Торпеда Mark 14 была стандартной противокорабельной торпедой ВМФ США, используемой на подводных лодках. Это оружие столкнулось со многими проблемами, которые понизили его эффективность в начале войны. Она была дополнена электрической торпедой Mark 18 в последние два года войны. Тем не менее, Mark 14 сыграла главную роль в разрушительном ударе подводных лодок ВМС США по японским военно-морским и торговым морским силам во время войны в Тихом океане.
К концу Второй мировой войны торпеда Mark 14 была надежным оружием, которое в течение почти 40 лет оставалось на вооружении военно-морского флота США, а в других флотах даже дольше.
Разработка
Единственное реальное испытание магнитного взрывателя перед войной имело место в 1926 году. На этом снимке первого выстрела торпеда Mark 10 с экспериментальным взрывателем прошла под целью без взрыва. Второй испытательный выстрел привел к взрыву под подводной лодкой - целью, и потопил ее. Хотя военно-морской флот проводил и другие испытания, они были неразрушающими: торпеды не взрывались на этих испытаниях.
Проектирование Mark 14 началось в январе 1931 года. ВМС выделил 143 000 долларов на ее разработку. Mark 14 должна была служить на новых подводных лодках и заменить Mark 10, которая находилась в эксплуатации со времен Первой мировой войны и была стандартной для более старых подводных лодок типов R и S. Несмотря на тот же диаметр, Mark 14 былf длиннее, (6,25 м) и, следовательно, несовместима с торпедными аппаратами более старых подводных лодок длиной 4,65 м (позднее, во время войны, Бюро артиллерийских вооружений (BuOrd) прекратило производство Mark 10 для лодок класса S и предоставило укороченную версию Mark 14).
Торпеды состоят из нескольких подсистем, и эти подсистемы развивались с течением времени. Торпеды для подводных лодок, такие как Mark 14, ограничены размерами торпедных аппаратов подводной лодки: 533 мм в диаметре и определенная максимальная длина. Предполагается, что подводные лодки будут приближаться к своим целям, поэтому торпедам не нужна большая дальность хода. Напротив, торпеды, выпущенные эсминцами, нуждаются в большей дальности, потому что они будут находиться под огнем противника во время атаки. Улучшения в мощности двигателя позволили Mark 14 развить максимальную скорость 46 узлов по сравнению с 30 узлами Mark 10 Mod 0. Рулевое управление контролируется гироскопом, на Mark 10 Mod 0 гироскоп раскручивался в торпедном апппарате и после пуска торпеды у него не было питания; гироскоп на Mark 14 постоянно разгонялся сжатым воздухом. Контроль глубины на Mark 10 был медленным, стабилизация глубины на Mark 14 была улучшена.
Проект взрывателя Mark 6, использовавшегося в торпеде Mark 14, был разработан Naval Torpedo Station (NTS), Ньюпорт, в 1922 году. В то бронирование подводной части кораблей совершенствовалось благодаря таким инновациям, как противоторпедные пояса и були. Чтобы обойти эти меры защиты, торпеды нуждались в более крупных боеголовках или новых технологиях. В одном из вариантов могла использоваться довольно маленькая боевая часть, взрыв должен был происходить под килем, где не было брони. Для этой технологии требовался сложный новый взрыватель магнитного действия Mark 6, который был похож на британские и немецкие аналоги, вдохновленные немецкими магнитными минами Первой мировой войны. Этот же взрыватель использовался на торпеде Mark 15 для надводных кораблей.
Взрыватель Mark 6, под обозначением Project G53, был разработан «за самой плотной завесой секретности, которую когда-либо создавал флот». Взрыватели были испытаны в лаборатории в Ньюпорте и в небольшом полевом испытании на борту USS Raleigh. По настоянию Ральфа Кристи экваториальные испытания были позже проведены эксперименты в условиях экваториальных вод с USS Indianapolis. Испытания проводились с использованием практических торпед. Необъяснимо, что никогда не проводились боевые испытания в режиме реального времени.
Торпеды были сложными и дорогими. Стоимость торпеды в 1931 году составляла около 10 000 долларов (что эквивалентно 168 000 долларов в 2019 году). Разработка торпед Mark 13, Mark 14 и Mark 15 осуществлялась экономно. Военно-морской флот не хотел проводить огневые испытания, при которых была бы уничтожена торпеда стоимостью 10 000 долларов. ВМС также неохотно поставляли корабли-мишени. К сожалению, такие решения иногда приводили к проблемам: контактный взрыватель, который надежно работал на скорости 30 узлов, выходил из строя на скорости 46 узлов. Кроме того, у ВМФ был ограниченный опыт использования торпед в бою.
Производство и поставки
Производство торпед в США во время Второй мировой войны
ВМС США имеют долгую историю проблем с поставками торпед. В 1907 году военно-морской флот знал, что имеется проблема с поставками торпед. Крупный подрядчик, компания E. W. Bliss, могла производить только 250 торпед в год. Во время Первой мировой войны военно-морской флот имел почти 300 эсминцев, каждый из которых имел по 12 торпедных аппаратов. Компания Bliss должна была произвести около 1000 торпед для военно-морского флота, но это производство было задержано из-за требований поставки артиллерийских снарядов, и только 20 торпед были близки к отправке до начала Первой мировой войны. Когда Германия объявила войну, было заказано еще 2000 торпед. Для производства большого количества торпед правительство выделило компании Bliss 2 млн. долларов, чтобы она смогла построить новый завод. Хотя правительство заказало 5901 торпеду, только 401 была поставлена к июлю 1918 года. Проблемы с поставками побудили ВМФ построить военно-морскую торпедную станцию США в Александрии, штат Вирджиния, но Первая мировая война закончилась до того, как завод был построен. Этот завод производил торпеды в течение пяти лет, но был закрыт в 1923 году.
В 1923 году Конгресс сделал NTS Newport единственным разработчиком, производителем и испытателем торпед в Соединенных Штатах. Для проверки результатов испытаний по Mark 14 не было назначено ни одной независимой или конкурирующей группы.
Военно-морской флот не извлек уроки из истории снабжения торпедами во время Первой мировой войны. Оглядываясь назад, в 1953 году Бюро артиллерийского вооружения заявило: «Планирование производства в довоенные годы также было ошибочным. Торпеды были спроектированы для скрупулезного мелкого производства. Когда военные потребности требовали их поставки в больших количествах, возник ряд новых проблем. Не было никаких реалистичных планов по производству оружия в достаточном количестве». В 1937 году NTS производила только 1½ торпеды в день, несмотря на то, что три смены из трех тысяч рабочих работали круглосуточно. Производственные мощности были загружены, и места для расширения производства не было.
К январю 1938 года неисполненные заказы на торпеды в Ньюпорте составили 29 000 000 долларов. Самым простым путем было открыть Александрийскую торпедную станцию, но конгрессмены Новой Англии возражали против ее открытия; они хотели, чтобы производство было сосредоточено в Новой Англии. Военно-морской флот обошел оппозицию, включив ее финансирование в бюджет военно-морского оружейного завода 1939 года. Торпедная станция в Кейпорте, штат Вашингтон, также была расширена.
Производство торпед по-прежнему было низким - 3 штуки в день, когда в сентябре 1939 г. было объявлено чрезвычайное положение в стране. К осени 1941 г. Александрийская торпедная станция была вновь открыта. Требуемый уровень производства торпед был увеличен до 50 в день. И Ньюпорт, и Александрия работали в три смены, 7 дней в неделю, но их общее производство торпед составляло 23 торпеды в день. Флот заключил контракт с American Can Company на производство торпед.
Недостаточный запас торпед Mark 14 был усугублен авианалетом японской авиации 10 декабря 1941 года на военно-морскую верфь Кавитэ. При этом было уничтожено 233 торпеды Mark 14.
После того, как США вступили в войну, контракт с American Can был расширен, и в качестве подрядчиков были привлечены Pontiac Motor Company, International Harvester, E. W. Bliss Company и Precision Manufacturing Co. В мае 1942 года Westinghouse Electric Corporation было предложено построить электрическую торпеду (которая стала торпедой Mark 18).
Только две тысячи торпед для подводных лодок были построены всеми тремя военно-морскими заводами (Ньюпорт, Александрия и Кейпорт) в течение 1942 года. Это усугубило нехватку торпед. С начала войны до конца 1942 года Тихоокеанский подводный флот израсходовал 1442 торпеды.
Нехватка торпед в начале войны также означала, что командиры не хотели тратить торпеды на испытания.
Корни проблемы
Капитан Теодор Уэстфолл и капитан Карл Бушнелл из Бюро артиллерийского вооружения осматривают торпеду Mark 14 на военно-морской торпедной станции, Кейпорт, Вашингтон, 1943 г.
Mark 14 была центральной фигурой в торпедном скандале подводных сил Тихоокеанского флота США во время Второй мировой войны. Неадекватное планирование производства привело к серьезной нехватке оружия. Недостаточный объем испытаний торпеды и ее взрывателя в эпоху великой депрессии в мирное время был совершенно неадекватным и не выявил многих серьезных конструкторских проблем. Торпеды были настолько дороги, что военно-морской флот не желал проводить испытания, которые уничтожили бы торпеду. Кроме того, дефекты конструкции имели тенденцию маскировать друг друга. Большая часть проблем, обычно связанных с Mark 14, справедливо относят к взрывателю Mark 6. Эти дефекты в течение полных двадцати месяцев войны приводили к тому, что торпеда за торпедой либо проходили непосредственно под целью, либо взрывались преждевременно, либо поражали цели (иногда со слышимым лязгом), но не взрывались.
Ответственность лежала на Бюро артиллерийского вооружения, которое задало нереально жесткую настройку чувствительности магнитного взрывателя и управляло слабой программой испытаний. Его жалкий бюджет не позволял проводить реальные огневые испытания против реальных целей; вместо этого любая торпеда, которая проходила под целью, засчитывалась как попадание, считая что магнитный взрыыватель при этом должен сработать, хотя фактически он никогда не испытывался. Следовательно, дополнительная ответственность должна быть возложена на Конгресс США, который сократил критическое финансирование военно-морского флота в межвоенные годы, и на NTS, которая выполнила очень мало испытаний торпед.
Проблемы
У торпеды Mark 14 было четыре основных недостатка:
1. Она имела тенденцию идти примерно на 3 м глубже заданной глубины.
2. Магнитный взрыватель часто срабатывал преждевременно.
3. Контактный взрыватель часто не срабатывал.
4. Торпеда имела тенденцию двигаться «по кругу», не выпрямляя свою траекторию после установки заданного угла гироскопа, и вместо этого шла по большому кругу, представляя опасность для самой подводной лодки.
24 декабря 1941 года командир ПЛ Sargo Тирелл Д. Джейкобс выпустил восемь торпед по двум разным кораблям, но безрезультатно. Когда в поле зрения появились еще два судна, Джейкобс проявил особую осторожность. Он преследовал цели в течение пятидесяти семи минут и выпустил по две торпеды по каждому кораблю со средней дальности 910 м. Ни одна торпеда не взорвалась.
Спустя несколько дней после того, как он обнаружил, что торпеды шли слишком глубоко, и исправил проблему, Джейкобс обнаружил большой, медленный танкер. Он выстрелил одной торпедой с близкого расстояния 1100 м. Безрезультатно. Раздраженный, Джейкобс нарушил радиомолчание, чтобы поставить под сомнение надежность Mark 14.
Подобный опыт произошел с Питом Ферраллом на ПЛ Seadragon, который выпустил восемь торпед в одном залпе и начал подозревать, что торпеды Mark 14 были неисправны.
Испытания глубины хода
Вскоре после замены Джона Э. Уилкса на посту командира подводных сил Юго-Западной части Тихого океана во Фримантле, Западная Австралия, недавно назначенный контр-адмирал Чарльз А. Локвуд приказал провести историческое испытание в заливе Френчман 20 июня 1942 года.
ПЛ Skipjack выпустила одну торпеду с учебной БЧ с расстояния 780 м. Несмотря на то, что торпеда была установлена на глубину 3 м, она пробила сетку на глубине 7,6 м. Джеймс Файф-младший на следующий день выполнил еще два теста; Файф пришел к выводу, что торпеды шли в среднем на 3,4 м глубже, чем глубина, на которую они были установлены. 1 августа 1942 года Бюро артиллерийского вооружения, наконец, признало, что Mark 14 шли слишком глубоко, а шесть недель спустя что их механизм контроля глубины был «неправильно спроектирован и испытан».
Причины проблем
Торпеда Mark 14 имела тенденцию идти на глубине на 3 м ниже, чем требовалось, по нескольким причинам. Первая состояла в том, что торпеда испытывалась с практической боеголовкой, которая имела большую плавучесть, чем боевая, это была мера предосторожности, чтобы не потерять дорогую торпеду. Легкая практическая БЧ придавала торпеде положительную плавучесть, так что в конце она всплывала на поверхность. Кроме того, механизм поддержания глубины был разработан до того, как был увеличен заряд взрывчатого вещества, сделав торпеду еще тяжелее. Узнав о проблеме с глубиной хода торпед, большинство командиров подводных лодок просто установили глубину хода своих торпед на ноль, что приводило к риску всплытия торпед на поверхность.
Проблема поддержания заданной глубины была окончательно решена во второй половине 1943 года путем перемещения места расположения датчика глубины в середину торпеды, где гидродинамические эффекты были сведены к минимуму.
Преждевременное срабатывание магнитного взрывателя
К августу 1942 года ситуация с глубиной хода была в основном решена, и подводные лодки добивались большего количества попаданий с Mark 14. Однако количество потопленных кораблей не росло.
Глубокий ход торпеды объяснял многие промахи: торпеда, находящаяся слишком глубоко под целью, не обеспечивала работу магнитного взрывателя. Запуск торпед на нужной глубине, по-видимому, должен был решить проблему. Это объяснение удовлетворило Локвуда и Роберта Х. Инглиша, которые оба отказались верить, что взрыватель также мог быть дефектным. В августе 1942 года команды подводных лодок ошибочно полагали, что проблема надежности торпеды была решена.
Командиры, однако, продолжали сообщать о проблемах с Mark 14. Подозрения о дефектности магнитного взрывателя росли.
9 апреля 1943 года USS Tunny атаковал авианосное соединение. Перехваты ULTRA показали, что все три торпеды, выпущенные по второму авианосцу, взорвались преждевременно.
10 апреля USS Pompano атаковала японский авианосец Shokaku, выпустив шесть торпед. Произошло как минимум три преждевременных взрыва, и авианосец не пострадал.
10 апреля 1943 года начальник Бюро артиллерийского вооружения адмирал Бланди написал Локвуду, что Mark 14 может взорваться преждевременно на небольшой глубине. Бланди рекомендовал отключать магнитный взрыватель.
Бюро артиллерийского вооружения также пришло к выводу, что дистанция взведения Mark 14 в 450 ярдов была слишком короткой. Для стабилизации курса и глубины большинству торпед понадобится дистанция 700 ярдов. Бюро артиллерийского вооружения также полагало, что работа магнитного взрывателя Mark 6 была менее эффективной ниже 30° северной широты, и не рекомендовало использовать его ниже 30° южной широты.
8 мая 1943 года Локвуд составил список отказов торпед, найденных в результате перехватов ULTRA.
10 июня 1943 года USS Trigger выпустила шесть торпед с 1200 ярдов по авианосцу Hiyo. Одна торпеда взорвалась преждевременно, одна промазала, а две поразили цель. Авианосец был поврежден, но вернулся на базу.
USS Tunny 9 апреля 1943 года оказалась в идеальном положении для атаки авианосцев Hiyo, Junyo и Taiyo. Находясь всего в 880 м, он выстрелила по ним из всех десяти ТА, были зафиксированы взрывы всех четырех торпед из кормовых аппаратов и три из шести носовых. Было отмечено, что ни один вражеский авианосец не уменьшил скорость, хотя Taiyo был слегка повреждён при атаке. Гораздо позже разведка сообщила, что все семь взрывов были преждевременными.
Многие командиры подводных лодок в первые два года войны сообщали о взрывах торпед практически без ущерба для противника. Магнитные взрыватели срабатывали преждевременно. Магнитное поле Земли вблизи Ньюпорта, где проводились испытания, отличалось от районов, где происходили боевые действия.
Командиры подводных лодок считали, что около 10 процентов их торпед взорвалось преждевременно, статистика Бюро артиллерийского вооружения говорила о преждевременных взрывах на уровне 2 процентов.
Отключение магнитных взрывателей
В Перл-Харборе, несмотря на все подозрения своих командиров в отношении торпед, контр-адмирал Томас Уизерс-младший отказался отключать взрыватели Mark 6, утверждая, что нехватка торпед, вызванная недостаточным их производством, делает это невозможным. В результате его подчиненные сделали это самостоятельно, редактируя отчеты о патрулировании и завышая размеры кораблей, чтобы оправдать использование большего количества торпед.
В конце июня 1943 года контр-адмирал Локвуд обратился к главнокомандующему Тихоокеанского флота (CINCPAC) Честеру Нимицу за разрешением деактивировать магнитные взрыватели. На следующий день, 24 июня 1943 года, CINCPAC приказал всем своим подводным лодкам деактивировать магнитный взрыватель.
Контр-адмирал Кристи, который принимал участие в разработке магнитного взрывателя, теперь был командиром базирующихся в Австралии подводных лодок в юго-западной части Тихого океана, не под командованием Нимица. Кристи настоял, чтобы его подводные лодки продолжали использовать магнитный взрыватель. В конце 1943 года адмирал Томас К. Кинкейд заменил адмирала Артура С. Карпендера на посту командующего военно-морскими силами союзников в юго-западной части Тихого океана и приказал Кристи деактивировать магнитные взрыватели.
Контактный взрыватель
После того, как магнитные взрыватели были деактивированы, стали более очевидными проблемы с контактным взрывателем. Торпеды зачастую поражали цель, не взорвавшись.
Механизм контактного взрывателя Mark 6 был разработан на базе взрывателя Mark 3. У обоих взрывателей была необычная особенность: ход ударника был перпендикулярен движению торпеды, поэтому ударник испытывал боковую нагрузку, когда торпеда поразила цель. Взрыватель Mark 3 был спроектирован, когда скорость торпед была намного ниже (скорость торпеды Mark 10 составляла 30 узлов), но даже тогда у прототипов Mark 3 были проблемы с ударником во время сильного торможения, когда торпеда сталкивалась с целью. Решение состояло в том, чтобы использовать более сильную пружину. Торпеда Mark 14 имела гораздо более высокую скорость (46 узлов), поэтому замедление было значительно сильнее, но Бюро артиллерийского вооружения, очевидно, просто предполагало, что контактный взрыватель будет работать и на более высокой скорости. В конце концов, Бюро артиллерийского вооружения применило шариковый переключатель и электрический детонатор вместо использования ударного механизма.
В сентябре 1943 года первые торпеды с новыми контактными взрывателями начали поступать на флот. После двадцати одного месяца войны три главных дефекта торпеды Марка 14 были наконец исправлены. Каждый дефект был обнаружен и исправлен в полевых условиях - всегда с упорным противодействием Бюро артиллерийского вооружения.
Поступали также многочисленные сообщения о беспорядочном ходе Mark 14 и возвращении торпед к стреляющей лодке. Такая торпеда потопила подводную лодку Tullibee, но, возможно, это была не Марк 14.
После исправления недостатков потери кораблей противника заметно возросли. К концу Второй мировой войны торпеда Mark 14 стала гораздо более надежным оружием. Извлеченные уроки позволили надводным кораблям, таким как эсминцы, исправить недостатки Mark 15, так как оба проекта имели одинаковые преимущества и недостатки.
После войны лучшие характеристики Mark 14 были объединены с лучшими характеристиками захваченных немецких торпед, в результате чего была создана Mark 16, работающая на перекиси водорода. Mark 16 стала стандартной послевоенной противокорабельной торпедой Соединенных Штатов, несмотря на большой остаточный запас торпед Mark 14, которые были сняты с вооружения в 1975 - 1980 годах.
Характеристики:
Масса - 1490 кг
Длина - 6,25 м
Диаметр - 533 мм
Эффективная дальность стрельбы:
4100 м при скорости 46 узлов
8200 м при скорости 31 узел
Масса БЧ - 292 кг
Тип ВВ - торпекс.
Взрыватель: контактный или магнитный.
Двигатель: паровая турбина
Топливо: смесь этанола с метанолом + сжатый воздух + вода
Максимальная скорость - 46 узлов
Система управления - гироскоп.
Всего произведено 13000 штук
Комментариев нет:
Отправить комментарий