GB-1, также известная как «Grapefruit bomb» и XM-108, - это планирующая бомба, произведенная Aeronca Aircraft для ВВС США во время Второй мировой войны. Она Предназначалась для того, чтобы бомбардировщики могли сбрасывать бомбы из-за пределов досягаемости ПВО противника, до конца войны в боях было использовано более тысячи GB-1.
Разработка
Авиакорпус армии США, который позже стал ВВС США, в марте 1941 г. начал разработку конструкции планирующей бомбы. Предназначенная для того, чтобы бомбардировщики могли действовать вне зоны действия вражеской зенитной артиллерии при сбросе своей бомбовой нагрузки, а также потенциально позволять более точное прицеливание из-за пологой глиссады, по которой будет лететь бомба, в результате разработки были созданы три прототипа; один, разработанный Aeronca, был обозначен как GB-1; дизайн Bellanca получил обозначение GB-2, а разработанный Timm Aircraft - GB-3.
GB-1 сочетала крыло размахом 3,7 м и двухкилевое оперение обычной конструкции малого самолета со стандартной бомбой M34 массой 910 кг. Был использован автопилот на основе гиростабилизатора, управляющий азимутом, позволяющий установить бомбу на определенный курс после сброса на определенной высоте и заданном расстоянии. Бомба планировала со скоростью 370 км/ч, дальность при высоте сброса 4600 м составляла 32 км.
Боевое применение
GB-1 была выбрана для производства из-за ее более простой системы управления по сравнению с конкурирующими GB-2 и GB-3, производство GB-1 началось в мае 1943 года. Бомбы поступили в боевые части в сентябре 1943 года, использование было отложено из-за ограниченной бомбовой нагрузки планера (бомбардировщик B-17 Flying Fortress мог нести только две GB-1, по одной на стойке под каждым из крыльев бомбардировщика) и точности GB-1, которая оказалась значительно хуже, чем у обычных бомб. Несмотря на это, к маю 1944 года были произведены первые сбросы GB-1. 28 мая 1944 года 42 из 113 сброшенных планирующих бомб поразили Кельн после того, как они были выпущены в 18 милях от сортировочной станции Eifeltor 314 км/ч. У многих бомб разрядились электрические батареи, что привело к отказу автопилотов. Немецкие зенитчики приняли бомбы за сбитые ими самолеты, заявив, что сбили более 90 бомбардировщиков. Из-за малой точности Восьмая воздушная армия больше не использовала планирующие бомбы, однако другие подразделения продолжали использовать более тысячи GB-1 до конца войны.
Во время войны разрабатывались варианты GB-1, использующие оптическое наведение (GB-5, GB-12), тепловое наведение (GB-6), полуактивное радиолокационное самонаведение (GB-7), радиокомандное наведение (GB-8), телевизионное наведение (GB-10) и активное радиолокационное наведение ( GB-14), однако ни один из них не вышел из стадии тестирования. Версия для распыления отравляющих веществ, GB-11, также была испытана, но отменена в связи с окончанием войны.
Производство GB-1 было прекращено в январе 1945 г. После окончания войны бомба была снята с вооружения.
Характеристики:
БЧ: бомба M34 GP массой 910 кг
Размах крыла - 3,7 м
Дальность полета - 32 км
Максимальная скорость - 370 км/ч
Система наведения: предустановленный азимут
Носитель: B-17 Flying Fortress.
Комментариев нет:
Отправить комментарий