Douglas B-66 Destroyer - легкий бомбардировщик ВВС США, на базе тяжелого палубного штурмовика A-3 Skywarrior ВМС США. B-66 должен был заменить Douglas A-26 Invader, и одновременно была заказана версия фоторазведчика RB-66. B-66 ВВС США сохранили экипаж из трех человек, но в них были установлены катапультируемые кресла, которых не было в варианте ВМС США.
Разработка
Вначале ВВС предполагали, что переоборудование будет несложным, будут только удалены специфические для палубных самолетов особенности, поэтому не было заказано ни одного прототипа, только пять опытных образцов RB-66A (разведывательная модификация считалась высокоприоритетной). Перечень модернизаций рос, и вскоре якобы легкое переоборудование превратилось в то, что было по сути новым самолетом. Многие из изменений были сделаны из-за требования ВВС США для низковысотных операций, в то время как версия ВМФ была первоначально использовалась в качестве высотного ядерного бомбардировщика. Два главных различия между A-3 и B-66 заключались в типах используемых реактивных двигателей и системах аварийного спасения экипажа. У A-3 было два турбореактивных двигателя J57, в то время как у B-66 было два J71 Allison. B-66 был оснащен катапультируемыми сиденьями, A-3 - нет.
Первый опытный самолет RB-66A полетел в 1954 году, первый серийный RB-66A - в начале 1955 года.
Базовая конструкция B-66 оказалась универсальной, и было выпущено множество модификаций, включая EB-66, RB-66 и WB-66. Также было выпущено много вариантов A-3 Skywarrior.
История службы
Поставки в ВВС начались в 1956 году, когда было собрано 145 машин. В то время RB-66 использовались в качестве основного ночного фоторазведывательного самолета ВВС США, причем многие из них служили в тактических разведывательных эскадрильях, базирующихся в Великобритании и в Западной Германии. Всего было построено 72 самолета в модификации бомбардировщика B-66B, на 69 меньше, чем планировалось изначально. В общей сложности 13 самолетов B-66B позже были переоборудованы в самолеты РЭБ EB-66B и были размещены на авиабазе RAF Chelveston в составе 42-й тактической разведывательной эскадрильи. Они в конечном итоге были отправлены во Вьетнам. В отличие от флотских A-3 Skywarrior, которые выполнили несколько бомбардировочных миссий, Destroyer не использовался во Вьетнаме в качестве бомбардировщика.
Douglas EB-66E Destroyer в полете
RB-66C был специализированным самолетом электронной разведки и РЭБ с расширенным экипажем из семи человек, включая специалистов по дополнительной электронике. В общей сложности 36 из этих самолетов были построены с дополнительными членами экипажа, размещенными в бомбовом отсеке. Самолеты RB-66C использовались в окрестностях Кубы во время кубинского ракетного кризиса, а затем над Вьетнамом. В 1966 году эти самолеты были переименованы в EB-66C.
Во время войны во Вьетнаме невооруженные самолеты EB-66B, EB-66C и EB-66E выполняли многочисленные миссии. Они помогали собирать электронные разведывательные данные об обороне северных вьетнамцев и обеспечивали защиту бомбардировочных миссий самолетов F-105, подавляя радиолокационные системы северных вьетнамцев. Ранее B-66 летали над северным Вьетнамом по схеме «racetrack» овальной формы, но после того, как один B-66 был сбит МиГом, уязвимые самолеты были возвращены обратно за пределы Северного Вьетнама.
10 марта 1964 года RB-66C из 19-й тактической разведывательной эскадрильи, был сбит над Восточной Германией советским МиГ-21 после того, как он пересек границу из-за неисправности компаса. Экипаж катапультировался и вскоре попал в плен, после чего был репатриирован.
RB-66B из 19-й тактической разведывательной эскадрильи, базирующейся на авиабазе Sculthorpe в 1957 году.
Финальным вариантом Douglas B-66 был самолет-разведчик WB-66D, было построено 36 самолетов.
EB-66C/E был снят с вооружения ВВС США к 1975 году. Большинство самолетов было утилизировано на месте или хранились до последующей утилизации.
Модификации:
RB-66A (Douglas Model 1326) - всепогодный фоторазведчик, построено 5 самолетов
RB-66B (Douglas Model 1329) модификация RB-66A с двигателями J71-A-13, построено 149 самолетов.
B-66B (Douglas Model 1327A) - тактический бомбардировщик, построено 72 штуки.
NB-66B - один B-66B, использовавшийся для испытаний радара F-111.
RB-66C - самолет-разведчик и РЭБ с дополнительным отсеком для четырех операторов, построено 36 самолетов.
EB-66C - четыре RB-66C с оборудованием для РЭБ.
WB-66D - самолет разведки погоды, построено 36 самолетов, два мозже модернизированы до X-21A.
EB-66E - самолет электронной разведки и РЭБ, переделанный из B-66B.
Northrop X-21
Northrop X-21 был модифицированным WB-66D с экспериментальным крылом, предназначенным для проведения исследований по управлению ламинарным потоком. Считалось, что контроль ламинарного потока потенциально снижает сопротивление на целых 25%. Управление должно было осуществляться путем удаления небольшого количества воздуха пограничного слоя путем всасывания через пористые материалы, многочисленные узкие поверхностные пазы или небольшие отверстия. Northrop начал летные исследования в апреле 1963 года на авиабазе Эдвардс, но, учитывая возникшие проблемы и финансовые проблемы, Х-21 стал последним экспериментом с этой концепцией.
Характеристики (B-66B):
Экипаж: 3 человека (пилот, штурман и оператор систем вооружения)
Длина: 22,91 м
Размах крыла: 22,10 м
Высота: 7,19 м
Площадь крыла: 72 кв. м.
Масса пустого самолета: 19,3 т
Взлетная масса: 26,218 т
Максимальная взлетная масса: 37,648 кг
Двигатели: 2 × ТРД Allison J71-A-11 (позже Allison J71-A-13) тягой по 45 кН
Максимальная скорость: 1015 км/ч на высоте 1800 м
Крейсерская скорость: 850 км/ч
Боевой радиус действия: 1448 км
Дальность полета: 3974 км
Практический потолок: 12000 м
Скороподъемность: 25 м/с
Удельная нагрузка на крыло: 362 кг/м2
Вооружение:
2х20 мм пушки M24 в хвостовой установке с радиолокационным наведением и дистанционным управлением.
Бомбовая нагрузка: 6800 кг
Комментариев нет:
Отправить комментарий