рекомендации

суббота, 28 марта 2020 г.

Обзор операций МиГ-25ПД против SR-71 из Det 4 над Балтийским морем




Сразу после Второй мировой войны стало ясно, что в мире будут доминировать две геополитические системы. Им обоим было присуще взаимное недоверие друг к другу, которое посеяло семена для гонки вооружений, которая будет продолжаться до тех пор, пока одна система не достигнет господства над другой. Появление Convair B-58 Hustler, Lockheed A-12 и SR-71, и, возможно,  B-70 Valkyrie и Lockheed B-12, неизбежно спровоцировало «причинно-следственные реакции» внутри противостоящей державы, когда еще в 1960 году ОКБ Микояна-Гуревича было поручено разработать сверхзвуковой перехватчик, способный противостоять этим новым и возникающим угрозам.


Результатом стала разработка первого «большого МиГа» - впечатляющего МиГ-25. Официально он поступил на вооружение в соответствии с приказом от 13 апреля 1972 года, первые подразделения, вооруженные МиГ-25П, были размещены под Москвой, Киевом, Пермью, Баку, Ростовом, а также на Севере и Дальнем Востоке. К середине 1970-х годов МиГ-25П составлял костяк перехватчиков советской ПВО, и вскоре подразделения ПВО, дислоцированные вблизи советских приграничных районов, осуществляли перехват SR-71, задействованных в периферийных разведывательных миссиях около границ Советского Союза.

6 сентября 1976 года лейтенант Виктор Беленко, пилот подразделения ПВО, базирующегося в Чугуевке, расположенной к северу от Владивостока, перелетел в Японию на своем МиГ-25П, что стало неожиданностью для разведывательного сообщества США. Самолет был изучен разведывательным персоналом ВВС США, и, хотя позднее он вернулся в страну происхождения, советским чиновникам было очевидно, что возможности самолета в настоящее время серьезно скомпрометированы, и если конструкция не будет существенно модернизирована, боевая эффективность этого типа истребителей деградирует.

Совместными усилиями Министерства авиационной промышленности и военных экспертов ОКБ Микояна-Гуревича была реализована комплексная программа модернизации. Более ранний моноимпульсный радар с низкой частотой повторения импульсов "Смерч-A2" (Изделие 720M) был заменен значительно улучшенным "Сапфир-25". Этот новый радар был более длинным, чем его предшественник, и требовал небольшого увеличения длины фюзеляжа впереди кабины; его улучшенные возможности позволили обнаруживать цели с ЭПР 16 м2 на расстоянии более 100 км.

Была разработана инфракрасная система поиска и слежения (IRST), которая в сочетании с радаром сделала систему вооружений менее восприимчивой к воздействию помех; это также дало возможность выполнять «скрытую атаку» без включения радара. Модернизация также включала установку системы индикации и наведения цели БАН-75, которая действовала совместно с наземной системой наведения "Луч-1" для совмещения оптической оси радара самолета с целью; это также гарантировало, что его радар был менее чувствителен к помехам. 

Вместо четырех ракет Р-40ТД могли использоваться четыре ракеты ближнего боя Р-60, которые благодаря более эффективным головам самонаведения почти удвоили дальность действия по сравнению с более ранними модификациями. Наконец, модернизированная платформа оснащалась более новыми двигателями, двумя Р-15БД-300. Работа над модификацией, получившей обозначение МиГ-25ПД, продвигалась быстро, и к концу 1982 года также весь парк имеющихся истребителей прошел программу обновления, что привело к появлению модификации МиГ-25ПДС.

Описание операций МиГ-25ПД, проведенных 787-м истребительным авиационным полком (ИАП) против SR-71 из Det 4, пролетавших над Балтийским морем, воспроизведено с любезного разрешения Лутца Фрейнда, редактора Sowjetische Fliegerkrafte Deutschland в 1945-1994 гг.

Около 1980 года силы ПВО Варшавского договора ввели новый сигнал тревоги - «ястреб». Он означал, что приближается Lockheed SR-71. Позже он стал стандартным сигналом тревоги для всех высотных и скоростных целей.



В обычных условиях сигнал тревоги звучал за несколько минут до того, как SR-71, который обычно летел на высоте от 20 до 25 км со скоростью 800-900 м/с, входил в зону действия радиолокаторов наблюдения и наведения СССР и Германской Демократической Республики (ГДР). На авиабазе "Финов" сработал сигнал тревоги, поднявший пару истребителей МиГ-25ПД 787-го ИАП. Они взлетели и приблизились к нарушителю по широкой кривой параллельным курсом с разницей в несколько километров. На военных картах траектория полета МиГ-25 изображена в виде большого круга. Эта распечатка доступна в нескольких размерах от AircraftProfilePrints.com

В зависимости от погоды SR-71 совершали разведывательные миссии один или два раза в неделю вдоль границы с Варшавским договором. Во время военных учений частота полетов могла возрастать до двух миссий каждые 24 часа. Самолет использовал два стандартных маршрута. Подход к воздушному пространству ГДР происходил из Дании. Над западно-германским городом Киль траектория полета продолжалась либо до Aufklarungsstrecke 2 (разведывательный маршрут 2), вдоль береговой линии Балтийского моря до Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) и обратно, либо до Aufklarungsstrecke 5, вдоль западной границы ГДР. Такие миссии обычно длились около 60 минут. Расстояние до границы варьировалось из-за высокой скорости самолета, и он не мог следовать точной линии границы. Иногда SR-71 появлялся в нескольких километрах от границы ГДР в районе Бойзенбурга или просто скользил вдоль нее.

Если бы когда-либо поступил приказ сбить разведчика, экипажи МиГ-25 были  к этому. Но рутинные события никогда не доходили до такой драматической ситуации. После короткого полета рядом с SR-71, МиГ-25ПД направлялся домой. Обычный перелет домой в Финов проходил над Польшей.

Авиабаза Finow-Eberswalde была построена в 1936 году и использовалась советскими войсками с 1945 года. С поступлением МиГ-25ПУ взлетно-посадочная полоса (10/28) была увеличена до 2510 метров. В период с 24 июля 1982 года по 10 августа 1989 года 787-й ИАП эксплуатировал МиГ-25ПД на этой базе, что более или менее совпадало с периодом операций SR-71 из Милденхолла, Великобритания. После вывода SR-71 из Великобритании МиГ-25 были заменены на МиГ-23 и МиГ-29.

Комментариев нет:

Отправить комментарий