«Bullpup» стала первой успешной управляемой тактической ракетой класса «воздух-земля» ВМС и ВВС США. Хотя она имел серьезные ограничения, тем не менее производилась в очень больших количествах.
Разработка проекта Bullpup была начата военно-морским флотом США в 1953 году, когда было выпущено оперативное требование для управляемой ракеты класса "воздух-земля" малой дальности. Две основные ее задачи состояли в том, чтобы дать ударному самолету ракету повышенной дальности, чтобы избежать длительного воздействия наземного огня противника, и увеличить шансы на уничтожение целей, в которые трудно попасть бомбами свободного падения (например, мостов).
Конкурс на разработку был выигран компанией Martin, и в апреле 1954 года компания получила контракт на разработку и производство новой ракеты, получившей обозначение ASM-N-7 Bullpup. Это была относительно небольшая ракета с боеголовкой массой 113 кг, которая оптически отслеживалась и вручную наводилась пилотом. Первый успешный пуск прототипа XASM-N-7 произошел в июне 1955 года, после чего последовали оценочные модели YASM-N-7. В апреле 1959 года серийная версия ASM-N-7 Bullpup поступила на вооружение военно-морского флота США. Большинство серийных ракет было построено Maxson Electronics.
ASM-N-7 представляла собой стабилизированную по крену ракету, оснащенную твердотопливным ракетным двигателем Aerojet MK 8, и с простой БЧ от стандартной 113-килограммовой бомбы. После визуальной идентификации цели пилот запускал ракету и использовал два трассера в задней части ракеты, чтобы отслеживать траекторию ее полета. Используя небольшую ручку управления для передачи радиокоманд на Bullpup, он вручную направлял ракету к цели. Эта система была чрезвычайно простой, и поэтому Bullpup можно было использовать практически на любом самолете, даже на вертолетах Sikorsky HUS-1 (UH-34D). Конечно, этот простой принцип ручного наведения также имел серьезные недостатки, главный из которых заключался в том, что самолет, ракета и цель по существу должны были оставаться на прямой линии во время наведения, делая самолет уязвимым для огня ПВО (и тем самым несколько отрицая одну из первоначальных причин использования ракеты вместо бомб). Радиокомандным оборудованием на самолете - носителе обычно была система AN/ARW-73 или AN/ARW-77. Существовал также инертный вариант ASM-N-7, под обозначением TASM-N-7.
После испытаний ракет YASM-N-7a в 1960 году был представлен усовершенствованный вариант ASM-N-7a Bullpup A. Твердотопливный двигатель был заменен на жидкостый LR58-RM-4 Thiokol (Reaction Motors) с хранимым ракетным топливом, что повысило дальность полета ракеты. Боевая часть также была улучшена.
ASM-N-7a (AGM-12B)
ASM-N-7b Bullpup B стал значительно усовершенствованной версией. Он получил боевую часть весом 453 кг, увеличенные крылья и новый ракетный двигатель Thiokol LR62-RM-2/4 с гораздо более высокой тягой. Впервые он был испытан в 1962 году и начал поступать на вооружение в 1964 году. Новый двигатель дал ASM-N-7b еще большую дальность, но благодаря системе визуального наведения эффективная дальность стрельбы осталась практически неизменной. Bullpup B также использовался ВВС США.
Участие ВВС США в разработке Bullpup началось примерно в 1955 году, когда ВВС США заключили контракт с Martin на разработку усовершенствованной модификации Bullpup под названием GAM-79 White Lance. Она должна была использовать ракетный двигатель на жидком топливе Thiokol LR44-RM-2 и иметь вариант с ядерной боеголовкой. Еще одной новой особенностью GAM-79 стало улучшенное радиоуправление, при котором больше не требовалось, чтобы самолет, ракета и цель постоянно находились на одной линии во время наведения ракеты. Поскольку на разработку «White Lance» требовалось некоторое время, ВВС США решили закупить в качестве временной ракеты немодифицированный ASM-N-7 Bullpup под обозначением GAM-83.
Ракета GAM-79 White Lance постепенно была объединена с продолжающейся разработкой Bullpup, и в результате была получена ракета, которая была практически такой же, как и ASM-N-7a Bullpup A ВМС США, за исключением улучшенной системы наведения. Поэтому обозначение GAM-79 и название White Lance были исключены, и ракета стала называться GAM-83A Bullpup. GAM-83B была модификацией GAM-83A с корпусом немного большего диаметра, который мог быть оснащен ядерной боеголовкой W-45 мощностью 1-15 кт. Для обучения пилотов Мартин разработал модифицированную 127 мм ракету 12,7 см с трассерами и радиоприемником. Эта ракета получила обозначение ВВС США ТGAM-83.
В июне 1963 года все ракеты Bullpup были переименованы в AGM-12 следующим образом:
Переименование включало два нарушения. Во-первых, использование обозначения AGM-12B для двух неидентичных версий ВМФ и ВВС США по меньшей мере сбивало с толку. Во-вторых, назначение простого обозначения ATM-12 без суффикса противоречило правилам, которые требовали суффиксы для всех версий. Некоторые ракеты AGM-12A/B/D были позже преобразованы в инертные учебные ракеты и получили обозначение ATM-12A/B/D.
ATM-12, AGM-12D, AGM-12B, AGM-12C
Финальной версией Bullpup была AGM-12E. Этот вариант был модификацией AGM-12C, в которой унитарная боеголовка была заменена на противопехотную кассетную боеголовку с суббоеприпасами 800-830 BLU-26/B. AGM-12E предназначалась для использования против зенитных установок во Вьетнаме, но производилась в очень ограниченном количестве.
AGM-12 использовалась как военно-морским флотом, так и ВВС США во Вьетнаме, но из-за присущих ракете ограничений неудивительно, что общие результаты применения оказались неутешительными. Однако из-за большого количества ракет, выпущенного до прекращения производства в 1969 году, AGM-12 некоторое время оставалась на вооружении, и, хотя в середине 1970-х годов начался поэтапный вывод, последние AGM-12C оставались на вооружении до начала 1980-х годов. Всего было изготовлено более 30000 ракет Bullpup всех версий, большинство из которых - AGM-12A/B (а также около 4600 AGM-12C и 800 AGM-12E). Большинство серийных ракет было построено Maxson Electronics по контракту с Martin Marietta.
Было запущено несколько проектов по улучшению Bullpup, с заменой ручного наведения на какую-нибудь автономную систему наведения. Эти усилия привели к экспериментальным модификациям AGM-79 Blue Eye, AGM-80 Viper и AGM-83 Bulldog.
Характеристики
Данные для AGM-12B/C (если это не оговаривается отдельно):
Комментариев нет:
Отправить комментарий