Canadair CL-44 - канадский турбовинтовой авиалайнер и транспортный самолет на базе Bristol Britannia, который был разработан и производился Canadair в конце 1950-х и начале 1960-х годов. Несмотря на новаторские решения, было произведено небольшое количество самолетов для Королевских ВВС Канады (RCAF) (как CC-106 Yukon) и для коммерческих операторов по всему миру.
Самолет назван в честь канадской территории Yukon.
Разработка
В 1950-х годах Canadair приобрела лицензию на постройку авиалайнера Bristol Britannia. Первое использование лицензии состояло в создании сильно модифицированного патрульного самолета Canadair CL-28 Argus (обозначение RCAF CP-107), в котором крылья и хвостовая часть Britannia сочетались с новым фюзеляжем и двигателями. Получившийся самолет имел меньшую скорость и потолок, но имел два отсека для бомб и значительно большую продолжительность патрулирования.
В связи с требованием RCAF о замене своего парка C-54GM North Star (модернизация парка Douglas C-54 Skymaster, который среди многих изменений был оснащен двигателями Merlin), Canadair начала работу по дальнемагистральному транспортному самолету, предназначенному в основном для обеспечения логистической поддержки канадских вооруженных сил в Европе. В январе 1957 года Canadair получила контракт на восемь самолетов, впоследствии увеличенный до 12. Обозначением RCAF для новой конструкции стало CC-106 Yukon, тогда как гражданский вариант компании был известен как CL-44-6. На языке компании CL-44 был просто «the Forty-Four».
RCAF указал, что CL-44 должен оснащаться двигателями Bristol Orion. Когда британское министерство снабжения отменило программу Orion, RCAF пересмотрел спецификации, чтобы заменить двигатели на Rolls-Royce Tyne 11. Фюзеляж CL-44 был удлинен на 3,75 м по сравнению с Britannia 300, две большие грузовые двери были добавлены на некоторых самолетах, в то же время как кабина была сделана герметичной, чтобы выполнять полеты высоте 9 000 м. В конструкции использованы модифицированные крылья и органы управления CL-28. Yukon мог вместить 134 пассажира и экипаж из девяти человек. При эвакуации пострадавших он мог разместить 80 пациентов и экипаж из 11 человек.
Выкатывание Yukon стало почти катастрофой, когда прототип не смогли вытолкнуть из ангара, поскольку хвост не проходил в двери. Первый полет состоялся 15 ноября 1959 года в аэропорту Картьервилля. Во время испытательных полетов возникало много проблем, начиная от полного отказа электрооборудования до вибрации двигателей. У Rolls-Royce были проблемы с доставкой двигателей, в результате чего самолеты, саркастически названные "планеры Yukon" были припаркованы до 1961 года.
История службы
Canadair CC-106 Societe Generale d'Alimentation (Заир) в аэропорту Монреаля (Дорваль) в 1973 году с остатками маркировки RCAF.
Первоначально, CL-44-6 производился для RCAF как CC-106 Yukon. После того, как были решены первоначальные проблемы, Yukon работал хорошо, и в декабре 1961 года установил мировой рекорд для своего класса, когда пролетел 10 860 км от Токио до базы RCAF Трентон, Онтарио, за 17 часов три минуты со средней скоростью 640 км/ч. Позже Yukon установил новый рекорд продолжительности полета - 23 часов 51 минута. Эти рекорды были побиты только Boeing 747SP в 1975 году.
CL-44D4 рассматривался для покупки ВВС США в 1960-х, но проект так и не был завершен из-за политической реакции в Канаде и Соединенных Штатах. Покупка самолета ВВС США была осложнена двумя факторами. Это происходило после отмены проекта Avro Canada CF-105 Arrow и включало «сделку по обмену», в ходе которой 100 истребителей McDonnell F-101 Voodoo поставлялось в обмен на контракт на 232 транспортных самолета CL-44-D4. Политические противоречия привели к проблемам для обеих компаний, базирующихся в Квебеке, которые получили контракт после того, как компания из Онтарио потеряла крупный контракт. ВВС США также быстро поняли, что покупка иностранного самолета, когда контракт хотели получить американские компании, является непростой задачей, и отказались от контракта с Canadair, отдав заказ Boeing с ее Stratotanker KC-135.
На грузовом варианте CL-44D4 вся хвостовая часть открывается. Его можно открыть с помощью гидравлических приводов для быстрой загрузки крупных предметов. Надувное уплотнение позволило поддерживать давление в кабине, а восемь гидравлических замков обеспечивали целостность конструкции. Хвост мог быть открыт за 90 секунд.
Погрузка Canadair CL-44 в Манчестере в 1963 году с открытым фюзеляжем.
CL-44D4 был первым крупным самолетом, который смог «открывать» хвостовую часть, хотя некоторые небольшие военно-морские самолеты имели такую возможность для облегчения хранения. Всего было только четыре клиента, которые закупили CL-44D4.
Loftleiðir был единственным пассажирским оператором CL-44J, модификации CL-44D4, удлиненной по запросу Canadair. В то время это был самый большой пассажирский самолет, летавший над Атлантическим океаном. Loftleiðir обозначала CL-44J как «Rolls-Royce 400 PropJet». Loftleiðir Icelandic Airlines объединилась с Air Iceland в 1973 году и стала сегодняшней Icelandair.
В 1981 году в Азербайджане советкий перехватчик преднамеренно протаранил аргентинский Canadair CL-44 авиакомпании Transporte Aéreo Rioplatense, при этом погибли три аргентинца и один британец на борту. Самолет доставлял оружие из Израиля в Иран (советский летчик катапультировался и выжил).
Модификации:
CL-44-6 - версия для Royal Canadian Air Force с обозначением CC-106 Yukon, построено 12 самолетов.
CL-44D4-1 - гражданский транспортный самолет для Seaboard World Airlines, построено 8 самолетов.
CL-44D4-2 - гражданский транспортный самолет, изначально строившийся для Flying Tiger Line, построено 13 самолетов.
CL-44D4-6 - гражданский транспортный самолет, изначально строившийся для Slick Airways, построено 4 самолета.
CL-44D4-8 - гражданский пассажирский самолет для Icelandic Airlines Loftleidir, построено 2 самолета.
CL-44J - четыре самолета CL-44D4, удлиненные по запросу Icelandic Airlines Loftleiðir, что дало 29 дополнительных пассажирских мест, общая вместимость составила 189 пассажиров.
CL-44-O - также известен как Skymonster и CL-44 Guppy. Это самолет в единственном эксземпляре с увеличенным фюзеляжем для перевозки в США двигателей Rolls-Royce RB211 для самолетов Lockheed L-1011 TriStar.
Операторы
Гражданские операторы.
Четыре первоначальных клиента, которые покупали и эксплуатировали CL-44D4: Seaboard World Airlines, Flying Tiger Line, Slick Airways и Icelandic Airlines Loftleiðir. Все остальные операторы эксплуатировали подержанные самолеты.
Аргентина
Австралия (HeavyLift Cargo Airlines была одним из операторов CL-44 Guppy).
Канада (Beaver Enterprises покупала CC-106 у RCAF).
Колумбия (AeroCóndor Colombia купила один CL-44-6 в 1974 году, AeroNorte Colombia (сейчас Líneas Aéreas Suramericanas) купила один CL-44J в 1984 году).
Кипр (Cyprus Airways эксплуатировала в лизинге один CL-44D4-1 в 1978–1980 гг).
Эквадор
Сальвадор
Габон
Индонезия
Исландия
Ирландия
Ливан
Ливия
Люксембург
Марокко (Royal Air Maroc взяла в лизинг один самолет в 1980 году).
Перу
Испания
Швейцария
Великобритания:
BOAC выполняла трансатлантические грузовые рейсы (Лондон-Манчестер-Нью Йорк) на самолете, взятом в лизинг у Seaboard World Airlines с 1963 по 1965 год.
British Cargo Airlines
British Air Ferries
Transmeridian Air Cargo эксплуатировала восемь CL-44, включая Guppy.
США
Уругвай
Заир
Военные операторы: Канада
Аварии и происшествия
21 марта 1966 года: самолет N453T, Flying Tiger Line, потерпел крушение при посадке в Норфолке, штат Вирджиния, из-за неопытности экипажа.
24 декабря 1966 года. При попытке приземлиться в густом тумане в международном аэропорту Дананга самолет Flying Tiger Line CL-44 врезался в деревню Бинь Тай, в результате чего погибли все четыре члена экипажа на борту и 107 человек на земле.
2 декабря 1970 г . TF-LLG Cargolux Airlines S.A. потерпел аварию на подходе к Дакке.
20 июля 1972 года: LV-JYR, Aerotransportes Entre Rios - AER исчез во время грузового рейса из международного аэропорта Карраско, Монтевидео, Уругвай, в Сантьяго, Чили, с потерей пяти членов экипажа.
22 декабря 1974 года: G-AWSC, Tradewinds Airways, списан после повреждения при жесткой посадке в Лусаке, Замбия.
2 сентября 1977 года: G-ATZH потерпел крушение в море во время попытки аварийной посадки после того, как пожар двигателя распространился на крыло после взлета из аэропорта Гонконга Кай Так, все четыре члена экипажа погибли.
6 июля 1978 года: G-BCWJ, Tradewinds Airways, списан после повреждения, причиненного в результате разрушения шасси после жесткой посадки в Найроби, Кения.
4 ноября 1980 года: 5B-DAN, авиакомпания Cyprus Airways, поврежден и не подлежит ремонту после аварийной посадки на авиабазе RAF Акротири, Кипр.
18 июля 1981 года: Столкновение в в оздухе в Армении с советским самолетом Су-15, в результате которого погибли 3 члена экипажа и 1 пассажир.
6 апреля 1986 г: HK-3148X из Lineas Aereas Suramericanas, Колумбия, потерпел крушение при приближении к Баранкилье, Колумбия
14 апреля 2000 г: 3C-ZPO списан после пожара на земле в Киншасе.
Дальнейшая судьба
CC-106 Yukon были выведены из эксплуатации в марте 1971 года и заменены на Boeing 707 (CC-137). Yukon могли бы прослужить дольше, но были списаны по двум причинам: потребность в самолете, который мог бы выполнять функции заправщика в полете, и хроническая нехватка и высокая стоимость запасных частей в результате того, что CL -44 никогда не выпускался крупными сериями. Все Yukon были проданы южноамериканским и африканским операторам, так как их нельзя было зарегистрировать в Северной Америке или Европе, поскольку ветровое стекло Britannia не соответствовало новым стандартам безопасности. У CC-106 было оригинальное ветровое стекло Bristol Britannia, и стоимость переоборудования оценивалась в 250 000 долл. США за единицу. В 1974 году было сделано специальное исключение для CC-106 (транспортных) для выполнения гражданских полетов в Канаде.
При коммерческом использовании CL-44 оказался чрезвычайно прибыльным самолетом, с расходом топлива, вдвое меньшем, чем у Boeing 707. CL-44 сжигал 2500 кг топлива (меньше при работе на больших высотах) в час. Такой расход топлива и емкость его топливных баков (36 650 кг) обеспечивали 15 и более часов в воздухе, при скорости 550 км/ч. Он имел полезную нагрузку 27 тонн. За 40 лет из 39 построенных самолетов 18 либо потерпели крушение, либо были уничтожены в ходе эксплуатации, 13 были разрезаны на металлолом, а два (включая Guppy) остаются более или менее работоспособными. Остальные восемь самолетов припаркованы по всему миру или уже списаны.
Характеристики:
Экипаж - 3 человека
Вместимость - 160 пассажиров
Длина - 41,73 м
Размах крыла - 43,37 м
Высота - 11,18 м
Площадь крыла - 192,7 кв. м
Масса пустого самолета - 40348 кг
Полезная нагрузка - 30000 кг
Максимальная взлетная масса - 95000 кг
Двигатели: 4 ТВД Rolls-Royce Tyne 515/50 по 5730 л.с.
Максимальная скорость - 670 км/ч
Крейсерская скорость - 646 км/ч
Дальность полета - 8990 км
Практический потолок - 9100 м.
Комментариев нет:
Отправить комментарий