рекомендации

четверг, 11 ноября 2021 г.

Палубный истребитель Grumman F-9 Cougar


Grumman F9F/F-9 Cougar - палубный истребитель для ВМС и Корпуса морской пехоты США. Основанный на более ранней модели Grumman F9F Panther, Cougar получил более современное стреловидное крыло по сравнению с прямым крылом Panther. Тяга двигателя тоже была увеличена. Военно-морской флот считал Cougar обновленной версией Panther, несмотря на другое официальное название.

Разработка


F9F-6 Cougar (на переднем плане) и F9F-5 Panther в полете.

Слухи о том, что в Советском Союзе был создан истребитель со стреловидным крылом, ходили за год до того, как МиГ-15 впервые появился на авиашоу в 1949 году. Несмотря на это, флот не фокусировался на разработке такого самолета. Во многом это было связано с тем, что флот в то время уделял основное внимание защите кораблей от высокоскоростных высотных бомбардировщиков, а также сопровождению палубных бомбардировщиков средней дальности в любых погодных условиях. Воздушный бой представлял меньший интерес. Тем не менее, военно-морской флот оценил важность создания реактивного истребителя палубного базирования со стреловидным крылом. Компания Grumman получила контракт на разработку истребителя со стреловидным крылом в 1951 году. Важным фактором стало появление МиГ-15, который легко превзошел истребители с прямым крылом в воздушной войне над Северной Кореей.

Прототипы были быстро изготовлены путем модификации Panther, и первый из них (XF9F-6) взлетел 20 сентября 1951 года. Самолет все еще был дозвуковым, но максимальное число Маха было увеличено с 0,79 до 0,86 на уровне моря и до 0,895 на высоте 10 000 м, заметно улучшив характеристики по сравнению с Panther. Вместо использования обычных элеронов для управления креном F9F-6 использовал интерцепторы на верхних поверхностях крыла. Педали руля направления управляли частью руля ниже горизонтальной поверхности оперения, в то время как верхняя часть руля направления контролировалась демпфером рыскания. Это позволяло Cougar безопасно и легко летать без верхней части хвостового оперения.

F9F-6


F9F-6 из VF-24 на палубе USS Essex в 1955 году

Первой серийной модификацией (646 самолетов) был F9F-6, поставленный с середины 1952 года по июль 1954 года. Первый полет F9F-6 состоялся 20 сентября 1951 года, через семь месяцев после того, как Grumman подписал контракт с ВМФ на истребитель со стреловидным крылом. Первые 30 серийных самолетов использовали тот же двигатель J42 P-6, что и в F9F-5, но затем он был заменен более мощным J42 P-8 с тягой 32,2 кН. J42 был лицензионной версией Rolls-Royce Nene.

Вооружение состояло из четырех 20-мм пушек AN/M3 в носовой части и точек подвески для двух 450-килограммовых бомб или подвесных баков по 570 л под крыльями. Большинство из них было оснащено антенной наведения UHF под носом, а некоторые были оснащены системами дозаправки в воздухе. На F9F-6 использовался оружейный прицел Aero 5D-1 с радиолокационной станцией APG-30A. Позднее в 1962 году F9F-6 получил обозначение F-9F. Шестьдесят штук были построены как разведывательные самолеты F9F-6P с фотокамерами вместо носовой пушки.

После снятия с вооружения многие F9F-6 использовались как беспилотные мишени для боевой подготовки, получившие обозначение F9F-6D, или для управления дронами (F9F-6K). F9F-6K и F9F-6D были переименованы в QF-9F и DF-9F соответственно.

F9F-7

F9F-7 относился к следующей серии Cougar, которая получила двигатель Allison J33 вместо Pratt & Whitney J48. Всего было построено 168 машин, но J33 оказался менее мощным и менее надежным, чем J48. Почти все эти самолеты были переоснащены двигателем J48 и, таким образом, были неотличимы от F9F-6. В 1962 году они были переименованы в F-9H.

Испытания гибкой палубы

Военно-морской флот использовал два модифицированных F9F-7 для проведения экспериментов по приземлению на гибкие палубы по британскому образцу, которые не требовали использования шасси. Причина заключалась в том, что, поскольку шасси самолета составляет около 33% от общего веса, самолет без шасси получит большую дальность полета и сможет нести больше боеприпасов. Самолет был оснащен ложным днищем глубиной 3 дюйма под центральным фюзеляжем, чтобы помочь сбалансировать самолет во время приземления на гибкую палубу, сделанную из смазанной прорезиненной ткани. Палуба, построенная Goodyear, имела толщину 1/2 дюйма и имела несколько фиксирующих тросов. Самолеты запускались с рампы и тележки, служившей временным шасси. Два тестируемых самолета F9F-7 были оснащены мощным двигателем J48-P8 вместо двигателя Allison J33, который первоначально использовался на F9F-7. Хотя посадочные испытания дали положительные результаты и доказали, что посадка вполне возможна, проект был прекращен в 1955 году, поскольку после приземления самолетов их было трудно перемещать по палубе авианосца. Кроме того, для выполнения посадки требовался высококвалифицированный пилот, и в случае необходимости было бы невозможно сесть на наземный аэродром.

F9F-8

Работа над F9F-8 началась в апреле 1953 года с тремя целями: снизить скорость сваливания самолета, улучшить управляемость на больших углах атаки и увеличить дальность полета. Он отличался удлиненным на 20 см фюзеляжем и модифицированными крыльями с большей хордой, увеличенной площадью (с 300 до 337 квадратных футов). Изменения в планере улучшили характеристики полета на малой скорости и при большом угле атаки, а также освободили место для топливных баков. Максимальная скорость составляла 1133 км/ч, а минимальная скорость была снижена до 235 км/ч. Кроме того, теперь он был способен преодолевать звуковой барьер на крутом пикировании. Все четыре ящика для боеприпасов были установлены над орудиями, в отличие от раздельного расположения на большинстве предыдущих F9F, включая Panther. Обзор, который и без того был очень хорошим, был еще улучшен. В период с апреля 1954 года по март 1957 года был поставлен 601 самолет. Самолеты позднего производства F9F-8 получили возможность нести под крыльями четыре ракеты «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder (первый самолет ВМС с ракетами). Самые ранние самолеты были позже модифицированы для применения Sidewinder. Некоторые получили также оборудование для применения ядерного оружия. В 1962 году F9F-9 был переименован в F-9J. F9F-8B - это F9F-8, переоборудованные в одноместные истребители-бомбардировщики, позже переименованные в AF-9J. В период с 1956 по 1960 год ВМС приобрели 377 двухместных учебно-тренировочных самолетов F9F-8T. Они использовались до 1974 года и были вооружены двумя 20-мм пушками и могли нести полную боевую нагрузку из бомб или ракет. В 1962 году они были переименованы в TF-9J.

Самолеты-разведчики

Всего было выпущено 110 F9F-8P (фоторазведчика) с модернизированными носовыми камерами. После 1960 г. они были выведены в резервные эскадрильи. В 1962 году уцелевшие самолеты F9F-6P и F9F-8P были переименованы в RF-9F и RF-9J соответственно.

Модернизация F9F-8 для преобразования в F9F-8P:
  • Модификация с целью удаления оружия и сопутствующего оборудования и установки фотооборудования и автопилота, их органов управления и инструментов привела к следующим изменениям:
  • Перестановка электронного оборудования, установленного в зоне, ограниченной носовой частью фюзеляжа, удлинение этой части на 12 дюймов и укорачивание сдвижной носовой части.
  • Перестановка левой и правой консоли и основной приборной панели, чтобы освободить место для органов управления, связанных с дополнительным оборудованием.
  • Незначительные изменения конструкции фюзеляжа и установки оборудования для обеспечения управления каналом горячего воздуха от компрессора двигателя, который используется для обогрева окон и отсека камеры.
  • Снятие всего вооружения, системы управления вооружением и радиолокационной системы AN/APG-30, а также установка дополнительной переборки из броневых листов.
Летные характеристики и развертывание

F9F был известен своей высокой маневренностью и легкостью в управлении. Корки Мейер, летавший на F9F Cougar и North American FJ-3 Fury, отметил, что по сравнению с последним Cougar имеет более высокий предел скорости пикирования (1,2 Маха против 1 Маха), более высокую предельную перегрузку 7,5 g (по сравнению с 6 g) и большей выносливостью.

F9F Cougar также был эффективным многоцелевым самолетом, что может объяснить, почему он использовался реже, чем специализированные истребители. Несмотря на проблемы с двигателем, которые преследовали FJ-3, он использовался в течение более длительного периода, чем F9F Cougar. Скорее всего, это было связано с тем, что F9F выполнял роль штурмовика, и заменялся новыми самолетами, такими как A4D-1 Skyhawk, а не с каким-либо недостатком в качестве истребителя.



История службы

США

Первые F9F-6 были переданы в состав эскадрильи VF-32 в конце 1952 года. Первой фактически развернутой эскадрильей F9F Cougar была VF-24, назначенная на USS Yorktown в августе 1953 года, но прибывшая на корейский театр военных действий слишком поздно, чтобы участвовать в войне.


F9F-8 были выедены из первой линии в 1958–59 гг, их заменили F11F Tiger и F8U Crusader. Военно-морской резерв использовал их до середины 1960-х годов, но ни одна из одноместных версий не использовалась во время войны во Вьетнаме.

Единственной версией Cougar, участвовавшей в боях, был учебно-тренировочный самолет TF-9J (до 1962 года известный как F9F-8T) во время войны во Вьетнаме. Отряды из четырех самолетов служили в штабе морской пехоты США и 11-й эскадрилье технического обслуживания (H&MS-11) в Дананге и H&MS-13 в Чу-Лай, где они использовались для быстрого управления воздушным движением и воздушным командованием, направляя авиаудары по позициям противника в Южном Вьетнаме с 1966 по 1968 год.


Двухместный учебно-тренировочный самолет TF-9J долгое время служил в ВМС США. Он был основным учебно-тренировочным самолетом ВМФ более двух десятилетий. Предложенная модификация Cougar (модернизированная с двигателем J52) была отклонена, и ВМС выбрали TA-4F Skyhawk. Последний Cougar был выведен из эксплуатации при переоснащении 4-й учебной эскадрильи (VT-4) в феврале 1974 года. F9F-8T, №14276, выставлен в Национальном военно-морском музее авиации в NAS Pensacola, Флорида.

Трансконтинентальный рекорд скорости

1 апреля 1954 года ВМС США использовали F9F Cougar для установления рекорда скорости. Три пилота истребительной эскадрильи VF-21 совершили перелет протяженностью 2438 миль менее чем за четыре часа. F.X. Brady установил самое быстрое время 3 часа 45 минут 30 секунд. Это был первый раз, когда расстояние было преодолено менее чем за четыре часа. Три самолета F9F-6 заправились топливом над Канзасом с американского AJ Savage с использованием экспериментальной системы дозаправки, установленной в носовой части.

Blue Angels

Демонстрационная группа ВМС США «Blue Angels» совершала полеты на четырех различных вариантах F9F, от F9F-2 Panther до F9F-8. Blue Angels заменили свои шесть F9F-5 Panther на шесть F9F-6 в 1953 году. Затем F9F-6 были заменены модернизированными F9F-5 до 1954 года, когда Blue Angels перешли на F9F-8. «Blue Angels» использовали F9F-8 до 1957 года, их заменили Grumman F11F-1 Tiger, хотя один двухместный F9F-8T был оставлен для полетов для прессы и VIP-полетов.



Аргентина

Единственной страной, помимо США, которая использовала F9F Cougar, была Аргентина, которая также использовала F9F Panther. Два учебных самолета F9F-8T были приобретены в 1962 году и прослужили до 1971 года. Cougar был первым самолетом, преодолевшим звуковой барьер в Аргентине. Один самолет (серийный №3-A-151) выставлен в Музее военно-морской авиации (MUAN) в Баия-Бланка, а другой был продан заказчику в Соединенных Штатах и впоследствии потерян в результате аварии 31 октября 1991 года.

Модификации


F9F-8T из VMT-1 около MCAS Cherry Point, 1962 г


Беспилотная мишень QF-9J в 1970 году.

XF9F-6 - прототипы, переделанные из F9F-5 Panther, построено 3 машины.
F9F-6 - первая серийная версия, получила обозначение F-9F в 1962 году, построено 646 самолетов.
F9F-6P - фоторазведчик, получил обозначение RF-9J в 1962 году, построено 60 самолетов.
F9F-6PD - самолет для управления мишенями, переделан из F9F-6P, получил обозначение DF-9F в 1962 году.
F9F-6D - самолет для управления мишенями, переделан из F9F-6, получил обозначение DF-9F в 1962 году.
F9F-6K - беспилотная мишень, переделана из F9F-6, получила обозначение QF-9F в 1962 году.
F9F-6K2 - улучшенная версия F9F-6K, получила обозначение QF-9G в 1962 году.
F9F-7 - построены с двигателем Allison J33, большинство были переоснащены J48, получили обозначение F-9H в 1962 году. Построены 168 самолетов.
F9F-8 - удлиненный центр фюзеляжа, усиленный фонарь, измененное крыло, увеличенный запас топлива и возможность нести ракеты AIM-9 Sidewinder; переименован в F-9J в 1962 году, построен 601 самолет.
YF9F-8B - опытный образец одноместного истребителя-бомбардировщика, переделанного из F9F-8, позже переименован в YAF-9J.
F9F-8B - F9F-8, переделанные в одноместные истребители-бомбардировщики, позже переименованы в AF-9J.
F9F-8P - фоторазведчики, переделанные из F9F-8, позже переименованы в RF-9F, построено 110 самолетов.
YF9F-8T - один самолет F9F-8, преобразованный в прототип учебно-тренировочного самолета F9F-8T, позже переименован в YTF-9J.
F9F-8T - двухместные учебно-тренировочные самолеты, построенные на базе F9F-8, переименованы в TF-9J в 1962 году, построено 399 штук.
NTF-9J - два TF-9J, использовавшиеся для специальных испытаний.
YF9F-9 - первоначальное обозначение прототипов YF11F-1 Tiger. Первый полет 30 июля 1954 года, переименован в апреле 1955 года.



Производитель: Grumman.
Первый полет: 20 сентября 1951 года.
Принятие на вооружение: декабрь 1952 года.
Снятие с вооружения: 1974 год.
На вооружении: США, Аргентина.
Всего построено 1988 самолетов.

Характеристики (F9F-6/F-9F):

Экипаж - 1 человек.
Длина - 12,47 м.
Размах крыла - 10,52 м.
Высота - 3,747 м.
Площадь крыла - 28 кв. м.
Масса пустого самолета - 5,209 т
Боевая масса - 7,368 т
Максимальная взлетная масса - 9,525 т.
Максимальная посадочная масса - 7,257 т на землю, 6,530 т на палубу.
Запас топлива - 2890 л в фюзеляжных баках и 590 л в крыльевых баках.
Двигатель: 1 × ТРД Pratt & Whitney J48-P-8, взлетная тяга 32,2 кН, боевая - 24,91 кН.
Максимальная скорость - 1053 км/ч у земли.
Крейсерская скорость - 871 км/ч на высоте 12500 - 13700 м.
Боевой радиус действия - 472 км.
Практический потолок - 13600 м.
Максимальная скороподъемность - 34,3 м/с.
Удельная нагрузка на крыло - 300 кг/кв.м.

Вооружение:
4 × 20 мм пушки AN/M3, 190 снарядов на пушку.
НУР: 6 × 5 127 мм.
УР: 4 × AIM-9 Sidewinder
Бомбы: 2 × 454 кг + 2 x 227 кг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий