Grand Slam - авиационная бомба массой 10 000 кг, использовавшаяся бомбардировщиками Британских ВВС против стратегических целей во время Второй мировой войны.
Официально известная как «Bomb, Medium Capacity, 22,000 lb», она была увеличенной версией бомбы Tallboy и ближе к первоначальному размеру, который предвидел изобретатель бомб, Барнс Уоллис, когда впервые разрабатывал идею сейсмической бомбы. Его также прозвали «Ten ton Tess».
Это была самая мощная неатомная авиационная бомба, использовавшаяся в бою, до 2017 года, когда в Афганистане была использована американская GBU-43/B MOAB.
Разработка
Когда была доказана успешность [бомбы Tallboy] , Уоллис разработал еще более мощное оружие ... Эту бомбу массой 10 000 кг мы получили весной 1945 года, когда мы использовали ее с большим эффектом против виадуков или железных дорог, ведущих к Руру, а также против нескольких укрытий подводных лодок. Если бы это было необходимо, она была бы использована против подземных заводов, и подготовка к удару по некоторым из них была хорошо проработана, когда война закончилась.
Корпуса бомбы Grand Slam, ожидающие сборки.
18 июля 1943 года началась работа над увеличенной версией бомбы Tallboy, которая получила название Grand Slam. Как и в случае с оригинальным Tallboy, стабилизаторы Grand Slam обеспечивали стабилизирующее вращение, и бомба имела более толстый корпус, которая позволял увеличить глубину проникновения. В отличие от Tallboy, Grand Slam была изначально разработана для пробития бетонных перекрытий.
Сброс бомбы Grand Slam с бомбардировщика Lancaster
Взрыв бомбы Grand Slam возле виадука Арнсберг, 1945 год
После сброса с бомбардировщика Avro Lancaster B.Mk 1 (Special) Grand Slam могла достичь почти сверхзвуковой скорости 1150 км/ч. Она проникала глубоко под землю, прежде чем взорваться. Результирующий взрыв мог привести к образованию камуфлета (каверны) и сдвинуть грунт, чтобы разрушить фундамент цели.
Первая бомба Grand Slam была испытана на полигоне Эшли в Нью-Форесте 13 марта 1945 года. Воронка, оставленная на полигоне в Нью-Форесте, имела глубину 20 м и ширину 40 м.
Как и в случае Tallboy, после того, как горячий расплавленный Torpex заливался в корпус, взрывчатке потребовался месяц, чтобы остыть. Поэтому Grand Slam имели большие сроки производства и, как следствие, высокую стоимость. В результате летным экипажам было приказано приземляться с неиспользованными бомбами на борту, а не сбрасывать их в море, если вылет был прерван.
Боевые операции с применением Grand Slam
Ущерб, нанесенный одной из двух Grand Slam, взорвавшихся на крыше укрытия для подводных лодок 27 марта 1945 года.
Офицер RAF осматривает отверстие, оставленное бомбой Grand Slam, которая взорвалась в железобетонной крыше немецких подводных ручек в Фарже, к северу от Бремена, Германия. Это было результатом дневного налета 18 Avro Lancasters из эскадрильи №617 RAF 27 марта 1945 года. Два прямых попадания Grand Slam привели к разрушению участков частично законченной крыши.
К концу войны были израсходованы 42 бомбы Grand Slam:
Билефельд, 14 марта 1945 г.
Avro Lancaster командира эскадрильи №617 RAF CC Calder сбросил первую бомбу Grand Slam с высоты 3647 м на виадук Шильдеше. Большая часть виадука в Билефельде обрушилась из-за сотрясений, вызванных бомбами Grand Slam и Tallboy эскадрильи №617. Ни один самолет не был потерян.
Арнсберг, 15 марта 1945 г.
Два самолета эскадрильи №617 несли Grand Slam, и 14 самолетов эскадрильи №9 несли бомбы Tallboy, целью был железнодорожный виадук, атака производилась в плохих погодных условиях. Были сброшены 1 Grand Slam и 10 Tallboy, а один из «Ланкастеров» был вынужден вернуться с бомбой. Виадук не был разрушен, и ни один самолет не был потерян.
Арнсберг, 19 марта 1945 г.
19 «Ланкастеров» из 617-й эскадрильи, шесть из которых несли Grand Slam, остальные Tallboy, атаковали железнодорожный виадук в Арнсберге. Все Grand Slam были сброшены и их взрывы образовали 12 м пролом в виадуке. Его конструкция была серьезно повреждена.
Арберген, 21 марта 1945 г.
20 «Ланкастеров» из 617-й эскадрильи, двое из которых несли Grand Slam, остальные Tallboy, атаковали железнодорожный мост в Арбергене. Grand Slam не попала в цель из-за интенсивного зенитного огня и проблем прицеливания; два попадания Tallboy нанесли достаточный ущерб подъездам к мосту, чтобы вывести его из строя. Один Ланкастер был потерян.
Нинбург, 22 марта 1945 г.
20 «Ланкастеров» из 617-й эскадрильи, шесть из которых несли Grand Slam, оставшиеся Tallboy, атаковали железнодорожный мост в Нинбурге, между Бременом и Ганновером. Пять Grand Slam попали в цель, и мост был разрушен. Еще пять бомб были возвращены эскадрой домой.
Бремен, 23 марта 1945 г.
20 «Ланкастеров» из 617-й эскадрильи, шесть из которых несли Grand Slam, остальные Tallboy, атаковали железнодорожный мост возле Бремена. Похоже, что Grand Slam попала слишком далеко от цели, которую разрушили Tallboy.
Фардж, 27 марта 1945 г.
20 «Ланкастеров» из 617-й эскадрильи атаковали укрытие для подводных лодок Valentin, огромную, почти готовую конструкцию с бетонной крышей толщиной до 7,2 м. Две бомбы Grand Slam попали в крышу, не пробили ее, но в результате взрыва внутри бетона образовались большие дыры . Ни один самолет не был потерян.
Гамбург, 9 апреля 1945 года
17 самолетов из 617-й эскадрильи, два с Grand Slam и оставшиеся с бомбами Tallboy, успешно атаковали укрытия подводных лодок. Grand Slam, похоже, промазали, но шесть попаданий Tallboy нанесли значительный урон. Ни один самолет не был потерян.
Гельголанд, 19 апреля 1945 г.
20 самолетов из 617-й эскадрильи, шесть из которых несли Grand Slam, а остальные - Tallboy, а также 16 самолетов из эскадрильи № 9, атаковали береговые артиллерийские батареи. Ни один самолет не был потерян.
Послевоенное использование
Начиная с марта 1946 года был запущен совместный англо-американский проект Ruby был по исследованию использования бомб для проникновения в сильно защищенные бетонные цели. Выбранной целью были укрытия для подводных лодок Valentin вблизи Бремена, которые были выведены из строя и заброшены после удара 617-й эскадрильи 27 марта 1945 года. Grand Slam несли Ланкастер из 15-й эскадрильи RAF и американской Boeing B-29 Superfortress. Было совершено около 140 боевых вылетов, в ходе которых был испытан целый ряд различных бомб, включая ракетную бомбу Disney.
Характеристики:
Разработчик: Barnes Wallis
Производитель: Vickers, Sheffield Clyde Alloy/Steel Company of Scotland, Blochairn, Glasgow
Годы производства: 1944–45
Всего собрано 99 штук, израсходовано 42 штуки.
Модификации: M110 (T-14), GP Bomb (США)
Масса - 10000 кг
Длина - 8,08 м
Диаметр - 1,17 м
Тип ВВ: Torpex D1
Масса ВВ: 4144 кг
Пробитие: грунт - 40 м, бетон - 2 - 6 м.
Тротиловый эквивалент - 6,5 т.
Комментариев нет:
Отправить комментарий