Торпеда Yu-2 - это китайская копия прямоидущей советской реактивной авиационной торпеды РАТ-52 с добавленной пассивной акустической системой наведения. Вопреки присвоенному более высокому порядковому номеру, торпеда Yu-2 была первой китайской торпедой, поступившей на вооружение, перед торпедой Yu-1.
История
В августе 1958 года заместитель начальника штаба НОАЖ Чжан Айпин и заместитель главнокомандующего ПЛАН Ло Шуньчу возглавили военную делегацию в Советском Союзе и подписали соглашение о производстве трех типов торпед в Китае. По сравнению с другими военными программами, каждая с десятками или даже сотнями советских советников, общее число советских советников, первоначально отправленных в Китай для этих программ торпеды, было всего пять. Советский Союз быстро доставил образцы и техническую информацию для трех типов торпед в Китай, как и было обещано. Два советских советника были назначены для оказания помощи Китаю в производстве реактивной торпеды РАТ-52 на заводе №123. В июле 1960 года были завершены первые два образца реактивных торпед китайского производства.
Последующий китайско-советский раскол положил конец многообещающему будущему, с 28 июля по 1 сентября 1960 года Советский Союз быстро вывез всех своих советников из Китая.
В июле 1962 года исследователи 705-го института пришли к выводу, что торпеды на сжатом кислороде небезопасны. Китайские исследователи рекомендовали вместо этого использовать энергию пара, и в следующем году PLAN издал приказ сначала разработать парогазовую торпеду, а затем акустическую торпеду с электрическим приводом.
Хотя торпеда Yu-2 не была частью этого проекта, она действительно выиграла от этого. Один из двух заводов по производству торпед, созданных Китаем в 1950-х годах, был назначен основным подрядчиком для Yu-2. Однако из-за политических потрясений в Китае программа разработки торпеды Yu-2 подверглась нескольким изменениям. В конечном итоге было решено разработать два элемента в параллельных проектах. Первый проект разрабатывал неуправляемую версию торпеды. Во втором проекте была разработана микроэлектроника для акустической системы наведения. Когда оба проекта были завершены, два проекта были объединены.
Разработка
Головная часть торпеды Yu-2 в Военном музее Пекина.
Китай впервые импортировал советскую реактивную торпеду РAT-52 в 1954 году, а также накопил значительный опыт по обслуживанию и обращению с торпедой. С помощью Советского Союза в июле 1960 г. были завершены первые два образца реактивных торпед китайского производства. Несмотря на сворачивание советской технической помощи, запланированное испытание торпеды было проведено в ноябре 1960 года в Лушуне. Результат, однако, был неутешительным. Мало того, что испытание было неудачным, одна из двух торпед сразу же затонула при входе в воду. Поскольку в Китае не было каких-либо современных полигонов для испытаний торпед, причина отказа не была определена. Разработка торпеды Yu-2 была приостановлена.
В 1964 году разработка торпеды Yu-2 возобновилась на заводе № 374. В период с июля по сентябрь 1969 года было проведено в общей сложности 24 испытания торпеды с удовлетворительными результатами, скорость некоторых достигала 70 узлов, а дальность хода в воде превышала 1 км. С марта по апрель 1970 года были испытаны еще 39 торпед.
Как и в случае с торпедой Yu-1, китайская индустрия микроэлектроники была не в состоянии производить пассивную акустическую систему наведения, требуемую в первоначальной спецификации. Однако неуправляемая версия была введена в эксплуатацию под обозначением Yu-2. Акустическая версия появится позже.
Две торпеды Yu-2 могли нести Ил-28 или Q-5. По сравнению с советской торпедой РAT-52, на которой она базировалась, торпеда Yu-2 имела удвоенную дальность хода в воде, но ее боеголовка была на 40 кг легче. Скорость торпеды Yu-2 составляет 40/70 узлов по сравнению с 58/68 узлов для советской торпеды РАТ-52.
Советские исследования показали, что всего 8 прямых попаданий торпеды РAT-52 будет достаточно, чтобы потопить авианосец водоизмещением 50 000 тонн. Однако из-за достижений в области противовоздушной обороны военно-морского флота самолетам становилось все труднее войти в зону поражения цели. Китайское решение состояло в том, чтобы уменьшить высоту полета приближающегося самолета и попытаться отложить обнаружение достаточно надолго, чтобы достигнуть дальности применения оружия. Тем не менее, торпеды РAT-52 не могли сбрасываться с малой высоты. Китайцы решили эту проблему, добавив дополнительные поверхности управления и модифицировав крылья в хвостовой части торпеды. Несмотря на то, что в теперь их можно сбрасывать на очень малой высоте, и наличие пассивной акустической системы наведения, торпеды Yu-2 явно не подходят для современной войны. Китайские исследования показали, что 8 прямых попаданий на 50 000-тонный авианосец все еще могли гарантировать потопление, но в условиях интенсивной противовоздушной обороны и акустических контрмер, должно было быть сброшено минимум 58 торпед Yu-2. Это, в свою очередь, потребовало бы, чтобы минимум 29 самолетов успешно проникли в зону ПВО флота. К 1984 году все авиационные версии торпед Yu-2 были выведены из эксплуатации.
Модернизация
Производство новых торпед Yu-2 давно прекратилось, однако тысячи торпед Yu-2 перерабатываются в мины в качестве оружия береговой обороны. На них устанавливаются новые системы наведения. В роли оружия береговой обороны торпеды Yu-2 также были модифицированы для запуска с кораблей и стационарных береговых установок, а также как часть мин типа CAPTOR.
Характеристики:
Диаметр - 450 мм
Длина - 4 м
Масса - 627 кг
Масса БЧ - 200 кг
Система наведения: пассивная акустическая
Двигатель: реактивный твердотопливный
Дальность стрельбы: 5 км в воздухе, 1 км в воде.
Скорость: более 70 узлов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий