. Эти испытания, получившие кодовое название Big Star, прошли успешно. 1 декабря 1960 года первое мобильное крыло Minuteman заступило на боевое дежурство на авиабазе Hill. В середине шестидесятых годов оно включало три железнодорожных ракетных эскадрильи, каждая из которых имела десять поездов, несущих по три ракеты.
25 марта 1960 года, когда работы над ракетой и пусковой установкой еще продолжались, министерство обороны одобрило производство 150 ракет Minuteman. Далее было одобрено выделение земли для размещения трех эскадрилий Minuteman, а также на строительство заводов по производству ракет (темп выпуска должен был составлять 30 ракет в месяц), а также усиление шахтных пусковых установок и центров управления в расчете на избыточное давление 4,8 и 6,9 МПа соответственно. Первый пуск ракеты Minuteman был произведен 1 февраля 1961 года и прошел успешно. Месяц спустя на авиабазе Malstrom началось строительство шахтных пусковых установок.
Первое решение администрации Кеннеди об откладывании сроков выполнения программы мобильных комплексов Minuteman вместо ее полной отмены никогда не объяснялось. Скорее всего изначально планировалось прекратить эту программу в пользу более дешевых шахтных систем. Однако немедленное закрытие программы могло быть негативно воспринято Конгрессом. Кроме того, первый испытательный пуск из шахты завершился впечатляющим взрывом ракеты.
17 ноября 1961 года был произведен второй, и на этот раз успешный пуск Minuteman из шахтной пусковой установки. Ракета пролетела 9600 км. Через две недели министерство обороны исключило затраты на три железнодорожные эскадрильи Minuteman из бюджета. В результате ВВС были вынуждены 20 февраля 1962 года снять 4026-е мобильное ракетное крыло с бооевого дежурства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий