рекомендации

четверг, 16 августа 2018 г.

180-мм пушка С-23

 

180-мм пушка С-23 — советская 180-мм пушка, разработанная коллективом конструкторов во главе с В. Г. Грабиным. Принята на вооружение в 1955 году, в 1956 году построено 7 пушек, затем производство прекращено. В 1970-х годах производство восстановлено. 
  
История разработки и службы 
  
В 1945 г. был выполнен аванпроект триплекса из 180-мм пушки Г6.536, 210-мм гаубицы Г6.536-I и 280-мм мортиры Г6.536-II. В 1947 г. проект был доработан. В состав системы была включена и 203-мм пушка-гаубица, но систему по-прежнему продолжали именовать триплексом. Состав системы на 1947 г.: 180-мм пушка С-23, 210-мм гаубица С-23-I, 280-мм мортира С-23-II, 203-мм пушка-гаубица С-23-IV. Лафет для всех систем единый. 

Предварительная подготовка позиции требовалась только для установки дополнительной лобовой сошниковой опоры при стрельбе со слабого грунта. Установка системы на позиции благодаря наличию гидравлических устройств для оттягивания ствола, подъёма хобота на передок и выключения подрессоривания производились силами расчёта. Возка системы нераздельная за тягачом АТТ. 
  
С 29 мая 1948 г. по 16 марта 1949 г. все четыре системы «триплекса» прошли полигонные испытания на ржевском полигоне под Ленинградом. На испытаниях выявился ряд конструктивных недостатков триплекса, и орудия отправили в Подлипки на доработку. Затем все системы вновь отправили на Ржевку. Доработанные образцы имели прежние индексы с добавлением буквы «А». 280-мм мортира С-23А-II и 203-мм пушка-гаубица С-23А-IV испытывались на лафете №1 с 22 июля 1949 г. по 28 февраля 1950 г. 203-мм гаубица полигонные испытания не выдержала, и работы по ней были прекращены. 180-мм пушка С-23А и 210-мм гаубица С-23А-I на лафете №2 прошли полигонные испытания в январе 1950 г. 
  
В 1950 г. прошли войсковые испытаний орудий триплекса на полигонах в Луге и около станции Перкьярви на Карельском перешейке. После проведения очередных малых контрольных испытаний на полигоне Ржевка на войсковые испытания последовательно подавались двухорудийные батареи 210-мм гаубиц, батарея 180-мм пушек, батарея 280-мм мортир и 203-мм гаубица-пушка с лафетом № 1. Каждый раз батарея комплектовалась путём наложения на два имеющихся лафета стволов, проходивших полигонные испытания, и дополнительно изготовленных ЦНИИ-58 «батарейных» стволов калибра 180 мм, 210 мм и 280 мм. 
  
В 1953 г. ЦНИИ-58 были разработаны технические проекты 210-мм гаубицы С-33 и 280-мм мортиры С-43 картузного заряжания, имеющие общий лафет со 180-мм пушкой картузного же заряжания. Заводу №221 ГАУ заказало опытную серию из семи пушек С-23 и опытный образец 210-мм гаубицы С-33 и 280-мм мортиры С-43. Все они, естественно, имели картузное заряжание. В апреле 1955 г. из Сталинграда в Москву были отправлены первые четыре 180-мм пушки С-23, изготовленные заводом №221. А в июне того же года в столицу отправились стволы 210-мм гаубицы С-33 и 280-мм мортиры С-43, под которые имелся лишь один лафет. К концу 1955 г. завод №221 сдал ещё четыре пушки С-23. Полигонные испытания гаубицы С-33 и мортиры С-43 были закончены в октябре 1955 г. Было решено 210-мм гаубицу С-33 и 280-мм мортиру С-43 на вооружение не принимать, а малую серию 180-мм пушек С-23 оставить на вооружении, но впредь не производить. 

 
  
В итоге восемь пушек С-23 поступили на вооружение одной из частей Московского ВО. Вскоре одну гаубицу С-33 переделали в С-23 (заменили свободную трубу и произвели ещё ряд мелких переделок). Таким образом, всего 180-мм пушек стало девять.  
В конце 60-х годов по указанию ЦК КПСС на заводе «Баррикады» (№221) срочно приступили к восстановлению производства С-23 для поставки Сирии в противовес дальнобойным американским 175-мм самоходным пушкам М107. Сделать это было весьма непросто, поскольку значительная часть документации и технического оборудования была утеряна. Тем не менее коллектив завода успешно справился с поставленной задачей. Помимо Сирии в начале 1970-х годов С-23 поставлялась в Египет, Индию, Ирак и Сомали. В настоящее время некоторое количество пушек С-23 продолжает оставаться на вооружении сирийской армии. 
  
Конструкция 
  
С-23 тяжелое и громоздкое орудие; его масса в боевом положении равна почти 21,5 тыс. кг. Форма ствола, длина которого составляла 48 калибров, а также расположение противооткатного механизма являются указанием на военно-морское происхождение; массивный затвор имеет винтовым механизмом, однако дульный тормоз-«солонка» является, несомненно, сухопутным. Щит отсутствует; ствол устанавливается на массивный лафет имеющий раздвижные станины. Передок во время буксировки передвигается на отдельной колесной паре; как правило, для буксировки используется гусеничный тяжелый тягач. Во время стрельбы колеса вывешиваются при помощи домкрата, поднимающего поддон. Ствол С-23 в походном положении смещается на станины назад; передний скат имеет двойные шины из сплошной резины. 

 
  
Стандартный тип боеприпасов пушки С-23 - осколочно-фугасный снаряд массой 88 кг, из которых на взрывчатое вещество приходится 10 кг. Максимальная дальность стрельбы при использовании данного снаряда составляет 30,4 тыс. м, однако при использовании активно-реактивных снарядов с меньшим зарядом ВВ дальность ведения огня составляет до 43,8 тыс. м. В числе других типов используемых боеприпасов – бетонобойный снаряд, который предназначен для разрушения укреплений а также других долговременных сооружений. В пушке С-23 используются картузы с метательными зарядами разной мощности. 
  
В состав ствола пушки входили свободная труба, кожух, муфта, казенник и дульный тормоз. Затвор двухтактный поршневой с пластинчатым обтюратором. Все операции с пушкой, как и действия с затвором, производились вручную. Тормоз отката канально-золотниковый гидравлический, с переменной длиной отката, которая зависит от угла возвышения. Накатник гидропневматический. 
У подъемного механизма две скорости наведения и один сектор. Секторный поворотный механизм, располагался на верхнем станке, на лобовой коробке. Уравновешивающий механизм гидропневматический. 
  
При переводе пушки в боевое положение из походного колеса вывешиваются при помощи гидравлических домкратов. Огонь велся лишь с сошниковых опор. Сошниковые опоры состояли из двух центральных и четырех боковых опор. Для стрельбы систему устанавливали на ровной площадке 8х8 м, по возможности выбиралась площадка с твердым грунтом. В случае установки пушки на мягком грунте использовались закапываемые в грунт спец. балки. Пушка устанавливалась на балку лобовой коробкой нижнего станка и крепилась цепями к ней. Подрессоривание заднего и переднего ходов торсионное. Передний ход в боевом положении отделяется от станин и отводится в укрытие вместе с тягачом. Возка пушки с оттянутым стволом, нераздельная. 
  
Прицельные приспособления: механический прицел С-85 имеющий орудийную панораму ПГ-IМ, прицельная трубка МВШП используемая для прямой наводки орудия. 

Тактико-технические характеристики: 
  
Длина ствола – 47,2 калибров (7170 мм); 
Дальность стрельбы: 
осколочно фугасным снарядом – 30390 м; 
активно-реактивным снарядом – 43700 м; 
Прицельная скорострельность – 0,5-1 выстрел в минуту; 
Углы наведения: 
горизонтальное наведение – 40 градусов; 
вертикальное наведение – от -2 до +50 градусов; 
Заряжание – раздельно-гильзовое; 
Масса в боевом положении – 19750 (21450) кг; 
Длина короткого отката – 700 мм; 
Длина длинного отката – 1350 мм; 
Предельная длина отката – 1440 мм; 
Длина в походном положении – 10490 мм; 
Ширина в походном положении – 3025 мм; 
Время перехода из походного в боевое положение – 30 минут; 
Расчет – 14 (16) человек; 
Тяга – тягач гусеничный АТ-Т; 
Скорость буксировки по шоссе – до 35 км/ч; 
Скорость буксировки по бездорожью – до 12 км/ч. 
  
Боеприпасы: 
- выстрел ВФ-572 имеющий фугасный снарядом Ф-572 (масса снаряда – 88 кг, масса взрывчатого вещества – 10,7 кг, дальность стрельбы – 30,39 км, начальная скорость – 860 м/с); 
-выстрел ВГ-572 имеющий бетонобойный снаряд Г-572; 
- выстрел ВОФ28 имеющий активно-реактивный фугасный снаряд ОФ43 (масса снаряда - 84 кг, масса взрывчатого вещества – 5,616 кг, дальность стрельбы – 43,7 км). 

Таблица стрельбы 180-мм пушки С-23 

Индекс снаряда 
Заряд     
Вес за­ряда, кг 
 Начальная скорость, м/с 
Даль­ность, м 
Ф-572 
Полный 
29,7 
860 
30 390 

№1 
28,37 
 828  
28 400 

№2 
25,35 
741 
23 800 

№3 
22,33 
662 
24 000 
Г-575 
№1 
28,37 
805 
27 380 

№2 
25,35 
726 
23 400 

№3 
22,35 
650 
20 000 
ОФ23 
Специ­альный 
30,35 

около 43 800 

Источники: 

4. Александр Широкорад. Тяжелая артиллерия советского периода. Техника и вооружение, №8, 1999 гю 

Комментариев нет:

Отправить комментарий