рекомендации

четверг, 24 декабря 2020 г.

Управляемая авиабомба Azon


AZON (или Azon), от слова «azimuth only», была одной из первых в мире управляемых авиабомб, развернутых союзниками, и современником немецкой Fritz X.

Официально обозначаемая как VB-1 («Vertical Bomb 1»), она была разработана майором Генри Дж. Рандом и Томасом Дж. О'Доннеллом на последних этапах Второй мировой войны как ответ на сложную проблему разрушения узких деревянных мостов Бирманской железной дороги.

По сути, AZON представляла собой бомбу общего назначения AN-M65 массой 454 кг с четырехугольным радиоуправляемым хвостовым оперением для обеспечения требуемой способности наведения, позволяющей регулировать вертикальную траекторию по оси рыскания, давая Azon возможность бокового поворота (это означает, что она могла поворачиваться только влево и вправо и не могла изменять свой наклон или скорость падения). 

Отсутствие какого-либо управления по тангажу означало, что бомбардиру все равно приходилось точно держать ее в бомбовом прицеле, чтобы гарантировать, что она не может упасть ниже цели или за ней. «Хвостовой пакет» крепится болтами к стандартной боевой части бомбы вместо обычных неподвижных стабилизаторов из листового металла; эта концепция была ранней версией уже распространенного метода создания современных управляемых бомб (таких как JDAM, семейство Paveway, KAБ-500Л и т. д.): создание блоков наведения и управления в виде отдельных частей, которые прикрепляются к хвостовой и/или носовой части стандартной бомбы, превращая ее в управляемое оружие. 

В дополнительном хвостовом отсеке бомбы были установлены гироскопы, чтобы автономно стабилизировать ее по оси крена за счет управления парой элеронов, и систему радиоуправления для управления рулями направления, чтобы непосредственно управлять направлением бокового прицеливания бомбы с помощью антенн для хвостового приемника, встроенного в диагональные опорные стойки хвостового оперения. Приемник бомбы и система управления питались от аккумулятора, который работал около трех минут. Вся установка в добавленном «хвостовом пакете» была достаточной для наведения оружия с высоты сброса 1500 м до цели. На хвостовой части бомбы находилась сигнальная ракета мощностью 600 000 кандел, которая также оставляла за собой заметный дымовой след, чтобы бомбардир мог наблюдать и контролировать ее с самолета наведения. При использовании в бою она сбрасывалась с модифицированного Consolidated B-24 Liberator. Около десяти экипажей из 458-й бомбардировочной группы, были обучены применению данной бомбы.


Возможность контролировать траекторию бомбы только в азимутальном направлении делала бомбы AZON наиболее подходящими для длинных и узких целей, таких как мосты или железные дороги. Недостатком использования бомбы AZON было то, что после того, как бомба была сброшена, бомбардировщик не мог сразу уходить, потому что он должен был держать бомбу в поле зрения, чтобы наводить ее. Бомбардир использовал джойстик BC-1156 для корректировки курса влево или вправо. Команды направления передавались через специальную радиосистему.

493-я бомбардировочная эскадрилья также со значительным успехом применяла бомбы Azon в Бирме в начале 1945 года с модифицированных аналогичным образом B-24, базировавшихся на аэродроме Пандавесвар, Индия.

Операции Azon в Европе, июнь – сентябрь 1944 г. 

Цель

Дата

Результат

Мелун

8 июня 1944 г.

Миссия 400: атака на мост Мелун сорвана облачностью.

Хам-сюр-Сомм

14 июня 1944 г.

Миссия 412: 7 из 15 B-24 поразили мост через Сомму в Хаме, без потерь.

Étaples

15 июня 1944 г.

Миссия 414: 12 самолетов B-24 использовали бомбы Azon против железнодорожного моста в Etaples, а 7 других против железнодорожного моста Pecrone.

Сомюр

22 июня 1944 г.

Миссия 432: 9 из 10 самолетов B-24 использовали бомбы Azon против моста Сомюр.

Эстерней

17 августа 1944 г.

Миссия 558: 10 самолетов B-24 отправлены для уничтожения железнодорожного моста Les Foulons около Эстернея, но миссия прекращена из-за ухудшения погоды.

Moerdijk

25 августа 1944 г.

Миссия 571: 10 B-24 атакуют железнодорожный мост в Moerdijk, Нидерланды, но ни одна из всех 40 выпущенных бомб не попадает в цель.

Moerdijk

26 августа 1944 г.

Миссия 577: вторая попытка уничтожить железнодорожный мост Moerdijk с участием 9 самолетов, но облачность препятствует атаке.

Равенштейн

1 сентября 1944 г.

Миссия 597: 12 оснащенных Azon B-24 без потерь нанесли удар по железнодорожному мосту Равенштайн в Нидерландах.

Hemmingstedt & Kropp

13 сентября 1944 г.

Миссия 629: 6 из 11 B-24, атаковали нефтеперерабатывающий завод Hemmingstedt и 5 поразили запасную цель, склад боеприпасов в Кроппе.



Бомбардир использовал джойстик на рычаге управления BC-1156, чтобы регулировать направление бомбы влево или вправо.

Характеристики:

Масса: VB-1 - 450 кг, VB-2 - 910 кг.
Дальность полета - 1,5 км.
Система наведения - радиокомандная MCLOS

Комментариев нет:

Отправить комментарий