рекомендации

четверг, 7 октября 2021 г.

Зажигательная авиационная бомба ЗАБ-1э (ЗАБ-2,5-1)



Зажигательная авиационная бомба ЗАБ-1э имеет оболочку из электрона, сгорающую вместе с основным снаряжением.

Хвостовая часть корпуса бомбы срезана на конус для крепления стального стабилизатора, состоящего из четырех перьев. Внутри корпуса помещается 400 г зажигательного состава (термита), 30 г переходного состава, промежуточный и воспламенительный составы общим весом 15 г.

Все снаряжение прессуется в виде шашки и вкладывается в корпус через донное очко, закрываемое металлической навинтованной пробкой.

Бомба применяется с взрывателем ударного действия с капсюлем-воспламенителем и весит в окончательно снаряженном виде около 1,5 кг. Бомбометание производится из кассет.


При ударе бомбы о преграду загораются последовательно воспламенительный, промежуточный и переходный составы и от последнего загораются термит и электронная оболочка, развивая температуру до 5000-2500° С. При горении электрон разбрасывает горящие частицы. Диаметр очага огня около 20 см, высота пламени около 30 см, продолжительность горения бомбы 1,2 минуты.

Корпус бомбы сгорает полностью. Бомба хорошо поджигает деревянные строения, дрова, доски, сухой хворост.

Зажигательные авиабомбы ЗАБ-1э в ходе советско-финляндской войны, по мнению комиссии УВВС КА, зарекомендовали себя не очень хорошо. К примеру, в порту Койвисто вдоль берега был устроен открытый склад сухого строительного леса, уже готового для вывоза. В него попало несколько зажигательных авиабомб ЗАБ-1э (установлено по оставшимся стабилизаторам) и ЗАБ-10тг. Однако вызвали пожар именно последние, в результате чего на площади 200 х 300 м2 заготовленный лес выгорел полностью.

Зато бомбардировка склада ГСМ площадью 200 х 500 м2, расположенного возле выборгского порта, оказалась не столь успешной, как того требовало задание. Во-первых, все сооружение было выстроено на каменистом гранитном грунте. Во-вторых, его бомбили только авиабомбами ЗАБ-1э. В-третьих, противопожарные мероприятия, заранее учтенные архитекторами, сыграли свою роль. Склад состоял из четырех небольших кирпично-бетонных зданий и 12 стационарных цистерн емкостью 2000-3500 м3 с толщиной стенок 6-8 мм. В данном случае ЗАБ-1э применяли совершенно неграмотно. Успех бомбардировки подобных объектов могут обеспечить как минимум ЗАБ-50тг или фугасно-осколочные авиабомбы совместно с ЗАБ-10тг.

В горючий корпус малогабаритной зажигательной авиабомбы ЗАБ-1э, выполненный из алюминий-магниевого сплава «электрон» с толщиной стенок 13,5 мм, вкладывали прессованную шашку из военного термита марки «6». Пять газоотводящих отверстий закрывали изолентой, намотанной на кольцевую канавку. Сгорая в течение 1,2 мин, боеприпас развивал температуру пламени 2000-2500°С и оставлял на месте падения только стальной стабилизатор и раскаленные шлаки. В отличие от ровного горения ЗАБ-2,5т, у ЗАБ-1э оно сопровождалось «интенсивным искрообразованием и разбросом горячих шлаков на расстояние до полуметра». ЗАБ-1э применяли с помощью сбрасываемых ротативно-рассеивающих авиабомб РРАБ, а также сбрасывали их залпом из стационарных самолетных кассет-ведер.


В 1940 году в условиях дефицита магния конструкторы намеревались уменьшить толщину корпуса боеприпаса, за счет чего нарастить массу боевого заряда. Однако в 1941 году (официально считается, что в 1942 году) производство ЗАБ-1э пришлось полностью прекратить из-за отсутствия магния. Дело в том, что практически весь этот металл, добываемый в Наркомате цветных металлов, а также его запасы из фондов Главалюминия просто жгли круглыми сутками, чтобы его порошкообразной окисью заменить централит – остродефицитный компонент твердого ракетного топлива в двигателях снарядов знаменитых «катюш».

Динамика выпуска ЗАБ-1э умалчивает, что с 1941 году это было не производство, а всего лишь расход остатков мобзапаса корпусов, которые довольно трудно было утилизировать. Поэтому до 1942 году практически под всеми ЗАБ-1э подразумевали зажигательные элементы для снаряжания авиабомб ЗАБ-100цк, куда их вкладывали по 8-10 штук без взрывателей и оперения.

До начала войны ЗАБ-1э чертежа 3-0405 серийно изготавливали на Пресненском механическом заводе, заводах «Ростовский механизатор» и «Красный маяк» Наркомата общего машиностроения, на Калининском механическом Наркомата среднего машиностроения, а также на заводе № 61 Наркомата боеприпасов. С 1941 года эти авиабомбы получили наименование ЗАБ-2,5-1. Между тем еще в середине года на эти заводы поступил формуляр, где разрешалось план по сдаче ЗАБ-1э самостоятельно заменить поставками зажигательных авиабомб ЗАБ-2,5т.

Характеристики ЗАБ-1э черт. 3-0405:

Длина (без взрывателя) - 365...370 мм.
Диаметр корпуса - 60...62 мм.
Размах оперения - 85 мм.
Масса:
- авиабомбы без взрывателя - 1,43...1,50 кг.
- зажигательного состава - 0,45...0,47 кг.
Используемые взрыватели (1 шт.): АМ-Б, АМ-Б б/в, АГМ-1 к/в.

Источники:

1. Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.
2. Дымовые и огнеметно-зажигательные средства. Военное издательство военного министерства Союза ССР, Москва - 1951 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий