MH-1A была первой в мире плавучей атомной электростанцией. Она была названа Sturgis в честь генерала Сэмюэля Д. Стерджиса-младшего. Это водо-водяной ядерный реактор, построенный на переоборудованном корабле типа Liberty, он был частью серии реакторов в программе ядерной энергетики армии США, направленной на разработку небольших ядерных реакторов для выработки электроэнергии и отопления, в основном в удаленных, относительно труднодоступных местах. Его обозначение расшифровывалось как "mobile, high power". После достижения критичности в 1967 году MH-1A был отбуксирован в зону Панамского канала, где с октября 1968 по 1975 год он поставлял 10 МВт электроэнергии. Его демонтаж начался в 2014 году и был завершен в марте 2019 года.
Конструкция
MH-1A был спроектирован как буксируемое судно, поскольку предполагалось, что он будет стоять на якоре большую часть своего срока службы, что делало экономически невыгодным содержание собственной двигательной установки.
Он содержал одноконтурный водо-водяной реактор в 350-тонной защитной оболочке, использующий в качестве топлива низкообогащенный уран (от 4% до 7% 235U).
Тренажер диспетчерской MH-1A в Fort Belvoir.
Для MH-1A был создан сложный компьютерный тренажер, установленный в Fort Belvoir. Тренажер MH-1A был приобретен Центром ядерных исследований Государственного университета Мемфиса в начале 1980-х годов, но так и не был восстановлен и возвращен в строй. Его судьба после закрытия Центра ядерных исследований неизвестна.
Строительство
Реактор был построен для армии США компанией Martin Marietta по контракту на 17 200 000 долларов (август 1961 г.), строительство началось в 1963 г. Реактор был построен в Sturgis, переоборудованном корабле типа Liberty, ранее известном как SS Charles H. Cugle. Sturgis имел бортовой номер 3145.
Fort Belvoir, штат Вирджиния, был штаб-квартирой инженерного корпуса армии и, начиная с 1954 года, вновь созданного подразделения армейских реакторов. Это подразделение было создано Министерством обороны для разработки компактных атомных электростанций, которые можно было бы использовать для подачи тепла и электроэнергии в отдаленные районы. Первый армейский ядерный энергетический реактор SM-1 был построен в Fort Belvoir в 1955–1957 годах компанией American Locomotive Company (ALCO). Он был расположен рядом с бухтой Ганстон, у реки Потомак. Реактор SM-1, также известный как Army Package Reactor Program, использовался для обучения персонала для всех трех служб. По этой причине MH-1A был установлен и испытан на борту Sturgis, когда он был пришвартован в бухте Ганстон, недалеко от объекта SM-1.
Углубление канала между основным течением реки Потомак и береговой линией бухты Ганстон началось 30 ноября 1964 года. В то же время началось строительство подъездной дороги, линий электропередач и пирса прямо около реакторной установки SM-1. Sturgis прибыл к новому пирсу Gunston Cove 22 апреля 1966 года, будучи отбуксированным из Mobile, штат Алабама. Реактор MH-1A впервые был запущен 24 января 1967 года и был официально «принят» армией 25 июля 1967 года. Sturgis оставался на пирсе еще 11 месяцев, обеспечивая энергией Fort Belvoir, в то время как Инженерный корпус искал подходящий постоянный участок. Весной 1968 года Государственный департамент США вступил в переговоры с компанией Панамского канала, и в конце июля 1968 года Sturgis был отбуксирован из Ганстон-Коув и прибыл к озеру Гатун 7 августа.
Зона Панамского канала, 1968–1976 гг.
После пяти месяцев испытаний в Fort Belvoir, начавшихся в январе 1967 года, Sturgis был отбуксирован в зону Панамского канала. С октября 1968 по 1975 годы реактор мощностью 10 МВт поставлял электроэнергию в зону Панамского канала.
Нехватка воды в начале 1968 года поставила под угрозу как эффективную работу шлюзов Панамского канала, так и производство гидроэлектроэнергии для зоны канала. Для работы шлюзов требовалось огромное количество воды, а уровень воды на озере Гатун резко упал в течение засушливого сезона с декабря по май, что потребовало сокращения работы Гатунской ГЭС.
Судно было пришвартовано в озере Гатун, между шлюзом Гатун и водосбросом плотины Чагрис. Начиная с октября 1968 года, электрическая мощность 10 МВт, производимая установкой MH-1A на борту Sturgis, позволила ей заменить энергию Гатунской гидроэлектростанции, которая освободила воду озера для использования в судоходстве. Для повышения мощности в ноябре 1968 года в зону канала была переброшена дизельная плавучая электростанция Andrew J. Weber мощностью 20 МВт. Эти две баржи не только внесли свой вклад в удовлетворение потребностей зоны канала в электроэнергии, но и сделали возможным экономию огромного количества воды, которая в противном случае потребовалась бы для работы гидроэлектростанции. По оценке Инженерного корпуса, с октября 1968 года по октябрь 1972 года было сэкономлено (или, скорее, высвобождено) более одного триллиона галлонов - достаточно, чтобы позволить пятнадцати дополнительным кораблям проходить через шлюзы канала каждый день.
После года эксплуатации в зоне канала в реакторе MH-1A было заменено ядерное топливо, что, согласно отчету Инженерного корпуса за 1969 год, заняло одну неделю (17-25 октября 1969 г.). Согласно отчету Федерации американских ученых за 2001 год, было произведено пять замен топлива реактора MH-1A в течение всего срока службы. В нем использовался низкообогащенный уран (НОУ) с обогащением от 4 до 7%, при этом общее количество поставленного урана-235 составляло 541,4 кг (для пяти активных зон).
В конечном итоге Sturgis был заменен двумя турбинами Hitachi мощностью 21 МВт, одна на тихоокеанской стороне перешейка, а другая - на атлантической.
Вывод из эксплуатации
Деактивация и консервация на James River, 1976–1977 гг
MH-1A был выведен из эксплуатации в 1976 году, так как программа армейских реакторов была прекращена, и, поскольку он представлял собой уникальный прототип, эксплуатационные расходы были слишком высокими. Кроме того, компания Панамского канала приобрела дополнительные наземные электрические мощности, и в 1976 году было решено, что Sturgis больше не нужен.
В период с декабря 1976 года по январь 1977 года баржа с реактором была отбуксирована обратно в Соединенные Штаты, при этом повреждения от шторма при транспортировке были настолько серьезными, что пришлось отвести ее к Военно-морскому терминалу в Санни-Пойнт, Северная Каролина, и подвергнуть временному ремонту. После ремонта Sturgis был отбуксирован в Fort Belvoir в марте 1977 года. Топливо было извлечено из реактора в Fort Belvoir и отправлено на участок реки Саванна, а реактор был помещен в SAFSTOR (безопасное хранилище) с дезактивацией и физическими барьерами для предотвращения выброса радиоактивности. Затем Sturgis был пришвартован на James River за пределами Fort Eustis, штат Вирджиния, и стал частью James River Reserve Fleet.
Вывод из эксплуатации, демонтаж и утилизация, 2014–2018 гг.
27 марта 2014 года Инженерный корпус армии США заключил с Chicago Bridge & Iron (CB&I) контракт на 34 663 325,34 доллара на вывод из эксплуатации, демонтаж и утилизацию ядерного реактора MH-1A, установленного на барже Sturgis. Из реактора уже выгрузили топливо, обеззаразили и опломбировали. Согласно плану вывода из эксплуатации Sturgis должен был быть переведен в Галвестон, штат Техас, где CB&I удалила бы остаточные радиоактивные отходы. После этого оставшиеся части баржи будут перевезены в Браунсвилл, штат Техас, для утилизации или переработки в металлолом с использованием стандартных методов разборки судов - по состоянию на 2014 год ожидалось, что весь процесс будет завершен менее чем за четыре года. Переезд в Галвестон, первоначально запланированный на сентябрь 2014 г., был отложен в ожидании выдачи разрешения на вывод из эксплуатации. Корабль прибыл в Браунсвилл, штат Техас, 26 сентября 2018 г. и был разобран к марту 2019 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий