рекомендации

понедельник, 1 февраля 2021 г.

Железнодорожная гаубица Obusier de 400 Modèle 1915/1916


Возможно, под влиянием успешного применения немецкой 420-мм гаубицы Big Bertha при штурме бельгийских фортов в Льеже, Намюре и Антверпене и французского форта в Мобеж, французская армия выдвинула требование о новой тяжелой артиллерии, способной разрушать глубоко закопанные укрепления. Существующие 200–300 мм орудия береговой обороны и осадные мортиры оказались умеренно эффективными, поэтому новое орудие должно было быть намного больше.

Дальность и мобильность не были первостепенными. Вместо этого первоочередными требованиями были ведение огня под большим углом возвышения, вес снаряда и мощность взрывчатого вещества. Поскольку mle 1915/1916 классифицировались как гаубицы, а не как пушки, это означало, что ствол не обязательно должен был быть очень длинным. Поскольку для производства нового оружия не хватало свободных производственных мощностей или материалов, было решено вместо этого переделать излишки морских орудийных стволов.

Стволы

Было выпущено две модели гаубиц: mle 1915 и mle 1916, которые различались по используемым стволам:

22 июля 1915 года по запросу французского штаба военное министерство приказало построить восемь гаубиц и железнодорожных установок образца 1915 года. Стволы для этих гаубиц были переделаны из имевшихся морских орудий Canon de 340 мм Modèle 1887 L/42, которые были укорочены до 25 калибров и расточены до 400 мм. Стволы поступили от списанного додредноута Brennus и двух кораблей береговой обороны типа Valmy. Шесть стволов были переоборудованы в 1915 году, а еще три - в начале 1916 года. Из девяти переоборудованных стволов восемь были установлены на орудия, а девятый ствол служил образцом для испытаний на полигоне в Гавре.

Второй заказ был размещен в январе 1917 г. еще на четыре гаубицы образца 1916 г. и железнодорожные установки с тремя запасными орудиями. Стволы для этих гаубиц были переделкой имевшихся морских орудий Canon de 340 мм Modèle 1912 L/45, которые были укорочены до 25 калибров и расточены до 400 мм. Они поступили от отмененных линкоров-дредноутов типа Normandie. И mle 1915 и mle 1916 имели одинаковые характеристики и использовали одинаковые снаряды. Теоретический ресурс ствола составлял 1000 выстрелов, и в случае сильного износа ствола планировалось снова расточить стволы до 415 мм, но это так и не было реализовано.

До и после

Сравните оригинальную морскую пушку и модифицированную гаубицу: ствол mle 1915/1916 на 25% короче, самый большой снаряд весит почти вдвое больше, начальная скорость снаряда составляет всего 60% от исходной, а дальность полета снаряда немного меньше, несмотря на стрельбу на больших углах возвышения.

Сравнение 340 mm mle 1887 и 400 mm mle 1915/1916


Длина ствола, м

Масса снаряда, кг

Начальная скорость, м/с

Дальность стрельбы, км

mle 1887

14,13

420 - 490

740 - 780

18 при 18°

mle 1915/1916

10,65

641 - 900

465 - 530

15,1 - 16 при 65°


Другие переделки

Помня об успехе mle 1915/1916, французская армия потребовала строить больше гаубиц. Однако отсутствие подходящих для переделки стволов калибра 340 мм заставило искать альтернативу. Альтернативой было переделка излишков морских орудий Canon de 305 мм Modèle 1887 L/45 в 370 мм, используя тот же процесс укорачивания стволов, их расточки, и строительства для них железнодорожных установок. Получившиеся восемь гаубиц и четыре запасных ствола получили название Obusier de 370 modèle 1915, и они служили вместе с Obusier de 400 Modèle 1915/1916 как в Первой, так и во Второй мировой войне.

Железнодорожная установка

Платформа для гаубиц называлась affut à Berceau Saint-Chamond и использовалась на ряде различных железнодорожных орудий. Гаубицы устанавливались на прямоугольных стальных основаниях, которые подвешивались на двух железнодорожных платформах. Задняя платформа имела четыре оси, а передняя - шесть осей. Количество осей было определено предельной массой для европейских железных дорог 17 тонн на ось и 17x10 = 170 тонн. Поскольку стволы были морскими орудиями, которые не предназначались для использования под большими углами возвышения, цапфы были перемещены относительно далеко вперед, а гаубицы были тяжелыми, поэтому передняя тележка имела больше осей, чем задняя.


mle 1915/1916 в походном положении.

Гаубицы имели поршневой затвор конструкции Велина и использовали заряды и снаряды раздельного заряжания. Для заряжания гаубицы ствол опускался до -8 ° и к казенной части гаубицы можно было установить трап для заряжания. У гаубиц была гидропневматическая система отката, где люлька откидывалась вверх по слегка наклонной задней площадке, что помогало возвращать гаубицу в исходное положение после выстрела. В лафете использовалось крепление к поверхности, а заднюю платформу можно было поднять домкратом, чтобы уменьшить отдачу. В лафете использовалась автомобильная траверса, поэтому угол поворота был ограничен несколькими градусами с каждой стороны от оси гаубицы. Обычно гаубицам требовалось два дня на подготовку огневой позиции, которая заключалась в усилении участка пути деревянными балками и рытье ямы для якоря и еще одного дня для подготовки казенной части гаубицы к стрельбе на больших углах возвышения более 45°. Имелись также четыре опоры домкрата, которые можно было опустить и прикрепить к бревнам, чтобы обеспечить устойчивую площадку для стрельбы.


mle 1915/1916 в боевом положении.


Заряжание mle 1915/1916.

Организация батарей

Французские железнодорожные батареи обычно состояли из двух поездов. Первым был огневой поезд с локомотивом, мастерской, двумя вагонами с боеприпасами и одним или двумя железнодорожными орудиями. Второй - административный поезд, с локомотивом, дополнительными вагонами с боеприпасами, штабным вагоном, тремя или более жилыми вагонами, кухонным вагоном и вагонами для строительных материалов и подъемного оборудования. В 1916 году имелось четыре батареи, а в 1918 шесть батарей, по две гаубицы в каждой армии. Каждой батареей командовал капитан артиллерии, и всего персонал составлял 125 человек.

Боевое применение

Первая мировая война

Верден

Первое использование mle 1915/1916 имело место во время битвы при Вердене. Две mle 1915/1916 (из 77-й батареи 3-го пешего артиллерийского полка) были развернуты в 13 км к юго-западу от Бейликура для участия в подготовке французского контрнаступления 21 октября 1916 года. По оценкам, во время этого сражения было выпущено 373 выстрела калибром 370 мм и 400 мм. Первым пострадал форт Дуомон, а затем форт Во. 23 октября 1916 г. из примерно пятидесяти снарядов, поразивших форт, шесть пробили бетонные, земляные и каменные оборонительные сооружения. Первый взорвался в лазарете, другой - в коридоре, еще три снаряда разбили каземат, примыкающий к казармам, и, наконец, был поражен склад боеприпасов, что вызвало пожар. Взрывы и ядовитые газы вынудили немецкий гарнизон эвакуировать форт, что позволило французам снова занять его на следующий день. 

Сомма

Следующее применение mle 1915/196 было во время артиллерийской подготовки битвы на Сомме. С 30 июня 1916 года они обстреливали коммуну Моркур и превратили укрепленные деревни Эрбекур, Эстре и Беллой-ан-Сантер в руины. 

Вторая битва при Эне

В апреле 1917 года наступление французов на Chemin des Dames сопровождалось атаками к северу от Реймса. Артиллериская подготовка была нацелена на форты Бримон, Витри-ле-Реймс и Берру, а также туннели и укрытия под горой Корнилье и Мон-санс-ном. Три туннеля находились на глубине до 30 м под землей и могли вмещать до 3 батальонов, которые могли использоваться для немецких контратак. На аэрофотоснимках были видны входы и вентиляционные шахты этого подземного комплекса. Это, в сочетании с информацией, предоставленной пленными, привело к их обстрелу. Первые 12 выстрелов предназначались для входа в туннель, чтобы запечатать немцев внутри. 20 мая 1917 года были обстреляны вентиляционные шахты, и один из снарядов, выпущенных из Мурмелон-ле-Пети, пробил 30 метров известняка и взорвался в галерее туннеля, в результате чего погибло более 400 человек, от взрыва, обрушения туннеля и удушья.

Служба в американской армии

По крайней мере, два из этих орудий находились в эксплуатации 53-го берегового артиллерийского полка Берегового артиллерийского корпуса во Франции во время Первой мировой войны (почти вся тяжелая и железнодорожная артиллерия, имевшаяся в американской армии в той войне, использовалась подразделениями береговой артиллерии). Армия США построила единственную экспериментальную 406-мм железнодорожную гаубицу M1918 с некоторым влиянием французской конструкции. Основываясь на опыте использования этого оружия, корпус береговой артиллерии отказался от опускающегося лафета с малыми углами возвышения (после развертывания одного в Форт-Мичи, Нью-Йорк) для следующего поколения крупных орудий береговой обороны, 16-дюймовой пушки M1919 и 16-дюймовой гаубицы M1920. Для новых орудий были спроектированы барбетные лафеты с углом возвышения 65 градусов, позволяющие вести огонь на небольших дистанциях, этот тип лафета позже использовался для новых установок 16-дюймовых орудий ВМФ во время Второй мировой войны. 

Вторая мировая война

Все двенадцать гаубиц были развернуты в батареях 371-го полка ALVF (Artillery lourde sur voie ferrée) в районе Эльзаса и Лотарингии для усиления обороны линии Мажино. Однако они не предпринимали никаких действий из-за отсутствия целей в этих секторах. После перемирия восемь из них были использованы немцами под обозначением 40 cm Haubitze (Eisenbahn) 752(f). Две батареи (№ 693 и 696) состояли из трех гаубиц каждая и были задействованы во время блокады Ленинграда, две другие действовали как запасные. Считается, что ни одна из них не пережила Вторую мировую войну.


40 cm Haubitze (Eisenbahn) 752(f) под Ленинградом.

Боеприпасы

Типы снарядов:

Осколочно-фугасный - 900 кг
Полубронебойный - 890 кг
Бронебойный - 641 кг


Таблицы стрельбы:

Заряд №1


Тип снаряда

Масса заряда, кг

Начальная скорость, м/с

Дальность стрельбы, км

Осколочно-фугасный

36,5

330

9,58

Полубронебойный

36

330

8,4

Бронебойный

29

345

10,2


Заряд №2


Тип снаряда

Масса заряда, кг

Начальная скорость, м/с

Дальность стрельбы, км

Осколочно-фугасный

46

385

12

Полубронебойный

46

385

11,9

Бронебойный

39,5

420

12,8


Заряд №3


Тип снаряда

Масса заряда, кг

Начальная скорость, м/с

Дальность стрельбы, км

Осколочно-фугасный

74

465

15,8

Полубронебойный

74

465

15,1

Бронебойный

66,3

530

16



Рисунок Mle 1915/1916, показывающий детали подготовки огневой позиции.


mle 1915/1916 в боевом положении с ямами для отдачи и крепления.

Всего построено:
mle 1915 - 8 штук
mle 1916 - 4 штуки

Характеристики:

Масса - 137 т
Масса ствола - 47,5 т
Длина - 19 м
Длина ствола - 10,65 м (25 калибров)
Заряжание: раздельное, картузное.
Калибр - 400 мм
Затвор: поршневой, системы Велина.
Противооткатные устройства: гидропневматические.
Лафет: ж/д платформы 1x4 и 1x6
Вертикальные углы наведения: от -8° до +65°.
Горизонтальные углы наведения: 12°
Скорострельность: 1 выстрел за 5 минут
Начальная скорость снаряда - 465 - 530 м/с
Эффективная дальность стрельбы - 13 - 14 км
Максимальная дальность стрельбы - 16 км.

Комментариев нет:

Отправить комментарий