рекомендации

суббота, 7 сентября 2019 г.

Стратегический бомбардировщик Convair B-36 «Peacemaker»



К концу Второй мировой войны Соединенные Штаты получили ядерное оружие. Это означало, что Америке также нужен бомбардировщик с межконтинентальной дальностью полета для доставки такого оружия. К счастью, еще до Перл-Харбора велась работа по созданию такого самолета. Результатом стал огромный Convair B-36 «Peacemaker», основа американского стратегического сдерживания в первые годы холодной войны. 

1. Происхождение B-36 / XB-36 & YB-36 / B-36A / B-36B

Поскольку Америка готовилась ко Второй мировой войне в начале 1941 года, существовало опасение, что Британия будет захвачена Гитлером, лишив США передового плацдарма в Европе. Одним из следствий этого предположения было то, что военно-воздушный корпус армии США полагал, что Америке может понадобиться бомбардировщик с межконтинентальным радиусом действия, способный летать из Северной Америки, атаковать цели в Европе и возвращаться домой без дозаправки.
11 апреля 1941 года военно-воздушный корпус выпустил секретный запрос предложений, в котором был указан межконтинентальный бомбардировщик с дальностью полета 16 100 километров, бомбовой нагрузкой весом 4540 кг, скоростью от 385 до 485 км/ч и потолком в 10 700 метров. Бомбардировщик должен был нести гораздо большую бомбовую нагрузку на короткие расстояния.

На запрос ответили четыре компании, победителем стала Consolidated "Model 36" - в целом это была увеличенная модификация Consolidated B-32, тяжелого бомбардировщика, который производился в небольших количествах. 15 ноября 1941 года компания Consolidated получила контракт на два прототипа Model 36. Model 36 представляла собой огромный самолет с размахом крыльев 70,1 метра, который приводился в движение шестью большими радиальными двигателями, приводящими в движение толкающие винты. Крылья были толщиной 1,8 метра у корневой части. 

К концу 1941 года угроза немецкого вторжения на Британские острова практически исчезла. После японского нападения на Пирл-Харбор 7 декабря 1941 года работа над моделью 36 отошла на второй план, в то время как Consolidated выпускала летающие лодки PBY и бомбардировщики B-24, необходимые для ведения войны здесь и сейчас. Хотя 23 июля 1943 года было заказано сто серийных самолетов модели 36, необходимость в бомбардировщике большой дальности для ударов по Японии на время отодвинула модель 36 на второй план - первый прототип, «XB-36», не был готов до 8 сентября 1945 года, и он почти год не поднимался в воздух, выполнив свой первый полет 8 августа 1946 года с летчиком-испытателем Берилом Эриксоном за штурвалом и восемью другими членами экипажа на борту.

Официально B-36 был назван «Peacemaker», но это имя никому не нравилось. B-36 иногда называют «Big Stick» или «Magnesium Cloud» в качестве ссылки на его конструкцию и высотные возможности. К тому времени это не был продукт Consolidated, так как компания объединилась с Vultee в 1943 году, чтобы стать «Consolidated Vultee Aircraft Company». Название обычно сокращается до «Convair», хотя это не будет «официальным» названием до 1954 года.

XB-36 в целом был очень похож на оригинальное предложение Model 36, отличаясь в основном тем, что он был снабжен обычным обычным хвостовым оперением вместо сдвоенного, предусмотренного изначально. Прототип был невооружен и не оснащен рабочим оборудованием. Он имел трехколесного типа с носовым колесом. Шины носового колеса были смехотворно огромными, с диаметром 2,8 метра, а посадка была тяжелой как для шин, так и для асфальта. Экспериментально XB-36 был оснащен гусеничным шасси, но в этой конфигурации он летал только один раз, такое шасси не выдерживало нагрузок.

Второй прототип выполнил свой первый полет 4 декабря 1947 года, снова под управлением Берила Эриксона. Он был обозначен "YB-36"; Первоначально он имел основную стойку шасси с одним колесом, но позже был оснащен гораздо более практичными четырехколесными тележками. YB-36 также был оборудован приподнятой кабиной "багги" вместо обычной кабины XB-36.

За двумя прототипами последовали 22 невооруженных оценочных машины, обозначенных "B-36A".  Фактически, первый B-36A выполнил свой первый полет 28 августа 1947 года, задолго до того, как поднялся в воздух YB-36 . После некоторых опасений ВВС заказали серийную модификацию "B-36B". Первоначальный полет B-36B состоялся 8 июля 1948 года, и было построено 62 самолета. Кстати, источники, как правило, путают количество B-36B, главным образом потому, что некоторые из машин, заказанных как один вариант, в конечном итоге были построены как другие варианты.



К концу 1948 года на авиабазе Карсвелл в Техасе, рядом с заводом Convair, была сформирована оперативная группа B-36B. Не имея ангаров, достаточно больших, чтобы вместить огромные B-36, наземные экипажи были вынуждены мерзнуть зимой и жариться летом, пытаясь поддерживать самолеты в исправном состоянии. Позже были построены мобильные укрытия, которые обеспечивали некоторую защиту, пока ангары соответствующего размера еще не были доступны.

Чтобы продемонстрировать возможности машины, 7 декабря 1948 года ВВС решили почтить память Перл-Харбора,  B-36B вылетел из Карсвелла на Гавайи, сбросил бомбу весом 4500 кг, а затем вернулся домой без посадок и без дозаправок. Миссия заняла 35 часов 30 минут полета, самолет преодолел 13 000 километров со средней скоростью менее 370 км/ч. 20 января 1949 года пять B-36B вылетели из Карсвелла, чтобы пролететь над Вашингтоном в рамках церемонии инаугурации президента Гарри Трумэна.

B-36B вполне мог быть последней модификацией, так как летом 1949 года он был в центре бурной политической полемики, которая угрожала убить программу. Администрация Трумэна только что назначила нового министра обороны, адвоката по имени Луи А. Джонсон; когда Джонсону было приказано сделать сокращения военного бюджета, он сделал это, закрыв флотскую программу строительства суперавианосца под названием USS UNITED STATES.

Военно-морской флот принял этот акт в штыки. USS UNITED STATES  был решением флота для предоставления ему возможности нанесения стратегического ядерного удара. ВВС хотели сохранить контроль над ядерными миссиями, используя B-36 в качестве платформы доставки ядерного оружия на большие расстояния. Кроме того, Джонсон когда-то был чиновником Convair - конфликт интересов, который в настоящее время вызвал бы трудности, хотя тогда мало кто обращал на это внимание.

Военно-морской флот выпустил меморандум, в котором B-36 назывался «устаревшим и неудачным самолетом», и утверждал, что Convair выплатила политикам - демократам миллионы долларов. Записка была внутренней, но случайно или умышленно попала в руки общественности. Военно-морские лоббисты прозвали программу B-36 "ошибкой на миллиард долларов", назвав самолет "неуклюжей коровой", заявив, что все последние реактивные истребители ВМФ могут летать вокруг него кругами. Это был не тот случай, B-36 был медленным, но с его огромными крыльями он мог летать на высотах выше эффективного потолка большинства реактивных истребителей. Даже если они достигали его, у истребителей не хватало маневренности, и большой бомбардировщик мог легко увернуться от них.

ВВС США нанесли ответный удар, а секретарь ВВС Стюарт Симингтон публично защищал B-36. Комитет Конгресса расследовал этот вопрос, и ВВС тщательно обосновали B-36, в то время как военно-морской флот обдумывал их аргументы. Во время просочившаяся записка ВМФ имела неприятные последствия, когда комитет вызвал в суд стоящих за ней представителей, и "разорвал их на куски" на допросе свидетелей. «Восстание адмиралов», как его называли, привело к неприятной публичной конфронтации с оскорблениями и обвинениями, которыми обменивались в прессе ВВС и ВМФ, но в итоге USS UNITED STATES был отменен, а В-36 остались живы.

Отношения с СССР ухудшались до такой степени явной враждебности - советская блокада Западного Берлина, начавшаяся в июне 1948 года, стала тревожным сигналом, и США нужен был бомбардировщик большой дальности, чтобы угрожать СССР ядерном ударом. В-36 был единственным оружием для выполнения этой работы в то время, и поэтому он должен был стать основой стратегического воздушного командования ВВС (SAC) до тех пор, пока не появятся лучшие платформы доставки. Военно-морской флот был по-прежнему удурчен проблемой стратегического ядерного удара до конца 1950-х годов, когда приступили к разработке подводной лодки с баллистическими ракетами «Поларис», оружия, которое давало адмиралам всю мощь ядерного оружия, которую они могли захотеть. Это, однако, другая история.

Описание B-36B

B-36B был построен в основном из авиационного алюминия и магния. Он был оснащен шестью двигателями Pratt & Whitney (P & W) R-4360-41 Wasp Major - впечатляющие радиальные двигатели с воздушным охлаждением «кукурузный початок», с 28 цилиндрами, из четырех рядов по семь цилиндров в спирали. Двигатели обеспечивали мощность 2610 кВт (3500 л.с.) каждый. Опытные образцы и B-36A использовали менее мощный вариант двигателя R-4360-25, выдававшими только 2240 кВт (3000 л.с.). Wasp Majors через карданные валы приводили в движение огромные трехлопастные толкающие винты диаметром 5,8 метра, а редукторная система снижала частоту вращения винтов до половины от частоты вращения двигателя, чтобы лопасти не двигались на сверхзвуковой скорости. Говорят, что винты издавали грохочущий гул, который мог трясти окна, когда самолет летел высоко над головой. Для обеспечения операций с передовых авиабаз ВВС США приобрели специальный контейнер, позволяющий B-36 перевозить два запасных двигателя. Контейнер был установлен в передний бомбоотсек, причем с каждой стороны фюзеляжа торчал отсек для размещения двигателя.

Размеры B-36 можно было понять, осознав, что общая площадь одних только его управляющих поверхностей - закрылки, элероны, руль направления, лифты - была больше, чем площадь крыла B-24 Liberator. Удивительно, но они управлялись вручную, когда пилот двигал маленькие «сервоусилители», которые приводили в движение исполнительные механизмы для перемещения управляющих поверхностей. У B-36B было четыре бомбовых отсека, с туннелем в нижней левой части фюзеляжа, через который один из членов экипажа мог катиться на тележке, чтобы перемещаться между передней и задней секциями экипажа.



B-36B имел оптический прицел, а также навигационный радар AN/APQ-23 в блистере под передней частью фюзеляжа, интегрированный с оптическим прицелом и электромеханическим аналоговым компьютером в бомбардировочной системе К-1. Как уже упоминалось, на флот B-36 была возложена задача по нанесению ядерного удара, и он мог нести несколько ядерных бомб; с 1953 года было доступно термоядерное оружие, B-36 мог нести две бомбы  Mark 17 "Runts" массой 19 050 кг каждая. B-36 выполнили несколько реальных сбросов ядерного оружия в испытательных программах. В принципе, B-36 мог нести и обычные бомбы от 132 бомб по 225 кг до двух T-12 по 19 505 кг.

Бомбардировщик мог не только нести большую бомбовую нагрузку на большие расстояния, но и был оснащен мощным оборонительным вооружением. В носу и в хвосте были установлены две 20-миллиметровые пушки M24A1 с РЛС AN/APG-3 в небольшом обтекателе над хвостовой башней, и шесть башен с дистанционным управлением, опять же, каждая с двумя 20-миллиметровыми пушками. Каждая пушка имела боезапас по 600 снарядов. Башни были убирающимися в обычном полете, они располагались попарно, и одна из них должна была прикрывать левую сторону самолета, а другую - правую. Две пары башен находились сверху - одна за кабиной, а другая за крылом - и одна - снизу. В целом, система пушек была слишком сложной и не очень надежной.


Экипаж B-36B состоял из 15 человек. Экипаж в передней секции включал командира, двух пилотов, бомбардира, штурмана, двух радистов, двух бортинженеров и одного наблюдателя/стрелка.

В заднем отсеке было располагалось пять  стрелков. В B-36 были установлены койки, позволяющие членам экипажа отдыхать в длительных миссиях. Также имелся камбуз.

B-36C / B-36D, RB-36D и RB-36E

Жалобы на характеристики B-36 заставили инженеров Convair придумать возможные приемы для их улучшения. Рассматривался «B-36C», оснащенный модернизированными двигателями R-4360-51, которые обеспечивали дополнительный «реактивный выхлоп» для увеличения скорости. Новые двигатели потребовали бы замены толкающих винтов на обычные. Однако анализ показал, что повышение скорости было бы слишком малым, и поэтому B-36C так и не был построен.

Более практичное решение - добавить четыре реактивных двигателя, в результате чего получился «B-36D». Прототип был переделан из B-36B и выполнил первый полет 26 марта 1949 года. Под каждым крылом размещался пилон с двумя двигателями. Использовались турбореактивные двигатели General Electric J47-GE-19, обеспечивающие тягу 23,1 кН каждый. В прототипе использовались двигатели Allison J35.



Реактивные двигатели использовались только на взлете и для повышения скорости во враждебном воздушном пространстве; они обеспечили значительно более короткий разбег, а также значительный прирост скорости и потолка. Когда работали все двигатели, летные экипажи описывали это как «шесть вращений и четыре горения». Воздухозаборники были оснащены кожухами, которые закрывала двигатели, чтобы уменьшить сопротивление от «ветряной мельницы», когда турбореактивные двигатели не использовались. Интересно, что в дальних полетах было обычным делом отключить также два или даже три поршневых двигателя.

Хотя первоначально B-36D были оснащены бомбардировочной системой K-1, позже они были оснащены более сложной и надежной бомбардировочной системой K-3A. Оптический прицел был расценен как избыточный и демонтирован, при этом панель прицела в носу была заглушена металлической пластиной. Точно так же B-36D были первоначально оснащены хвостовым радаром AN/APG-3, но позже РЛС были модернизированы до AN/APG-32, оснащенного обтекателем типа «chicklet». Было построено 26 новых B-36D, и 59 из B-36B были перестроены по стандарту B-36D. Первая партия прибыла в Карсвелл 17 августа 1950 года.

Была также построена стратегическая разведывательная версия B-36D, «RB-36D», оснащенная герметичным модулем с 14 камерами в переднем бомбоотсеке; до 80 осветительных бомб во втором бомбоотсеке; топливным баком в третьем бомбовом отсеке; и электронным разведывательным оборудованием (ELINT) с дополнительным антенным обтекателем под носом и тремя обтекателями под задним бомбовым отсеком. 

Было поставлено 24 новых самолетов RB-36D - в некоторых источниках упоминаются переделки из B-36B, но это были просто машины, которые первоначально были заказаны как B-36B. Первая поставка RB-36D состоялась 3 июня 1950 года.

Кроме того, 21 B-36A и YB-36A были модернизированы до стандарта, аналогичного стандарту RB-36D, и получили обозначение «RB-36E», первый полет состоялся 18 декабря 1950 года. Разведывательные варианты разведки имели тенденцию комплектоваться большими экипажами, до 22 человек, для работы с фотографическими и электронными разведывательными системами.

B-36F & RB-36F / B-36H & RB-36H / B-36J / СЛУЖБА B-36

«B-36F» был похож на B-36D, но с модернизированными двигателями P & W R-4360-53 мощностью по 2835 кВт (3800 л.с.) каждый. Бомбардировочная система K-3A и хвостовой радар AN/APG-32 были стандартными, позже была добавлена система сброса дипольных отражателей. Первый полет состоялся 28 ноября 1950 года, было построено 34 самолета. Также было выпущено 24 разведывательных машины "RB-36F" с увеличенными топливными баками.

"B-36H" был еще одним постепенным усовершенствованием, с улучшенной кабиной пилотов, хвостовым радаром AN/APG-41A - с двумя параллельными обтекателями, и другими небольшими изменениями. Первый полёт состоялся 5 апреля 1952 года. Всего было построено 83 самолета, а также 73 разведывательных машины "RB-36H".

Последней серийной модификацией B-36 был «B-36J» - но не было «B-36I», ВВС не использовали «I» в качестве суффикса, поскольку его можно было спутать с «1». Он приобрел дополнительные крыльевые баки и усиленное шасси, чтобы обслуживать увеличившийся взлетный вес. Первый полет состоялся 3 сентября 1953 года, было построено 33 самолета. Последний из 383 B-36 был поставлен в стратегическое воздушное командование 14 августа 1954 года. SAC фактически был единственным пользователем B-36.

   CONVAIR B-36J:
   _____________________   _________________   

   Размах крыла                      70,1 м       
   Площадь крыла                 443,3 кв. м.
   Длина                                    49,4 м
   Высота                                   14,22 м

   Масса пустого                      77 580 кг
   Взлетная масса                    181 975 кг

   Максимальная скорость      660 км/ч
   Практический потолок         12160 м
   Дальность полета                   10950 км
   _____________________   _________________   _______________________

B-36 не долго оставался в эксплуатации, и был снят с вооружения в конце 1950-х годов. Этот тип был официально выведен из эксплуатации 12 февраля 1959 года. Последний полет B-36 состоялся 30 апреля 1959 года, когда B-36J был доставлен на авиабазу Райт-Паттерсон в Огайо в музей ВВС, где он и находится сегодня.

У некоторых экипажей были приятные воспоминания о B-36, но были и те, кто ненавидел его, и даже те, кому он нравился, рассказывали о нем свои ужасные истории. Один пилот назвал его "большой, чудесной старой птицей", но сказал, что пилотировать его - это все равно что сидеть на крыльце и летать по дому. Менее восторженный пилот назвал его "ужасным, ленивым зверем".

Когда он разбивался, его магниевая конструкция обеспечивала эффектный и мощный пожар. По меньшей мере девять самолетов были потеряны в результате несчастных случаев. Был также катастрофический инцидент в Карсвелле 1 сентября 1952 года, когда торнадо повредил 71 B-36, выведя из строя половину парка тяжелых бомбардировщиков SAC. 51 самолет вернулся в эксплуатацию к началу октября, но остальные пришлось восстанавливать, а один был полностью списан.

















Главным достоинством B-36 была его большая дальность, хотя на практике она была не такой большой, как хотелось бы. B-36 не выполняли боевые задачи во время Корейской войны, так как предназначались для стратегических ядерных ударов, но RB-36 выполняли облеты КНР и, возможно, СССР. Детали этих миссий держались в секрете и остаются неясными; потерь не было.

Что касается эффективности B-36 в качестве оружия ядерного сдерживания, то об этом можно поспорить. Даже неэффективный сдерживающий фактор срабатывает, если противник не хочет испытывать свою удачу.
   
Необычные модификации

С 1942 года, когда Consolidated (медленно) работала над XB-36 во время Второй мировой войны, компания рассматривала возможность создания транспортной версии бомбардировщика «Model 37». План состоял в том, чтобы использовать те же крылья, двигатель, хвост и многие подсистемы XB-36, объединенные с двухэтажным фюзеляжем, рассчитанным на 400 военнослужащих.

Как и в случае с самим XB-36, разработка Model 37 имела низкий приоритет, и единственный прототип, обозначенный как «XC-99», полетел только 23 ноября 1947 года. К тому времени военные решили, что им не нужен такой большой транспортный самолет, и авиакомпании потеряли интерес к этой концепции. Однако единственный прототип поступил на вооружение ВВС, и эксплуатировался до 1957 года.



Учитывая беспокойство по поводу низкой скорости B-36, инженеры Convair исследовали вариант с реактивными двигателями и стреловидными крыльями, первоначально обозначенный как B-36G. Это совпало с планами ВВС США по приобретению стратегического бомбардировщика с реактивным двигателем, и они были достаточно заинтересованы, чтобы 15 марта 1951 года заключить контракт на два прототипа, обозначенные как «YB-60».

Первый прототип YB-60 полетел 18 апреля 1952 года. Это был очень заметный самолет - некоторые утверждают, что он был совершенно уродливым - спаривание фюзеляжа B-36 со стреловидными крыльями и хвостом. Он был оснащен восемью турбореактивными двигателями P&W J57, каждый из которых создавал тягу 38,7 кН, установленными на четырех пилонах под крыльями попарно. Позже было принято решение уменьшить оборонительное вооружение до хвостовой башни. Экипаж был соответственно сокращен до пяти человек.

Военно-воздушные силы были на самом деле гораздо больше заинтересованы в новом Boeing B-52 и интересовались YB-60 только как дешевым и быстрым решением на случай, если программа B-52 не сработает. YB-60 уступал B-52 во многих отношениях, и на этом все закончилось. Оба прототипа YB-60 были списаны.



Одной из наиболее необычных ветвей истории B-36 было его использование в экспериментах с «parasite fighter», в которых бомбардировщик должен был нести свой собственный истребитель сопровождения. Эти разработки были спровоцированы опасениями по поводу уязвимости B-36. Первоначальная идея состояла в том, чтобы разработать очень маленький истребитель McDonnell "XF-85 Goblin", который мог бы вписаться в бомбовый отсек B-36. Один Goblin должен был лететь на подвеске B-36, хотя были схемы оснащения некоторых B-36 в качестве «летающих авианосцев» с тремя истребителями. Программа разработки XF-85 Goblin шла плохо, и маленький истребитель в любом случае имел слишком низкие характеристики.

Однако ВВС по-прежнему интересовались концепцией под названием «Fighter Conveyor (FICON)». По меньшей мере 12 RB-36F были модифицированы в соответствии со стандартом "GRB-36F", с системой в бомбовом отсеке для подвески, сброса и захвата разведчика GRF-84F Thunderflash со специальным крюком в носовой части. Летные эксперименты с GRB-36F и GRF-84F начались в мае 1953 года. FICON на самом деле работал достаточно хорошо, и в середине 1950-х годов схема была введена в формальную эксплуатацию, которая продолжалась около года. Предполагается, что FICON совершил несколько дальних миссий по проникновению в воздушное пространство стран восточного блока, хотя никакие доступные данные это не подтверждают.

Другая схема, известная как «TOM-TOM», включала установку разъема на каждую законцовку крыла RB-36F, который позволил бы разведчику RF-84F Thunderflash соединить его законцовку крыла с RB-36F для «буксировки». В 1953 году были проведены эксперименты, но схема была сложной, особенно потому, что турбулентность от законцовки крыла  RB-36F делала жизнь пилотов Thunderflash очень сложной, и эта схема была заброшена.

Был также ряд других специальных модификаций B-36:

Один B-36H был оборудован в качестве заправщика, с одноточечной заправочной системой. Самолет можно было легко переоборудовать обратно в конфигурацию бомбардировщика. Тем не менее, в танкере B-36 не было реальной необходимости.

Три B-36H были модифицированы, чтобы нести и управлять ракетой воздух-земля Rascal, их переименовали в «DB-36H», но вместо этого роль носителя Rascal была назначена Boeing B-47 Stratojet. Программа Rascal была в конечном итоге отменена.

Один B-36 был модифицирован для перевозки планера бомбардировщика Convair B-58 Hustler. Крылья B-58 препятствовали тому, чтобы B-36 убирал свое основное шасси, и поэтому он должен был лететь с выпущенным шасси на протяжении всего полета, а реактивные двигатели B-36 оставались включенными для поддержания скорости.

Одной из самых необычных модификаций стал «атомный» B-36. В 1950-х годах ВВС начали программу по разработке самолета с атомным двигателем. В качестве первого шага B-36H был превращен в испытательный самолет, «NB-36H», в котором находился ядерный реактор. Реактор ничего не приводил в действие, единственная цель состояла в том, чтобы определить, насколько хорошо реактор может работать на самолете. Этот конкретный B-36H стал одной из жертв торнадо в Карсвелле в сентябре 1952 года, и в любом случае его необходимо было восстанавливать.

NB-36H был оснащен новой кабиной для экипажа с характерным носом, и радиационной защитой для защиты экипажа. Остекление кабины было выполнено из свинцового стекла толщиной до 30 сантиметров. Экипаж был настолько изолирован, что не мог слышать звуки внешнего мира. Телеканалы с замкнутым контуром позволяли им следить за реактором и двигателями. NB-36H получил изящную окраску и название «Crusader».

Первый полет NB-36H состоялся 17 сентября 1955 года. Он сопровождался транспортным самолетом с десантниками, которые должны были прыгнуть и очистить территорию, если бы NB-36H пришлось совершать незапланированную посадку на удаленном аэродроме, или если бы он разбился. Должна была последовать версия с полностью ядерной установкой, «X-6», но ВВС поняли, что летать с ядерными реакторами - плохая идея, и отказались от этой концепции, последние полеты были выполнены в марте 1957 года.

В следующей таблицы представлены все производившиеся варианты B-36:

  Вариант  Построено  Краткое описание
  _______________________________________________________________________

  XB-36        1       первый прототип со ступенчатой кабиной.
  YB-36        1       второй прототип с кабиной "багги"t.
  B-36A       22       невооруженные оценочные машины.
  B-36B       62       первая серийная модификация.
  B-36C        -       обновленная модификация, не строилась.
  B-36D       26+59  добавлены реактивные двигатели.
  RB-36D      24       разведчик на базе B-36D.
  RB-36E       -   22  YB-36 & B-36A обновленные до RB-36D.
  B-36F       34       обновленные двигатели Wasp Major.
  RB-36F      24       разведчик на базе B-36F.
  GRB-36F      -   12  RB-36F, переделанные в носители истребителей.
  B-36H       83       новый хвостовой радар, другие небольшие изменения.
  RB-36H      73       разведчик на базе B-36H.
  NB-36H       -    1  B-36H с ядерным реактором.
  B-36J       33       B-36H с увеличенным запасом топлива.
  _______________________________________________________________________

  Всего построено  383 B-36.
  _______________________________________________________________________

Комментариев нет:

Отправить комментарий