рекомендации

суббота, 21 ноября 2020 г.

Композитная броня китайских основных танков

Перевод. Оригинал: Chinese main battle tank composite armor

Китайские военные относительно поздно начали внедрять композитную броню для основных танков и боевых бронированных машин. Первым серийным китайским танком, оснащенным композитной броней, был танк Type 85, который был разработан в 1980-х годах и основан на Type 80. Сам Type 80 восходит к Type 59, Т-54А местного производства.

На презентации пакистанской компании Heavy Industries Taxila, государственного производителя основного танка Al-Khalid, было представлено изображение трехмерной CAD-модели, представляющей компоновку брони неизвестного танка. Хотя темой презентации является продукция Heavy Industries Taxila, а в заголовке слайда упоминается танк Al-Khalid, на других изображениях с того же слайда показан танк, который больше похож на Type 96A/B, Type 99G или MBT- 3000; то есть танк имеет клиновидную динамическую броню (ERA) в передней части башни и в корпусе без больших зазоров и нестандартных размеров, что, безусловно, не подходит для Al-Khalid. Heavy Industries Taxila хочет производить местную версию MBT-3000, обозначенную как танк Al-Hyder, так что, возможно, это объясняет компьютерную графику, показывающую танк, на котором явно нет Al-Khalid.

В целом кажется возможным, что компоновка брони на всех танках китайской разработки (включая местные варианты, такие как Al-Khalid) аналогична.


CAD-чертеж, представляющий компоновку брони (слева) и компоновку, нарисованную военными.

Броня состоит из внешнего слоя динамической защиты (ERA), который установлен поверх броневой стальной плиты. Возможно, что эта пластина изготовлена из высокопрочной стали с твердостью где-то между 400 и 600 BHN по шкале Бринелля для повышения уровня защиты. Китай производит различные типы динамической защиты, некоторые из которых, как утверждается, обеспечивают защиту от кинетических боеприпасов, и даже от кумулятивных ракет с тандемными боеголовками. Судя только по толщине, возможность защиты от последних кажется маловероятной для ERA, используемой на танках MBT-2000 и китайских танках Type 96A/B. Предполагается, что на Al-Khalid установлена система динамической защиты Aorak местной разработки.

Позади ERA находится собственно массив брони, который расположен внутри съемного модуля из катаной гомогенной стальной брони (RHA; отмечен синим). Между двумя монтажными кронштейнами устанавливается набор из пяти или более многослойных пластин. Основываясь на более старых китайских исследовательских работах, эти пластины, вероятно, представляют собой своего рода невзрывную динамическую защиту (NERA), состоящую из эластичного материала (отмеченного желтым), такого как резина, зажатого между двумя стальными пластинами (отмечены красным). Этот тип брони также известен как «bulging armor» или «bulging plates armor». При ударе стальные пластины будут сжимать эластичный материал, который расширяется после достижения точки максимального сжатия. Это создаст боковую нагрузку на сердечник снаряда, а также переместит больше стали на его путь. Это ослабит и в идеальном случае разрушит сердечник или струю кумулятивного заряда.

В то время как основная функция ERA и массива NERA заключается в ослаблении снаряда /кумулятивной струи путем ее нарушения и разрушения, основная цель остальной части массива брони, похоже, заключается в поглощении оставшихся фрагментов снаряда /кумулятивной струи в пассивной манере. Это распространенная схема конструкции брони согласно британским и немецким источникам. Этот пассивный остаток массива брони состоит из четырех слоев неизвестных материалов, но, скорее всего, большинство из них - сталь.

Исходя из цветовой кодировки и некоторых предположений, первые два слоя являются обычной RHA (отмечены синим). Броневая сталь по-прежнему является основным элементом конструкции брони танков и ББМ. На всех советских танках с композитной броней, в том числе на поздних танках Т-72Б и Т-80У, около половины броневого массива составляла броневая сталь. Учитывая, что разработка китайских танков основана на местных усовершенствованиях лицензионных советских танков (Т-34, Т-54А), и Китай, по слухам, купил несколько танков Т-72 у стран третьего мира (таких как Ирак и Иран) в 1980-х годах, кажется правдоподобным, что конструкция китайской композитной брони в некоторой степени следует советской философии. Две пластины могут быть изготовлены из разных стальных сплавов с разной пластичностью и твердостью. Эта броня с двойной или тройной твердостью (в зависимости от того, сколько различных типов стали используется) приведет к усилению защиты от проникающих средств с кинетической энергией (KE) и боеголовок с кумулятивным зарядом.

Такая многослойная или разнесенная стальная броня с использованием различных сплавов предположительно использовалась на последних моделях Leopard 1, экспортного танка AMX-40, бразильского танка Osorio и как часть броневой защиты танков Leopard 2 и Leclerc. В идеальном случае может быть достигнута почти вдвое большая защита от KE на единицу массы брони; однако ни цветовая кодировка, ни толщина пластин, используемых в китайско-пакистанском CAD-изображении, не подразумевают ничего подобного.

Задняя пластина пассивной брони должна быть из высокопрочной стали (отмечена темно-синим цветом); по крайней мере, так обстоит дело с задней частью броневых массивов, используемых на Т-72Б и Т-80У.

Если эти предположения верны, только один единственный слой из четырех слоев, не относящихся к NERA - третий, если быть более точным, мог бы быть неметаллическим материалом (отмечен серым). Это может быть какой-то полимер или стеклопластик. Известно, что композитная броня танка Т-55АМ/Т-62М и специальная броня Т-80У содержат различные типы полимеров. В броне корпуса большинства советских танков использовался стеклопластик, обычно известный как стеклотекстолит. В качестве альтернативы это может быть слой керамики. По крайней мере, согласно данным Британской научно-исследовательской лаборатории оборонных технологий (DSTL), керамику можно использовать в качестве поглощающих элементов брони танка.



Китайская броня из исследовательской статьи (слева) и макет, нарисованный военными (в центре).

В целом, этот массив брони очень похож на массив, упомянутый в китайской исследовательской статье. Эта броня состояла из нескольких наклонных пластин НЕРА (с использованием двух стальных пластин разной толщины с эластичным материалом между ними) в стальном модуле. Задних панелей всего две; тонкая и более толстая пластина; обе они очевидно сделаны из стали. Предположительно эта броня использовалась на Type 85 или оригинальном Type 96, но это не подтверждено. Судя по иллюстрации из китайского исследования, общая толщина брони башни увеличилась.




Относительное распределение попаданий в обычном и нерегулярном бою; изображение взято из документа US CBO.

Проблемой китайского танка является компоновка брони. Большинство танков спроектированы с полной броневой защитой вдоль передней дуги 60 ° (± 30 ° от центральной линии башни), потому что по статистике от 60 до 80% всех попаданий (в зависимости от конфликта и методики измерения) происходит в этой дуге. Такие танки, как Challenger 1/2, Leopard 2, Leclerc и M1 Abrams, имеют не только толстую лобовую броню, но и боковую броню башни, обеспечивающую аналогичную толщину при попадании под углом 30°. Танки, следующие философии советского танкового дизайна, такие как Т-72, Т-90, Т-84 и PТ-91, не имеют композитной брони по бокам башни, но перекрывающаяся лобовая броня и геометрия башни гарантируют, что что слабая боковая броня не обнажается при попадании по передней дуге 60°.


Изготовление башни китайского танка; модули брони еще не установлены

С другой стороны, китайские танки не имеют композитной брони по бокам башни, а геометрия башни не соответствует оригинальной советской концепции. Это означает, что возможно поражение танка изнутри лобовой дуги (где ожидается от 60 до 80% всех попаданий) в месте, которое вообще не защищено какой-либо композитной броней. Другая проблема - по крайней мере, если компоновка брони выглядит так, как на чертежах, это открытая верхняя часть. На CAD-изображении крыша специального модуля брони имеет наклон около 15°, что было бы достаточно, чтобы заставить большинство РПГ и более старые БПС «отскочить» или разбиться, но этого недостаточно для современных боеприпасов. Учитывая, что пластины NERA и большая часть массива пассивной брони не закрывают верхнюю часть модуля брони, поражение этой области любым современным противотанковым оружием позволило бы легко уничтожить танк. На реальных китайских танках секция крыши имеет наклон 12-13°, что немного лучше, но все же недостаточно для современных БПС. Возможно, именно поэтому нынешний китайский «премиальный танк» Type 99A2 оснащен новой башней.


Китайская конструкция башни. Обратите внимание, что специальная броня не закрывает дугу 30°.

Похоже, что китайская композитная броня Type 85/96 и, возможно, также Al-Khalid построена по той же схеме, что и броня башни T-72Б. На Т-72Б также была установлена динамическая защита, а в стальной башне имелась полость, в которую вставлены несколько выпуклых пластин и затыльник из высокопрочной стали. Броня Т-72Б может быть менее эффективной, потому что НЕРА имеет меньший уклон (наклон только в одном измерении), а литая сталь обычно обеспечивает меньшую защиту, чем катаные стальные листы. Однако у Т-72Б есть преимущество в отношении защиты броней (как по вертикали, так и по лобовой дуге).

Интересно, что Советскому Союзу и Китаю удалось разработать броню, которая по существу следует той же схеме проектирования, что и оригинальная броня Chobham, разработанная британцами, в которой использовались различные типы многослойных пластин для работы в качестве невзрывчатой динамической защиты. Известно, что современные решения по бронированию M1 Abrams, новейших танков Merkava и Leopard 2 основаны на аналогичных системах NERA. Немецкая композитная броня MEXAS и AMAP, используемая на танках, таких как MBT Advanced Technology Demonstrator, и на боевых машинах пехоты, таких как БМП Puma и модернизированные CV90, также включает варианты NERA, аналогичные Chobham.

Комментариев нет:

Отправить комментарий