Бомба малого диаметра (SDB) GBU-39/B представляет собой планирующую высокоточную бомбу массой 110 кг, созданную для того, чтобы самолет мог нести большее количество более точных бомб. Большинство самолетов ВВС США смогут нести (используя пилон BRU-61/A) пакет из четырех SDB вместо одной бомбы массой 907 кг.
SDB II/GBU-53/B добавляет систему наведения в трех режимах (радар, инфракрасное наведение и полуавтоматическое лазерное наведение) к инерциальной системе и GPS исходной SDB.
Описание
Оригинальная SDB оснащена инерциальной навигационной системой с коррекцией по данным GPS для атаки на стационарные цели, такие как топливные склады, бункеры и т. д. Второй вариант (Raytheon GBU-53/B SDB II) будет включать в себя инфракрасный искатель и радар с автоматической функцией распознавания целей для поражения мобильных целей, таких как танки, транспортные средства и мобильные командные пункты.
Небольшой размер бомбы позволяет одному ударному самолету нести больше боеприпасов, чем это возможно при использовании имеющихся в настоящее время бомб. SDB несет приблизительно 16 кг взрывчатого вещества AFX-757. Она также имеет встроенные крылья типа «DiamondBack», которые раскрываются после сброса, увеличивая время планирования и, следовательно, максимальную дальность полета. Размер и точность бомбы позволяют создать эффективный боеприпас с меньшим побочным ущербом. Проникающая способность боеголовки составляет 1 метр железобетона, находящегося под 1 метром грунта, и взрыватель позволяет выбирать тип и задержку срабатывания, включая взрыв в воздухе.
SDB I имеет КВО 5–8 м. КВО снижается путем обновления дифференциальных смещений GPS до сброса бомбы. Эти смещения рассчитываются с использованием инфраструктуры поддержки точности SDB, состоящей из трех или более GPS-приемников в фиксированных местоположениях, передающих вычисленное местоположение на станцию корреляции в Центре воздушных операций театра. Затем исправления передаются по линии связи Link 16 на самолеты, несущие SDB.
Альтернативные системы наведения и боеголовки
В ноябре 2014 года ВВС США начали разработку версии SDB, предназначенной для отслеживания и ударов по источникам помех, направленных на нарушение управления боеприпасами. Система поиска помех для GPS (HOG-J) работает аналогично HARM AGM-88, наводясь на источник радиочастотного помех, чтобы уничтожить его.
В январе 2016 года ВВС заключили контракт с Scientific Systems Co. Inc. на демонстрацию технологии ImageNav компании, основанной на системе навигации и точного нацеливания, которая сравнивает базу данных местности с датчиком платформы для корректировки курса. Технология ImageNav продемонстрировала точность наведения менее трех метров.
Разработка
В 2002 году, когда Boeing и Lockheed Martin боролись за разработку бомбы малого диаметра, Darleen A. Druyun, в то время заместитель министра ВВС, отменила требование о поражении движущихся целей, что благоприятствовало «Боингу». Позже она была осуждена за нарушение закона о конфликте интересов.
1 мая 2009 года компания Raytheon объявила о том, что она завершила свой первый испытательный полет бомбы малого диаметра GBU-53/B II, которая имеет канал передачи данных и устройство поиска в трех режимах, построенное на основе технологии, разработанной для Precision Attack Missile. А 10 августа 2010 года ВВС США заключили контракт на 450 миллионов долларов на проектирование и разработку бомбы.
Несмотря на то, что стоимость единицы была несколько неопределенной по состоянию на 2006 год, ориентировочная стоимость версии INS/GPS составляла около 70 000 долларов США. Boeing и итальянская фирма Oto Melara подписали контракт на производство по лицензии 500 бомб GBU-39/B (INS/GPS) и 50 шт. BRU-61/A для Aeronautica Militare стоимостью почти 34 млн. долларов США. 317 млн. долл. США было потрачено на НИОКР и запасные части для SDB II в 2013/14 финансовом году. Производство SDB II началось в 2014 финансовом году со 144 бомб для ВВС США со стоимостью 250 000 долларов США за штуку. В бюджете на 2015 было запрошено 246 бомб по 287 000 долларов США каждая. Когда Пентагон в мае 2015 года утвердил SDB II для производства и развертывания, ее себестоимость составляла 115 000 долларов США.
Хронология
Октябрь 2001 - Boeing получил контракт на SDB.
Сентябрь 2005 г. - бомба малого диаметра сертифицирована для эксплуатационных испытаний.
Сентябрь 2006 г. - поставка первых SDB в ВВС США.
Октябрь 2006 - первое использование в бою.
Февраль 2008 г. - поставлена 1000-я SDB I и первые 50 FLM.
Сентябрь 2008 г. - Израиль получает одобрение Конгресса США на закупку 1000 бомб.
Декабрь 2008 г. - сообщается о применении SDB против объектов ХАМАС в секторе Газа, включая подземные ракетные установки.
Июнь 2010 г. - запрос Нидерландов на 603 бомбы и вспомогательное оборудование на сумму 44 млн. долл. США.
Август 2010 - ВВС США выбирают Raytheon GBU-53/B для программы «Small Diameter Bomb II».
Май 2015 - SDB II утверждена Пентагоном для производства и развертывания на F-15E.
Апрель 2016 года - запрос Австралии на 2950 бомб и вспомогательного оборудования на сумму 386 миллионов долларов США.
Носители
GBU-39/B начали испытывать на F-22 в начале сентября 2007 года после более чем года трудной работы по интеграции оружия в оружейный отсек и проведению воздушных испытаний.
SDB в настоящее время используется на F-15E Strike Eagle, Panavia Tornado, JAS-39 Gripen, F-16 Fighting Falcon и AC-130W. Дальнейшая интеграция запланирована для F-22 Raptor, F-35 Lightning II, A-10 Thunderbolt II, B-1 Lancer, B-2 Spirit, B-52 Stratofortress и AC-130J.
Варианты
GBU-39A/B – SDB Focused Lethality Munition (FLM)
В соответствии с контрактом, заключенным в сентябре 2006 года, Boeing разработал версию SDB I, в которой стальной корпус заменяется легким композитным корпусом, а боеголовка - взрывчаткой с фокусируемым взрывом, такой как Dense Inert Metal Explosive (DIME). Это должно еще больше уменьшить побочный урон при использовании оружия для точечных ударов в городских районах. ВВС США намерены использовать тот же корпус FLM для оружия весом 227 кг.
GBU-39B/B – Laser SDB
В середине 2012 года Сенат США рекомендовал обнулить финансирование для SDB II из-за задержек с F-35 Lightning II. В связи с задержкой в развертывании SDB II Boeing рекомендовал обновить свою SDB в качестве временного решения, чтобы получить желаемую эффективность за меньшие деньги. Называемая Laser Small Diameter Bomb (LSDB), она включает лазерную систему наведения, используемую в JDAM, чтобы бомба могла поражать движущиеся цели. Boeing начал тестирование LSDB в 2011 году, успешно поражались цели, движущиеся со скоростью 48–80 км/ч. В июне 2013 года ВВС объявили, что заключат с Boeing контракт на разработку и испытание LSDB. Boeing утыерждает, что LSDB может иметь более низкую стоимость, чем запланированная Raytheon SDB II, поскольку она будет использовать тот же полуактивный лазерный датчик, что и JDAM, для поражения движущихся и морских целей. Тем не менее, Boeing признает, что она не способна поражать цели в условиях плохой видимости, поскольку ей не хватает РЛС миллиметрового диапазона SDB II.
Ground Launched Small Diameter Bomb (GLSDB)
Boeing и Saab Group модифицировали Small Diameter Bomb с помощью ракетного двигателя, для запуска из наземных ракетных систем, таких как M270 MLRS. После запуска двигателя на достаточно большой высоте и скорости крылья развернутся и направят бомбу к цели. В то время как типичные системы MLRS следуют баллистической траектории, SDB, запускаемая ракетой, может быть поднята на высоту, после чего планирует по выбранной траектории. Boeing и Saab Group провели три успешных испытания GLSDB в феврале 2015 года. Система является экономически эффективной, используя имеющееся оружие в сочетании с дополнительным ракетным двигателем. В отличие от другого артиллерийского оружия, GLSDB обеспечивает облет препятствий для поражения целей на склонах гор. Дальность действия GLSDB составляет 150 км. При демонстрации в 2017 года GLSDB поражала движущуюся цель на расстоянии 100 км.
Характеристики:
Операторы: США, Израиль, Италия, Нидерланды, Саудовская Аравия
Боевое применение: война в Афганистане, Война в Ираке, бои в секторе Газа, операции против ИГИЛ, гражданская война в Сирии.
Производитель: Boeing Integrated Defense Systems
Стоимость: 40000 USD (SDB) 250000 USD (SDB II)
Производство: с 2005 года по настоящее время
Всего собрано более 17000 штук
Модификации: GBU-39/B, GBU-39A/B, GBU-39B/B
Характеристики:
Масса - 129 кг
Длина - 1,80 м
Ширина - 0,19 м
Боевая часть:
SDB I (GBU-39/B) - проникающая, осколочно-фугасная, со стальной носовой частью
SDB FLM (GBU-39A/B) - фугасная со сверхмалым количеством осколков
Laser SDB (GBU-39B/B) - проникающая, осколочно-фугасная, без стальной носовой части
Масса БЧ для всех вариантов SDB I - 93 кг
SDB I (GBU-39/B): 16 кг ВВ AFX 757 повышенной мощности, стальной корпус и проникающая стальная носовая часть.
SDB FLM (GBU-39A/B): 62 кг мультифазного ВВ AFX 1209 MBX, композитный корпус
Laser SDB (GBU-39B/B) 16 кг ВВ AFX 757 повышенной мощности, проникающий стальной корпус.
Дальность полета для всех вариантов SDB I более 110 км.
SDB II (GBU-53/B) - 72 км по подвижным целям
Система наведения:
SDB I (GBU-39/B) и SDB FLM (GBU-39A/B) - GPS / инерциальная
Laser SDB (GBU-39B/B) - GPS / инерциальная с полуактивной лазерной головкой наведения
SDB II (GBU-53/B) - GPS / инерциальная с комбинированной системой (инфракрасная + активная радиолокационная миллиметрового диапазона)
Точность для всех вариантов SDB I: КВО 5 - 8 м
SDB II (GBU-53/B): КВО 1 м
Хороша.
ОтветитьУдалить