рекомендации

четверг, 8 апреля 2021 г.

Военно-транспортный самолет Boeing C-97 Stratofreighter


Boeing C-97 Stratofreighter - это тяжелый военно-транспортный самолет большой дальности, разработанный на основе бомбардировщиков B-29 и B-50. Конструкторские работы начались в 1942 году, первый полет прототипа состоялся 9 ноября 1944 года, а первый серийный самолет поступил на вооружение в 1947 году. В период с 1947 по 1958 год было построено 888 самолетов C-97 в нескольких версиях, из них 811 - заправщиков KC-97. C-97 использовались для снабжения Западного Берлина, во время Корейской и Вьетнамской войны. Некоторые самолеты служили летными командными пунктами Стратегического авиационного командования, в то время как другие были модифицированы для использования в авиационно-спасательных эскадрильях (ARRS).

Разработка

C-97 Stratofreighter был разработан ближе к концу Второй мировой войны. Он был построен перед смертью президента Boeing Филипа Джонсона.

Прототип XC-97 был оснащен двигателями Wright R-3350 мощностью 2200 л.с., такими же, как и на B-29. XC-97 совершил свой первый полет 9 ноября 1944 года.

Десятый и все последующие самолеты были оснащены более высокими килями и рулем направления от B-50 Superfortress. У C-97 в хвостовой части имелись створчатые двери, так что для загрузки могла использоваться выдвижная рампа. Однако, в отличие от более позднего Lockheed C-130 Hercules, он не разрабатывался как транспорт, который мог бы доставлять грузы прямо на примитивные передовые базы с относительно короткими ВПП. Заднюю рампу нельзя было использовать в полете для сброса грузов с воздуха.


YC-97 Stratofreighter с более коротким оперением и меньшими двигателями B-29 в 1947 году

9 января 1945 года первый прототип, пилотируемый майором Кертином Л. Рейнхардтом, перелетел из Сиэтла в Вашингтон, округ Колумбия, за 6 часов 4 минуты, со средней скоростью 616 км/ч) с 9 100 кг груза, для своего времени впечатляющее достижение. Серийные модели оснащались двигателем Pratt & Whitney Wasp Major мощностью 3500 л., таким же двигателем, как и B-50.

C-97 имел полезную нагрузку 16 000 кг и мог нести два обычных грузовика, буксируемое артиллерийское орудие или легкие гусеничные машины, такие как M56 Scorpion. C-97 был также первым серийным транспортным самолетом с системой герметизации кабины, что сделало дальние полеты более комфортными для его экипажа и пассажиров.

Гражданской производной от C-97 был Boeing 377 Stratocruiser, очень роскошный трансокеанский авиалайнер, который имел салон на нижней палубе и мог быть оснащен спальными каютами. Первый Stratocruiser поднялся в воздух 8 июля 1947 года. Всего было построено 56 самолетов.

История службы

Один YC-97A (45–59595) использовался на Берлинском воздушном мосте в апреле 1949 года в составе 1-й эскадрильи стратегической поддержки. В Гатове произошла авария с шасси, и к тому времени, когда он был отремонтирован, советская блокада была снята.

C-97 эвакуировали раненых во время Корейской войны. C-97 также участвовали в воздушном мосте в Биафре, доставляя гуманитарные материалы на аэродром Ули в Биафре во время гражданской войны в Нигерии. Летая под покровом темноты и на уровне верхушек деревьев, чтобы избежать радаров, были потеряны по крайней мере два C-97.

Стратегическое воздушное командование ВВС США эксплуатировало самолет C-97 Stratofreighter с 1949 по 1978 год. В начале своего срока службы он служил альтернативным воздушным командным пунктом SAC. Хотя было построено только 77 транспортных самолетов C-97, 811 были построены как самолеты KC-97 Stratofreighter для дозаправки в воздухе. Многие KC-97 позже были переоборудованы в транспортные самолеты C-97G и ими были укомплектованы несколько эскадрилий Национальной гвардии ВВС США.


В настоящее время годен к полетам только один C-97 (серийный номер 52-2718, названный «Ангел освобождения»), который принадлежит Берлинскому историческому фонду воздушных перевозок. Он окрашен как YC-97A 45-59595, единственный C-97, участвовавший в Берлинском воздушном мосте.

Израильтяне обратились к Stratocruisers и KC-97, когда не смогли купить C-130. Они адаптировали авиалайнеры Boeing 377 Stratocruiser для транспортных нужд, многие из них использовали хвостовые части C-97, включая погрузочную рампу. Один израильский C-97 был сбит египетской ракетой SA-2 Guideline 17 сентября 1971 года, когда летел в качестве самолета РЭБ примерно в 12 милях от Суэцкого канала.

Модификации

XC-97 - военное обозначение прототипа Boeing 367, построено три самолета.
YC-97 - военно-транспортный самолет, шесть штук построено.
YC-97A - самолет для перевозки солдат, три построено.
YC-97B - оснащенный 80 сиденьями в стиле авиалайнера, позже переименованный в C-97B, в 1954 г. стал C-97D, выведен из эксплуатации в MASDC 15 декабря 1969 г.
С-97А - военно-транспортный самолет, 50 построено.
KC-97A: три C-97A были переоборудованы в воздушные заправщики с удаленной задней загрузочной дверью и добавленной летной заправочной стрелой. После того, как конструкция была проверена, они были преобразованы обратно в стандартный C-97A.
С-97С - вторая серийная версия, построено 14 штук; те, которые использовались для медицинской эвакуации во время Корейской войны, получили обозначение MC-97C.
VC-97D - переоборудованы в штабной самолет и летающий командный пункт, переоборудованы три С-97А.
C-97E - КС-97Е, переоборудованные в военно-транспортный самолет.
KC-97E - заправщики с постоянно закрытыми задними загрузочными люками, построено 60 штук.
C-97F - КС-97F, переоборудованный в транспортник.
KC-97F - заправщики с двигателями Р-4360-59Б мощностью 3800 л.с. и незначительными изменениями, построено 159.
C-97G - 135 KC-97G, переоборудованных в транспортные самолеты.
EC-97G - переделка трех KC-97G в самолеты электронной разведки. Эксплуатировалось ЦРУ для тайных операций ELINT в воздушном коридоре Западного Берлина.
KC-97G - заправщики/транспортники двойного назначения, имели подкрыльные топливные баки, построено 592 самолета.
GKC-97G - пять KC-97G, которые использовались как наземные учебные планеры.
JKC-97G - один самолет был модифицирован для испытаний реактивных двигателей General Electric J47-GE-23, и позже получил обозначение KC-97L.
HC-97G - КС-97G, переоборудованные для поисково-спасательных операций; 22 самолета переоборудованы.
YC-97J - модификация KC-97G с четырьмя турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney YT34-P-5 мощностью 5700 л.с. (4250 кВт), переоборудовано два самолета.
С-97К - 27 KC-97G, переоборудованных в самолеты для перевозки десантников.
KC-97L - 81 КС-97G с двумя ТРД J47 на подкрыльевых пилонах.

На воружении: США, Израиль, Испания.

Аварии и происшествия

22 мая 1947 - XC-97 ВВС США разбился в пшеничном поле возле базы ВВС Райт-Паттерсон и загорелся, в результате чего погибли пять из семи членов экипажа на борту.

6 июня 1951 г. - C-97A ВВС США разбился возле базы ВВС Келли из-за возможного асимметричного выдвижения закрылков при взлете, в результате чего погибли все девять членов экипажа на борту.

15 октября 1951 г. После взлета с Лажеш-Филд, Азорские острова, C-97A ВВС США пропал без вести во время обратного полета на базу ВВС Вестовер, штат Массачусетс. Самолет пилотировал капитан Джон Фрэнсис Дейли-младший, его экипаж составлял 11 человек. В общей сложности 50 самолетов и кораблей обыскали предполагаемый маршрут, но никаких следов самолета или экипажа так и не было обнаружено.

22 октября 1951 г. C-97A USAF разбился и сгорел рядом с взлетно-посадочной полосой на авиабазе Келли, в результате чего четыре из шести находившихся на борту самолета погибли.

27 июня 1954 г. KC-97G ВВС США врезался в гору Бокс-Спрингс, убив всех 14 пассажиров на борту. Самолет направлялся на авиабазу Нортон из-за плохой погоды в пункте назначения, на авиабазе Марш.

4 мая 1955 г. KC-97G ВВС США упал в Атлантический океан в 90 милях от Исландии из-за потери управления, вызванной возгоранием двигателя, в результате чего все девять находившихся на борту погибли.

6 июля 1956 г. KC-97E ВВС США потерпел крушение в лесистой местности в 45 милях к северо-востоку от Гус-Бей, Канада, после сообщения о возгорании двигателя, в результате чего погибли все шесть человек на борту.

22 января 1957 г. KC-97G ВВС США из 384-й воздушной заправочной эскадрильи потерпел крушение в предгорьях горы Адирондак во время тренировочной миссии по дозаправке, в результате чего погибли все находившиеся на борту семь человек.

22 марта 1957 г. C-97C USAF, следовавший в Токио, пропал без вести над Тихим океаном с 10 членами экипажа и 57 пассажирами на борту. Это катастрофа с наибольшим количеством погибших с участием C-97.

18 июля 1957 г. KC-97G ВВС США разбился в озере Шамплейн из-за отказа двух двигателей, в результате чего шесть из восьми находившихся на борту самолета человек погибли.

29 октября 1957 г. KC-97G ВВС США врезался в гору в условиях плохой видимости в 35 милях к северу от Флагстаффа, штат Аризона, во время исследовательского полета, в результате чего погибли все 16 человек на борту.

19 января 1958 г. C-97A ВВС США пропал без вести над Тихим океаном на пути к острову Уэйк из Гонолулу с семью членами экипажа на борту.

22 июля 1959 г. KC-97G ВВС США из 509-й заправочной эскадрильи потерпел крушение около Андовера, штат Нью-Гэмпшир, из-за пожара во время ночного тренировочного полета, в результате чего погибли все семь человек на борту. Пожар был вызван поломкой подшипника турбонагнетателя, что привело к утечке топлива.

30 марта 1960 г. KC-97F затонул в Атлантике у побережья Флориды из-за сильного ветра, погибли двое из 14 находившихся на борту.

27 июня 1960 г. KC-97G ВВС США из 380-й воздушной заправочной эскадрильи был одним из двух самолетов KC-97G в составе экипажа Т-51, которые должны были заправлять B-47 в условных боевых условиях. Он собирался соединиться с B-47, когда загорелся двигатель номер один. Самолет повернул налево и развернулся. Внешняя часть левого крыла, ослабленная огнем, отделилась, и самолет врезался в гору недалеко от Ньюри, штат Мэн, убив всех пятерых на борту.

29 июня 1964 г. HC-97G вместе с HC-54D ВВС США выполняли спасательные миссии и фотографировали для программы NASA Gemini. HC-54 наклонился вправо, столкнувшись с HC-97, оба самолета разбились в воде у Бермудских островов, в результате чего на борту обоих самолетов погибли 17 человек; семеро выжили после того, как выпрыгнули до столкновения самолетов. Причина, вероятно, заключалась в потере сознания пилотом HC-54.

19 декабря 1964 г. KC-97G ВВС США выкатился с взлетно-посадочной полосы на авиабазе Эрнест Хармон, убив всех пятерых на борту.

19 января 1969 г. Авиалайнер Национальной гвардии Висконсина KC-97L потерпел крушение у взлетно-посадочной полосы в аэропорту генерала Митчелла, в результате чего погибли четыре человека из 11 находившихся на борту.

26 сентября 1969 г. C-97G врезался в деревья и разбился на последнем подходе к взлетно-посадочной полосе Ули, в результате чего погибли все пятеро человек на борту.

30 ноября 1970 г. Израильский KC-97G буксировали через взлетно-посадочную полосу 30 в международном аэропорту Лод, когда в него врезался Боинг 707 TWA, оба самолета загорелись. Погибли два человека на земле.

17 сентября 1971 г. KC-97G ВВС Израиля был сбит египетскими ракетами после проникновения в воздушное пространство Египта вдоль Суэцкого канала, в результате чего погибли семь из восьми человек, находившихся на борту самолета.

30 июля 1987. После взлета самолет C-97G авиакомпании Belize Air International (транспортная авиакомпания) врезался в шоссе Мехико-Толука после перемещения груза, в результате чего погибли 5 из 12 человек на борту и 44 на земле.

Характеристики (C-97)

Экипаж: 5 - 6 человек (пилот, второй пилот, штурман, бортинженер, 1 - 2 специалиста по грузам).
Вместимость:
134 военнослужащих или 69 носилок или заправочное оборудование.
Длина: 33,7 м.
Размах крыла: 43,1 м.
Высота: 11,7 м.
Площадь крыла: 161,1 м².
Масса пустого самолета: 37410 кг.
Полезная нагрузка: 17010 кг.
Снаряженная масса: 54420 кг.
Максимальная взлетная масса: 79370 кг
Силовая установка: 4 звездообразных двигателя Pratt & Whitney R-4360B Wasp Major, по 3500 л.с. каждый.
Максимальная скорость: 603 км/ч.
Крейсерская скорость: 482 км/ч.
Дальность полета: 6920 км.
Перегоночная дальность: 9270 км.
Практический потолок: 10670 м.
Нагрузка на крыло: 337,8 кг/м².

Комментариев нет:

Отправить комментарий