Supermarine Attacker - это британский одноместный палубный реактивный истребитель, разработанный и выпускавшийся авиастроительной компанией Supermarine для Военно-воздушных сил Королевского флота (FAA). Он являлся первым реактивным истребителем, поступившим на вооружение FAA.
После первого полета 27 июля 1946 года, этап летных испытаний затянулся из-за ряда проблем, в том числе трудностей с управляемостью. Первые машины были поставлены на вооружение FAA в августе 1951 года. Как и большинство других реактивных истребителей первого поколения, Attacker имел относительно короткий срок службы; это было связано с тем, что в 1950-х и 1960-х годах быстро развивались реактивные двигатели, котором устанавливались на все более совершенные самолеты. Несмотря на то, что FAA снял его с вооружения в 1954 году, всего через три года после его появления, Attacker будет принят на вооружение вновь сформированных ВВС Пакистана, которые продолжат эксплуатацию этого типа самолетов вплоть до 1964 года.
Разработка
Истоки Attacker восходят к проекту реактивного истребителя военного времени. Многие ключевые особенности конструкции и требования к характеристикам были оговорены в Спецификации E.10/44 (E означает экспериментальный), выпущенной Министерством авиации в 1944 году, которая требовала разработки реактивного истребителя с крылом с ламинарным обтеканием и одним реактивным двигателем. В ответ британский производитель самолетов Supermarine решил подготовить собственное решение, которое включало в себя разработку совершенно нового фюзеляжа с раздвоенными воздухозаборниками для обеспечения подачи воздуха к турбореактивному двигателю Rolls-Royce Nene, установленному на данном самолете. Этот фюзеляж был соединен с ранее существовавшими прямыми крыльями с ламинарным обтеканием, которые были разработаны для Supermarine Spiteful, истребителя с поршневым двигателем, который должен был заменить Supermarine Spitfire. До того, как эта конструкция была официально названа Attacker, самолет первоначально назывался «Jet Spiteful».
Как первоначально предполагалось, программа Attacker должна была предоставить временный реактивный истребитель для оснащения RAF, в то время как другой самолет, Gloster E.1/44, который также был оснащен двигателем Rolls-Royce Nene, еще разрабатывался. 30 августа 1944 года Supermarine получила заказ на три прототипа. Было оговорено, что и второй, и третий прототипы должны быть поставлены флоту. 7 июля 1945 года был также размещен дополнительный заказ на еще 24 предсерийных самолета, шесть для RAF и оставшиеся 18 для ВВС флота (FAA).
Решение проблем с прототипом Spiteful задержало разработку версии с реактивным двигателем, что привело к остановке заказа на 24 экземпляра, хотя работа над тремя прототипами продолжалась. Из-за задержки FAA вместо этого закупило партию 18 de Havilland Vampire Mk. 20 с целью приобретения опыта работы с реактивными самолетами. Оценив как Jet Spiteful, так и E.1/44, Королевские ВВС решили отклонить оба проекта, поскольку ни один из них не предлагал заметного преимущества в летно-технических характеристиках по сравнению с современными истребителями, такими как Gloster Meteor и de Havilland Vampire, которые были первыми двумя действующими реактивными самолетами ВВС Великобритании.
Первые полеты
Второй Type 398 Attacker (TS413) в полете, 1947 год.
После того, как ВВС Великобритании отклонили проект, Supermarine решила обратиться в Адмиралтейство с предложением разработать военно-морскую версию проекта. 27 июля 1946 года летчиком-испытателем Джеффри Куиллом был выполнен первый полет на прототипе Type 392 с серийным номером TS409, наземной версии. Министерство авиации выпустило спецификацию E.1/45 для серийных самолетов; удовлетворение ее различных требований потребовало внесения ряда обширных изменений в конструкцию, включая пересмотренное расположение хвостового оперения, а также увеличенный внутренний запас топлива. Соответственно, был внедрен большой внешний подфюзеляжный топливный бак, а также удлиненный киль и складывающиеся законцовки крыльев.
Летные испытания в основном проводились на недавно созданном экспериментальном предприятии Supermarine на бывшей базе ВВС Великобритании Чилболтон. У Attacker было несколько недостатков, один из которых заключался в использовании шасси с хвостовым колесом Spiteful, а не шасси с носовым колесом, из-за чего самолету было значительно труднее приземлиться на авианосец. По данным Билла Ганстона, эта ходовая часть с хвостовым колесом означала, что при работе с грунтовых аэродромов выхлопная струя создаст в земле длинную борозду, в которой «могут лечь три человека». Однако, согласно авиационному журналу Flight, заявления о выжженных или вспаханных поверхностях, даже в грунте, были преувеличены. Attacker не был ни единственным, ни первым реактивным самолетом, оснащенным таким шасси, которое также использовалось на экспериментальном Heinkel He 178 и нескольких ранних самолетах Messerschmitt Me 262. Главный конструктор Vickers-Supermarine, г-н Дж. Смит, заявил, что испытания подтвердили, что ходовая часть хвостовика является приемлемой.
17 июня 1947 года первый военно-морской прототип, Тип 398 TS413, совершил свой первый полет, пилотируемый летчиком-испытателем Майком Литгоу, через четыре года после того, как «Метеор» выполнил свой первый полет. В течение ноября 1949 года были получены заказы на производство от имени FAA. 5 мая 1950 года первый серийный вариант самолета, получивший обозначение Attacker F.1, выполнил свой первый полет, год спустя начались поставки.
Конструкция
Attacker FB2 на земле, август 1952 года.
Supermarine Attacker был первым реактивным самолетом, поступившим на вооружение FAA. Первоначально он был разработан в соответствии с требованиями военного времени для ВВС Великобритании, но в конечном итоге был разработан для использования с авианосцев. Для реактивного самолета конструкция Attacker была необычной, с хвостовой опорой шасси со сдвоенными колесами, а также с прямым крылом. Управление было достаточно обычным, как у Spiteful. Передняя часть кабины была обеспечивала исключительно хороший обзор пилоту.
Attacker имел относительно прочную конструкцию, в которой широко использовались в основном алюминиевые сплавы. Носовая часть имела необычную структуру клешни омара, состоящую из толстых листов из алюминиевого сплава сверху и снизу, без элементов жесткости, она обеспечивала летчику броневую защиту. Кончик носа был съемным для размещения фотоаппарата или балласта, между ним и кабиной находился отсек авионики. В кормовой части кабины находился топливный бак, за которым следовал двигательный отсек.
С точки зрения аэродинамики Attacker был хорошо обтекаемым, и Flight описал его как «возможно, более совершенный, чем любой другой истребитель». Фюзеляж был плавно изогнутым, без прямых линий. Его форма имела некоторые характеристики ламинарного обтекания крыла, и его линии прерывались только обтекаемым фонарем кабины и воздухозаборниками двигателя по обе стороны от кабины. Воздухозаборники отклоняли пограничный слой передней части фюзеляжа, чтобы предотвратить его попадание в двигатель.
Полетная палуба авианосца ВМС Великобритании HMS Eagle; на переднем плане несколько истребителей Attacker FB.2; на заднем плане - Fairey Firefly FR.4, около 1953 г.
Конструкция крыла в значительной степени не изменилась по сравнению с Spiteful, за исключением того, что оно было немного увеличено, чтобы соответствовать более крупному Attacker. Использовались щелевые закрылки по задней кромке, а также щелевые элероны и триммеры с электрическим приводом. Крыло с одним основным и одним вспомогательным лонжеронами крепилось болтами непосредственно к укороченным лонжеронам, так как центроплан отсутствовал. Наружная обшивка была приклепана заподлицо и изготовлена с особой тщательностью в попытке добиться ламинарного потока, предсказанного при испытаниях в аэродинамической трубе. Flight объяснял, что крыло с ламинарным потоком позволило Attacker превысить максимальную скорость Spiteful более чем на 100 миль в час. Однако в других источниках утверждается, что крыло Attacker по аэродинамике уступало оригинальному эллиптическому крылу Спитфайра, обладая неблагоприятными характеристиками, такими как более низкое критическое число Маха.
Attacker был оснащен одним турбореактивным двигателем Rolls-Royce Nene Mk. 101. В то время «Nene» был самым мощным реактивным двигателем в мире с тягой 2270 кг. Двигатель поддерживался тяжелой рамой заднего лонжерона коробчатого сечения, которая крепилась в носу и корме к главному лонжерону. Поскольку сопло было относительно длинным, во время запуска двигателя использовалось регулируемое сопло с ручным управлением, чтобы предотвратить резонансы в форсунке и чрезмерные температуры турбины. На внешней обшивке, окружающей воздухозаборник, было несколько жалюзи для регулирования давления во время запуска, они автоматически закрывались для герметизации двигательного отсека после запуска. В двигательном отсеке была установлена система пожаротушения, управляемая пилотом.
Что касается вооружения, у Attacker F.1 было четыре 20-мм пушки Hispano Mk.V, в то время это считалось стандартным вооружением для фронтовых истребителей RAF. Стрельба из этих пушек велась с помощью устройств Maxifiux-Star с электронным управлением. Встроенные пушки имели боекомплект 167 выстрелов каждая, в то время как подвесные по 145 снарядов каждая. На внешней подвеске могли размещаться две 1000-фунтовые бомбы или четыре 300-фунтовые НУР.
История эксплуатации
Британия
В августе 1951 года Attacker поступил на вооружение FAA. Первой эскадрильей, получившей серийные самолеты, была 800-я морская авиационная эскадрилья, базирующаяся в RNAS Ford. После появления Attacker F.1 для FAA были разработаны и изготовлены еще два варианта самолета. Attacker FB.1 был истребителем-бомбардировщиком, мало отличавшимся от оригинальной модели F.1, за исключением того, что предполагалось использовать его как штурмовик. Третьим и последним вариантом был Attacker FB.2, оснащенный более мощной модификацией двигателя Nene, который сопровождался различными модификациями его конструкции. На этой модели Supermarine Attacker имел в общей сложности восемь узлов подвески под крылом, на которых мог нести пару бомб весом 1000 фунтов (454 кг) или максимум восемь неуправляемых ракет.
Всего было поставлено 146 серийных самолетов трех модификаций. У Attacker была относительно короткая карьера в FAA, ни один из его вариантов не участвовал в каких-либо боевых действиях в течение срока службы. Attacker был выведен с авианосцев в течение 1954 года и заменен несколькими более мощными реактивными истребителями, включая Hawker Sea Hawk и de Havilland Sea Venom. В течение нескольких последующих лет Attacker оставался на вооружении эскадрилий Королевского военно-морского добровольческого резерва (RNVR), и был окончательно выведен из состава резерва в начале 1957 года.
Пакистан
В начале 1950-х годов недавно сформированные Королевские ВВС Пакистана (RPAF, позже Pakistan Air Force) стремились приобрести реактивные истребители. Сочетание нехватки средств и политического давления со стороны британских поставщиков убедило их приобрести вариант Attacker, известный как Type 538, который, по сути, являлся "сухопутным" вариантом самолета, используемого FAA.
Этими самолетами была оснащена только одна эскадрилья: 11-й эскадрилья перехватчиков «Arrows»; она получила свои первые самолеты в 1953 году. Всего были приобретены 36 Attacker, после чего, в январе 1956 года эскадрилья "Arrows" была официально перевооружена на F-86F Sabre американского производства. Однако некоторые источники утверждают, что истребители Attacker использовались PAF вплоть до 1964 года.
Модификации
Type 392
Прототип сухопутной версии в соответствии со спецификацией E.10/44, заказанный как один из трех прототипов 30 августа 1944 года, один построен и впервые взлетел 27 июля 1946 года.
Type 398
Опытный образец для военно-морского флота, заказан 30 августа 1944 года, один построен, первый полет 17 июня 1947 года.
Type 510
Прототип со стреловидными крыльями и хвостом, разработка которого привела к созданию Supermarine Swift.
Type 513
Опытный образец второго военно-морского прототипа согласно спецификации E.1/45, заказан 30 августа 1943 года, один построен, взлетел 24 января 1950 года.
Type 398 Attacker F.1
Серийный вариант с двигателем Nene 3, были заказаны 63 самолета, 50 построены как F1, так как два были отменены, а последние 11 построены как FB.1. Первый полет серийного F.1 состоялся 4 апреля 1950 г.
Attacker FB.1
Последние 11 серийных F.1 были построены как FB.1 плюс еще один самолет, заказанный 27 марта 1951 года для замены одного самолета, разбившегося во время испытательного полета. FB1 был изменен по сравнению с оригинальной конструкцией, чтобы позволить ему нести ракеты или бомбы под крыльями.
Attacker FB.2
Обновленный вариант истребителя-бомбардировщика с двигателем Nene 102, 24 штуки заказаны 21 ноября 1950 г., 30 заказано 16 февраля 1951 г. и еще 30 заказано 7 сентября 1951 г., все 84 построены в Южном Марстоне.
Attacker Mk.538
Вариант с двигателем Nene 4 наземного базирования для ВВС Пакистана, 36 построено, первый из которых был поставлен в 1953 г.
Аварии и инциденты
23 мая 1950 года летчик-испытатель Vickers Лес Колкухун летел на первом серийном Attacker F.1 WA469. Он проводил испытания на высокой скорости, когда во время одного из маневров внешняя часть крыла правого борта сложилась и элероны заблокировались. Колкухун решил не катапультироваться и сумел совершить высокоскоростную посадку в Чилболтоне, в ходе которой он использовал все, кроме 90 м взлетно-посадочной полосы, шина шасси лопнула. Неповрежденный самолет был осмотрен, чтобы установить причину инцидента, и Колкухун был награжден медалью Джорджа за свои усилия.
5 февраля 1953 г., Attacker FB.1 WA535 разбился возле Уинвика, Чешир, пилота Рой Эдвин Коллингвуд погиб.
21 июля 1953 года Attacker FB.2 WP293 (803 NAS) из RNAS Ford разбился на ферме Норт-Сток, недалеко от Арундела, Сассекс, в результате чего погиб пилот лейтенант-коммандер Уильям Т. Р. Смит.
10 ноября 1955 года в результате аварии с участием Attacker FB.2 WP281 погиб старший инструктор по полетам, лейтенант-коммандер Чарльз Джеймс Лавендер.
Производитель: Supermarine
Первый полет: 27 июля 1946 года
Всего построено: 182 + 3 прототипа.
Характеристики (F.1)
Экипаж: 1 человек.
Длина: 11,43 м
Размах крыла: 11,25 м
Высота: 3,02 м
Площадь крыла: 21 м2
Масса пустого самолета: 3 826 кг
Взлетная масса: 5 339 кг
Силовая установка: 1 × турбореактивный двигатель Rolls-Royce Nene, тяга 22 кН
Максимальная скорость: 950 км/ч
Дальность полета: 950 км
Практический потолок: 13 700 м
Скороподъемность: 32,3 м/с
Вооружение: 4 × 20-мм пушки Hispano No. 3 Mark 5.
Комментариев нет:
Отправить комментарий