рекомендации

вторник, 14 января 2020 г.

234-мм морская пушка BL 9.2 inch gun Mk IX–X



Британские 234-мм пушки Mk IX и Mk X - скорострельные орудия, которые использовались с 1899 по 1950-е годы как морские орудия и орудия береговой обороны. У них была, пожалуй, самая длинная, самая разнообразная и успешная история службы из всех тяжелых британских орудий.

История

Эти орудия сменили 9,2-дюймовые Mk VIII, на них увеличили длину ствола с 40 до 46,7 калибра, повысив начальную скорость снаряда с 715 до 806 м/с.


Mk IX были спроектированы как орудие береговой обороны с трехтактным поршневым затвором. Были построены только четырнадцать таких орудий, а в 1900 году была представлена Mk X с однотактным затвором с переменной нарезкой. В качестве берегового орудия, Mk X оставалась на вооружении в Великобритании до 1956 года, а в Португалии до 1998 года. Были построены 284 пушки версии Mark X компанией Vickers, из которых, как известно, сохранилось 28 орудий.

9,2-дюймовая пушка Mk XI, представленная в 1908 году, имела увеличенную до 50 калибров длину ствола, чтобы еще больше увеличить скорость снаряда, но оказалась неудачной в эксплуатации и к 1920 году была выведена из эксплуатации. Таким образом, Mk X стала последней маркой 9,2-дюймовых пушек на службе Британского Содружества.

Конструкция



Конструкция ствола Mk IX и X 



Затвор Mk X в 1946 году

Это были орудия с проволочной конструкцией ствола и с поршневыми затворами Велина.

Служба на флоте

Королевский флот


Носовое орудия HMS Cressy

Пушки Mark X устанавливались на следующих типах кораблей:

Броненосные крейсера класса Cressy
Броненосные крейсера класса Drake
Броненосные крейсера класса Duke of Edinburgh
Броненосные крейсера класса Warrior
Линейные корабли класса King Edward VII
Мониторы класса  M15: M15, M16, M17, M18.

Греческий флот



Georgios Averof в камуфляжной окраске, Бомбей, 1942 год

Четыре орудия с длиной ствола калибра 45 калибров производства компании Elswick Ordnance были установлены в двух сдвоенных башнях на греческом крейсере Georgios Averof в 1910 году вместо 254-мм орудий, установленных на его систершипах класса Pisa в Италии. Они были похожи на четыре экспортных орудия, которые использовались Великобританией в качестве железнодорожной артиллерии на Западном фронте в Первой мировой войне под обозначением BL 9.2 inch gun Mark XIV. Они стреляли тем же снарядом массой 170 кг, и использовали такой же заряд кордита массой 54,4 кг.

Служба в качестве берегового орудия в Великобритании

Mk X на барбетной установке Mark V Barbette, одна из двух, сохранившихся на батарее Святого Давида на Бермудских островах, которые использовались гарнизоном Бермудских островов для охраны судоходного канала через рифы, окружающие архипелаг.


Mk X (№272, построенная Vickers) на Fort Victoria, остров St. George, Бермудские острова.

Это были «контр-бомбардировочные» орудия, предназначенные для поражения кораблей вплоть до тяжелых крейсеров, вооруженных 8-дюймовыми орудиями. Они были развернуты в береговой обороне основных защищенных портов по всей Британской империи до 1950-х годов.

Их роль состояла в том, чтобы уничтожать вражеские корабли, атакующие корабли в порту, включая военные корабли на якоре в порту. Однако там, где орудия покрывали узкие места, такие как Дуврский пролив, Гибралтарский пролив или фарватеры Бермудских островов, они также играли более широкую роль в препятствовании прохода вражеских кораблей через проливы. Обычно они сводились в батареи из двух или трех орудий, несколько крупных портов располагали несколькими батареями, расположенными на расстоянии в несколько миль друг от друга.

Вместе с 6-дюймовыми Mk VII они обеспечивали основу береговой обороны Соединенного Королевства в Первой мировой войне. 3 Mk IX и 53 Mk X были были развернуты к апрелю 1918 года. 

Орудийные установки

Барбетная установка Mark V обеспечивала максимальный угол возвышения 15 градусов и максимальную дальность 19200 м. Эти и некоторые модифицированные до Mark VI установки (30 градусов и 26900 м) приводились в действие вручную, снаряд и метательный заряд вручную поднивались до уровня заряжания, снаряд вручную заряжался и досылался. Вокруг зоны затвора находилась подъемная платформа для командира орудия и некоторых членов расчета. Орудие и установка вместе весили около 125 тонн, они были хорошо сбалансированы, и требовалось очень мало усилий для поворота орудия. 

В 1930-х годах были созданы установки Mark VII, а в 1939 году - упрощенная версия Mark IX. Обе приводились в действие гидравликой, в результате снаряд, и метательный заряд могли быть подняты одновреемнно. На Марк VII и IX максимальный угол возвышения был увеличен до 35 градусов, что дало максимальную дальность стрельбы 33500 м. 

Организация

Два или три орудия составляли батарею и назывались Heavy Battery. Увеличение дальности стрельбы привело к появлению новых механизмов централизованного управления. Наблюдательные пункты укреплений, оснащенные дальномерами и директорами, были расположены на расстоянии 3500 - 9000 метров друг от друга, чтобы обеспечить наблюдение за всей морской зоной в пределах досягаемости. Они сообщали о расстоянии до вражеских кораблей в «fortress plotting centre» (FPC), где позиции и курсы их наносились на карту, преобразовывались в координаты и затем назначались в качестве целей для батарей. Детали передавались по телефону батареям.

Наблюдатели также сообщали о точках падения снарядов относительно целей, для корректировки огня. Различные типы радаров, интегрированные в системы управления, вскоре получили широкое распространение во время Второй мировой войны и позволили эффективно вести ночные бои. 

Развертывание

Следующая таблица суммирует развертывание 9,2-дюймовых орудий. Вполне возможно, что некоторые орудия 1914 года были еще более старыми марками. Обозначение * указывает на то, что развертывание не было завершено до 1940 года. Третья канадская батарея не была завершена до окончания Второй мировой войны. Три орудия на Бермудских островах оставались на батарее во время Второй мировой войны (и все еще находятся на месте), но не использовались активно.

Порты, защищенные 234-мм орудиями


Порт

Страна
Количество орудий
1-я мировая война
2-я мировая война
Dover
Великобритания
5
6
Medway & Thames
Великобритания
4
2
Harwich
Великобритания
0
2
Tyne
Великобритания
2
1
Tees & Hartlepool
Великобритания
0
1
Humber
Великобритания
0
2
Solent
Великобритания
14
6
Portland
Великобритания
6
4
Plymouth
Великобритания
8
6
Milford Haven
Великобритания
4
2
Forth
Великобритания
6
3
Cromarty
Великобритания
3
0
Lough Swilly
Ирландия
2
0
Queenstown
Ирландия
4
0
Berehaven
Ирландия
2
0
Gibraltar
Гибралтар
14
8
Freetown
Сьерра Леоне
2
2
St. George's
Бермуды
3
0
Kingston
Ямайка
1
0
Valletta
Мальта
16
7
Cape Town
Южная Африка
2
7
Simonstown
Южная Африка
3
3
Durban
Южная Африка
0
3
Port Louis
Маврикий
2
-
Colombo
Шри Ланка
4
2
Trincomalee
Шри Ланка
0
2
Singapore
Сингапур
5
6
Hong Kong
Гонконг
0
8
Sydney
Австралия
0
4
Port Kembla
Австралия
0
2
Newcastle
Австралия
0
2
Fremantle – Rottnest Island
Австралия
0
4
Darwin
Австралия
0
2
Halifax
Canada
0
3
Vancouver Island
Canada
0
2
Auckland
New Zealand
0
4
Wellington
New Zealand
0
2

В Португалии есть несколько сохранившихся экземпляров, последние стрельбы из которых производились 10 декабря 1998 года. Португальцы называют это орудие 23.4 cm guns, made by Vickers.

Развертывание железнодорожных орудий



Mk X на железнодорожной установке Mk II 

В 1916 году Elswick адаптировал небольшое количество орудий Mk X, первоначально предназначенных для береговой обороны в Австралии, и 4 экспортных орудия Vickers с длиной ствола 45 калибров (под обозначением 9.2 inch gun Mk XIV) для установки на железнодорожном транспортере Mk 3 для службы на Западном фронте во Франции и Бельгии. 

Побережье Бельгии

С 1917 года несколько орудий Mk X были развернуты на участке побережья Бельгии, все еще находившемся в руках союзников, недалеко от Ньюпорта. Они были частью «осадных орудий Королевского флота» под командованием адмирала сэра Реджинальда Бэкона и использовались для обстрелов немецких батарей тяжелых пушек.

Другие места

В 1950-х годах канадские орудия были переданы под эгидой НАТО в Португалию (Азорские острова) и Турцию. Неясно, были ли переданы какие-либо британские пушки.

Британские боеприпасы времен Первой Мировой войны

Снаряды до Первой мировой войны и включая ее, были неоптимальной формы, как правило, с довольно тупыми носами.



Остроконечный фугасный снаряд Mk IV



Бронебойный снаряд МК VIIA



Бронебойный снаряд Mk V

Британские боеприпасы времен Второй Мировой войны

Боеприпасы Второй мировой войны были несколько оптимизированы, как правило, они оснащались баллистическими колпачками, но все еще сохраняли квадратные основания, а не коническую базу, типичную для снарядов для более современных орудий, используемых во Второй мировой войне. Были доступны «супер» заряды кордита SC 205 весом 56 кг, что увеличивало начальную скорость снаряда до 875 м/с.


Работа со снарядом в North Head, Сидней, 1944 год. Обратите внимание на баллистические колпачки.



 Женщины изготавливают картузы для кордита, Вторая мировая война.

Характеристики:

Тип: морская пушка, береговая пушка.
Страна происхождения: Великобритания
Годы службы: 1899 - 1950 
Операторы: Великобритания, Канада, Южная Африка, Португалия, Турция.
Производители: Elswick Ordnance Company, Vickers Beardmores
Модификации: Mk IX, Mk X, Mk XIV.
Характеристики:
Масса: Mk IX - 27 тонн, Mk X - 28 тонн.
Длина ствола: Mk IX - 10,922 м; Mk X - 10,897 м (46,7 калибров)
Масса снаряда - 170 кг.
Тип затвора - поршневой.
Вертикальные углы наведения - от 0° до 15° (на барбетной установке Mark V)
Горизонтальные углы наведения - 360° (на барбетной установке Mark V)
Начальная скорость снаряда - 806 м/с
Максимальная дальность стрельбы - 26700 м

Комментариев нет:

Отправить комментарий